Беседа «Что такое судебное разбирательство».
материал (7 класс) на тему

Загороднюк Светлана Федоровна

Цель – закреплять представления воспитанников о судебной власти, как независимой ветви государственной власти.

Задачи:

·        защита справедливости от имени государства,

·        дать представление о судебном заседании

 

- Ребята, посмотрите на изображение статуи.

-  Вы знаете кто это? ( ответы детей)

- Правильно, это богиня Фемида – богиня правосудия.

Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия.

 Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия.       Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность.

Статья 19  Конституции РФ гласит:

1. Все равны перед законом и судом.

          Судья не смотрит   на национальность, происхождение, имущественное  и должностное положение, место  жительства, отношение к религии,  на имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Заключение – Что же олицетв эта статуя….,а когда мы сталкиваемся с правосудием????? Правильно…когда совершаются правонарушения

Все правонарушения рассматривается в суде, где принимаются определенные решения, выносится наказание.

Правонарушение – (ответы детей)

 Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. По этому основанию они делятся на преступления и проступки.

Преступление – общественно опасное деяние, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

          Проступок –действие, имеющее  меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

И вот мы подошли к теме нашей сегодняшней беседе судебное  разбирательство

Что такое судебное разбирательство?

Судебное разбирательство – одна из стадий уголовного судопроизводства (процесса).

На стадии судебного разбирательства происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Суд может признать подсудимого  виновным в совершении преступления и назначить ему соответствующее наказание  только в результате судебного разбирательства

Оно завершается постановлением приговора, который выносится от имени государства.

Закон предусматривает такое понятие, как участники уголовного процесса.

Перечислить – кто находится в зале суда

 Дела в суде рассматриваются судьёй. Судья — это должностное лицо, которое вершит суд, следит за соблюдением законов.

Посмотрите, как раньше выглядел судья, Обязательным атрибутом был парик, мантия. Судья имел молоточек. А для чего нужен молоточек? ( ответы детей)

Ударом этого молоточка судья призывает к порядку в суде и, огласив приговор, ударяет молоточком. Раньше судьей мог быть только мужчина.

 В нашем государстве все имеют одинаковые права . Стать судье может человек( Конституция)

 

- Ребята, а вы знаете чем занимается прокурор в суде?

Посмотрите как серьезно выглядит прокурор, обратите внимание на атрибуты, находящиеся на столе.

В России прокурор ( государственный обвинитель) — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

    Прокурор  участвует в судебном разбирательстве, Он призван поддерживать обвинение, т.е. осуществлять уголовное преследование, принимать участие в исследовании доказательств, давать заключение по возникающим в судебном заседании вопросам, представлять суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания подсудимому.  Кроме того, в ходе судебного разбирательства прокурор должен принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили.

Подведем итог. Прокурор обвиняет в суде, но подсудимый имеет право на защиту.

 - Скажите, кто защищает подсудимого? Да, защищает адвокат.

Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи гражданам, в том числе защита их интересов и прав в суде. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.

Адвокат ( защитник) призван отстаивать законные права и интересы подсудимого, пользуясь равными правами   с другими участниками судебного разбирательства. Согласно ст. 249 УПК он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свои соображения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, по существу обвинения, относительно обстоятельств, смягчающих ответственность, о мере наказания.

Потерпевший — человек, права и интересы которого нарушены совершением в отношении его правонарушения или преступления.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования дела, и которое вызвано для дачи показаний. Перед выслушиванием показаний свидетеля в суде, его предупреждают за дачу ложных показаний, за что он может понести уголовную ответственность.

Подсудимый - лицо, обвиняемое в совершении преступления.

Подсудимый и его защитник должны принимать участие в судебном разбирательстве, причём явка подсудимого обязательна

После оглашения приговора подсудимого под конвоем выводят из зала суда, в дальнейшем его сопровождают в место отбывания наказания.

     Таким образом, все участники судебного разбирательства  имеют равные права или, иными словами, они поставлены в положение равноправных, состязающихся перед судом сторон правового спора. Все они обеспечены возможностями непосредственно, активно участвовать в судебном разбирательстве.

 

Разберем ситуации правонарушений, с которыми вы сталкивались в жизни, находясь дома. За совершение правонарушений вы были направлены в спецшколу.

Ситуация №1

( Выходит воспитанник с портфелем, второй воспитанник тайно похищает телефон из портфеля.)

Первый воспитанник ищет телефон и замечает, что его украли.

Воспитатель – предлагаю обратиться в суд.

Потерпевший заявляет о краже его телефона, и дело рассматривается в суде.

Раздаются таблички, начинается судебное разбирательство, входит подсудимый.

Судья – подсудимый, вы обвиняетесь в краже мобильного телефона. Что вы можете сказать по существу.

Подсудимый – ничего я не воровал, я его просто взял.

Государственный обвинитель – мобильный телефон – это личная собственность и за совершенную кражу вы понесете наказание, согласно статье 158 уголовного кодекса от 2 до 5 лет.

Адвокат – в связи с тем, что подсудимому не исполнилось 14 лет, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Судья – за совершение данного правонарушения, совершенного в похищении личной собственности гражданина и учитывая возраст подсудимого, направить подростка в закрытое учебное заведение сроком на 2 года.

Ситуация №2

Воспитанник с телефоном, второй вырывает телефон и убегает. 1 воспитанник обращается за помощью, «у меня украли телефон».

Воспитатель – дело рассматривается в суде.

Судья – подсудимый, вы совершили правонарушение и должны понести ответственность.

Государственный обвинитель – похищение личной собственности – мобильного телефона – с применением насилия – это грабеж. Согласно статьи 160 Уголовного кодекса РФ предусматривается наказание  - лишение свободы сроком до 8 лет.

Адвокат – Не смотря на совершенное тяжкое правонарушение, учитывая возраст подростка – 13 лет, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Судья – за совершение грабежа в отношении гражданина, с учетом возраста подсудимого – 13 лет – решением суда подросток направляется в закрытое учебное заведение сроком на 3 года.

 

Повторим, что такое судебное разбирательство. Кто является участниками судебного процесса? Какими должен быть судья адвокат и тд. Беспристрастными, независимыми, неподкупными. Перечислить качества

Подведем итог нашей беседы:

Задумайтесь над этим! Остановитесь! Жизнь прекрасна другими делами!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Что такое грипп?"

Учащимся разясняются прифилактические действия....

Конспект урока обществознания для 9 класс в форме ролевой игры "Судебное разбирательство".

Изучая в обществознании раздел "Политика и право", ребятам необходимо представить особенности работы судебной системы российского государства. Приняв роли участников судебного разбирательства, ребята ...

Беседа "Что такое толерантность"

Материал для беседы "Толерантность" позволит развести понятия «терпение» и «терпимость», а также  охарактеризовать толерантную интолерантную личночть...

Беседа " Что такое толерантность"?

Что такое толеранность? Толерантность – это терпимость, стремление и способность к установлению и поддерживанию общения с людьми. Полнее с этим понятием можно познакомиться в представленном занятии....

Беседа "Что такое сплетни и чем они опасны"

Интерактивная беседа с учащимися 7-8 классов о том, что такое сплетни, как они появляются и чем опасны. Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтно...

Беседа: «Что такое экстремизм?»

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1.Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о гло...