Беседа: «Что такое экстремизм?»
материал (8, 9 класс)

Шиляева Ольга Владимировна

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.

Задачи:
1.Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
2.Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstremizm.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Что такое экстремизм?»
Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.

Задачи:
1.
Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
2.Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.
3.
Развивающая задача: развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность сужденийвоспитанников; формировать умение работать в группах.

Оборудование:

Проектор

Компьютер

Презентация

Ход беседы:

  1. Вступительное слово

(Слайд 1)

Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И сегодня в мире все чаще и чаще говорят о проблеме экстремизма и терроризма. Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов. Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих.

Итак, как вы понимаете значение слова «экстремизм»? (Ответы детей.)

  1. Экстремизм и его виды

(Слайд 2)

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

(Слайд 3)

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

(Слайд 4)

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?

Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

  1. Ответственность за экстремистскую деятельность

Но нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

(Слайд 5)

  1. Терроризм

(Слайд 6) 

Терроризм – последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.

Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

И мне хотелось сегодня вспомнить лишь немногие теракты, которые за последние 20 лет потрясли нашу страну. Только вдумайтесь в число невинно пострадавших во время терактов.

(Слайд 7-22)

Захват больницы в Буденновске,

Захват около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан).

Взрыв в девятиэтажном жилом доме в Каспийске.

В сентябре 1999 года взрывы в жилых домах прогремели во многих городах России: в дагестанском Буйнакске, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в Москве, в городе Волгодонск Ростовской области.

2000г. Взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы

2001г. Почти одновременные взрывы заминированных автомобилей в городах Минеральные Воды и Ессентуки и в деревне Адыге-Хабл в Карачаево-Черкессии.

9 мая 2002г. Взрыв в центре дагестанского города Каспийск, где проходили торжества по случаю Дня Победы.

23 октября 2002г. - Норд-Ост Захват более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке чеченскими сепаратистами.

2003г. Взрыв в переполненной студентами электричке, шедшей по маршруту Кисловодск - Минеральные воды, неподалеку от города Ессентуки.

Первое сентября 2004 года в школе №1 в городке Беслан. В результате последовавшего штурма погибли 334 человека, 186 из них - дети.

2010г. Взрывы на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры"

3 апреля 2017 г. Теракт в Петербургском метрополитене на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт».

Давайте почтим память всех жертв теракта минутой молчания.

  1. МИНУТА МОЛЧАНИЯ
  2. Портрет экстремиста - террориста

А сейчас давайте попробуем представить себе портрет экстремиста - террориста.

(Работа в группах) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.

(Слайд 23)

  1. молодые люди от 14 до 22 лет (в редких случаях до 25-30 лет); (Мовсар Бараев,23,захвативший заложников на Дубровке)
  2. агрессивные;
  3. жестокие;
  4. предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;
  5. стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;
  6. нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;
  7. лишены родительской заботы;
  8. познали раннее унижение;
  9. низкий уровень образования и общей культуры;
  10. стереотипное мышление;
  11. искаженное представление об историческом прошлом.

Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.

(Слайд 24 - ролик)

А как вы думаете, почему именно молодые люди становятся экстремистами?

Возможные ответы: В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

  1. Способы вербовки и как не стать жертвой

А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?

Возможные ответы: Через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Мессенджеры: WhatsApp и Viber. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Наверное, вы слышали о Варваре Карауловой, которая со своими вербовщиками познакомилась через WhatsApp (Слайд 25) и мы уже говорили с вами о 20-летней бердчанка Валерии Старостенко, которая была завербована радикальными исламистами, и втайне от родителей пыталась сбежать в Сирию. Она была задержана сотрудниками ФСБ и приговорена к трём годам лишения свободы.

Сейчас в интернете стоят специальные программы-роботы (боты), которые отслеживают такие высказывания: «Жить не хочется», «Надоело, ненавижу это государство», «Убил бы всех» и т.п. и дают специальную команду.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в ИГИЛ, или другую вредную во всех смыслах организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

Вербовщики — специально обученные люди (хотя, и необязательно профи), во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать)…

Я не могу не согласиться с настоятелем Собора во Имя Святого Благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске, протоиреем Александром Новопашиным, что «на сегодня одиночество – это главный союзник профессиональных вербовщиков».

И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?

Возможные ответы:

  1. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
  2. Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."
  3. Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!
  4. Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
  5. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
  6. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
  7. Не верьте простым и ярким обещаниям.
  8. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.

(Слайд 26)

Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!

  1. Подведение итогов (рефлексия)

А сейчас я хочу, чтобы вы написали, была ли для вас наша беседа полезной или нет, что нового вы узнали, или может, какой-то совет дали бы своим одноклассникам и сверстникам.

У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Это тяжелая ноша ответственности за последствия.

(Слайд 27) Выбирай будущее сам!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Что такое грипп?"

Учащимся разясняются прифилактические действия....

Беседа "Что такое толерантность"

Материал для беседы "Толерантность" позволит развести понятия «терпение» и «терпимость», а также  охарактеризовать толерантную интолерантную личночть...

Беседа " Что такое толерантность"?

Что такое толеранность? Толерантность – это терпимость, стремление и способность к установлению и поддерживанию общения с людьми. Полнее с этим понятием можно познакомиться в представленном занятии....

Беседа "Что такое сплетни и чем они опасны"

Интерактивная беседа с учащимися 7-8 классов о том, что такое сплетни, как они появляются и чем опасны. Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтно...

Беседа «Что такое судебное разбирательство».

Цель – закреплять представления воспитанников о судебной власти, как независимой ветви государственной власти.Задачи:·        защита справедливости от и...

Беседа "Что такое сберкнижка"

Воспитывать у детей самостоятельность в преодолении жизненных проблем , культуру общения, развитие речи, умение обращаться с деньгами....