Конспект урока обществознания для 9 класс в форме ролевой игры "Судебное разбирательство".
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме

Мифтахова Надежда Ипполитовна

Изучая в обществознании раздел "Политика и право", ребятам необходимо представить особенности работы судебной системы российского государства. Приняв роли участников судебного разбирательства, ребята смогут проверить и закрепить свои знания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sud.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                   Урок-суд "Судебное разбирательство"

 

«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

(Солон, 640-559 гг до н.э.)

Цель: знакомство учащихся с российским законодательством и принципами справедливого демократического судопроизводства.

Задачи: образовательные:

  • показать основные функции суда и прокуратуры;
  • развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;
  • определить основные роли участников судебного заседания;

        воспитательные:

  • формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;
  • способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки;
  • воспитание уважения к законам, правилам дорожного движения;

     развивающие:

  • сформировать навыки полемики, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

План урока:

1. Судебная система РФ.

2. Функции судебной системы.

3. Предназначение судебных органов государства.

Тип урока: проблемный с элементами  ролевой игры.

Оборудование:

1. Обществознание. Под ред. Кравченко А.И. 8-9 кл.

2. Конституция РФ.

3. Правила дорожного движения.

4. Визитные карточки участников судебного разбирательства.

5. Карточки-понятия.

6. Изображение богини правосудия Фемиды.

Участники судебного разбирательства:

1. Судья.

2. Прокурор.

3. Адвокат.

4. Подсудимый – таксист Петров Виктор Андреевич.

5. Пострадавший – Иванов Николай, 13 лет.

6. Родители пострадавшего – мать, отец.

7. Свидетели – друг Николая – Светлов Андрей, 14 лет; водитель такси, Сидоров Петр Петрович.

8. Эксперт.

9. Секретарь суда.

        Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе, расстановка парт, рассаживание учащихся, организация внимания.

2. Вступительное слово учителя.

Знакомство учащихся с целями и задачами урока, с эпиграфом урока. Обращение к словарю урока.

  Народная мудрость гласит: «От сумы да от тюрьмы - не зарекайся». О чем нам говорит она?

  С каждым из нас может произойти несчастье в жизни – мы можем потерять, стать жертвой преступления, а можем оказаться и виновным лицом. Каким образом разрешается такая ситуация?

  Судебная власть – третья ветвь государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. А какого его предназначение? Ответ на этот вопрос позволит нам дать сегодняшний урок.

Вопрос учителя: 

Если совершено преступление или возник спор между гражданами по поводу нанесения тяжких телесных повреждений, то где он будет разбираться?

Предполагаемый ответ учащихся:

Разбирательство будет проходить в суде.

Вопрос учителя:

А что такое суд?

Предполагаемый ответ учащихся:

Место, где споры между сторонами разрешаются цивилизованным путем, т.е. по закону. Это орган государственной власти.

Вопрос учителя:

А какая главная задача суда?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливое решение.

Слова учителя:

Давайте познакомимся с процессом осуществления судебного разбирательства.

3.  Подготовка к ролевой игре "Судебное разбирательство".

Слова учителя:

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

   Произошла следующая ситуация: в дорожно-транспортном происшествии пострадал 13 летний подросток. Он ехал на велосипеде и был сбит таксистом. Юноша в течение месяца находился на лечении. Кто виноват в этой ситуации?

  Виноват водитель, ему надо было быть внимательным.  

 Сейчас все мы представим себя в зале судебных заседаний в роли участников судебного процесса, где разбирается уголовное дело. Вам необходимо разобраться в сути дела. Кто виноват и как должен быть наказан виновный?

    На нашем заседании присутствуют судья, адвокат, прокурор, секретарь суда и эксперт, потерпевший и его родители, подсудимый и свидетели.

   Эксперты будут знакомить нас с новыми понятиями урока.

   Представители прессы осветят нам общественное мнение по вопрос.

    Основным правилом, которым мы будем пользоваться  - это слова афинского архонта Солона: «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

  Как вы понимаете эти слова?

  Что означает изображенная древними греками богиня правосудия Фемида?

Предполагаемый ответ учащихся:

Чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех, а потом вынести решение. Богиня Фемида изображена так, потому что повязка на глазах – это беспристрастие судей, весы – взвесить все за и против, меч – кара, наказание за преступление.

Вопрос учителя эксперту:

Кто решает, виновен человек или невиновен? Что такое правосудие?

Ответ эксперта:

Никто кроме суда не может назвать человека преступником!

Правосудие – защита законных прав и интересов граждан в суде.

4. Ход игры «Судебное разбирательство»:

Секретарь:

Судья:

Судья:

Подсудимый:

Секретарь суда:

Прокурор:

Секретарь:

Адвокат:

Пострадавший:

Секретарь:

Судья:

Свидетель обвинения:

Секретарь:

Адвокат:

Свидетель защиты:

Секретарь:

Прокурор:

Секретарь:

Адвокат:

Секретарь:

Подсудимый:

Секретарь:

Секретарь:

 Судья:

Секретарь:

Суд идет! Прошу всех встать! Председатель суда - _____.

   Объявляю заседание открытым. Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний наказывается в соответствии со ст.118 УК РФ лишением свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок.

   В суд поступил иск от родителей несовершеннолетнего Иванова Николая, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.

     Следствием установлено, что обвиняемым является водитель такси – Петров Виктор Андреевич. Он сбил 13 летнего юношу-велосипедиста. Пострадавший уже поправился и находится вместе с родителями в зале суда. Родители требуют наказать водителя-таксиста по всей строгости закона.

Подсудимый Петров, встаньте! Представьтесь, пожалуйста.

Петров Виктор Андреевич, родился 5 февраля 1975г.

Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми законными способами.

Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.

   В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Иванова Николая был причинен средней тяжести вред. Это произошло «вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей». Содержание ст.118 УК РФ подтверждает тот факт, что Водитель-таксист – Петров Виктор Андреевич, только недавно получил водительские права, а в качестве водителя работает менее полугода.

Слово предоставляется пострадавшему. Адвокат может задать вопросы юноше.

С какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?

Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил по своему микрорайону, а когда научился хорошо ездить, стал выезжать и в другие микрорайоны. Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить, держась одной рукой. А о правилах дорожного движения нам рассказывали в школе на классных часах.

Вызывается свидетель со стороны обвинения.

Представьтесь, пожалуйста. Опишите, как произошло происшествие?

Я друг Николая, меня зовут Светлов Андрей, мне 14 лет. Это я учил ездить Колю на велосипеде. Мы с ним везде катались, летом на речку, в лес отдыхать. Все всегда было нормально. Но сейчас так много стало машин, что невозможно ездить на велосипеде, ведь они не уступают дорогу велосипедистам, хотя и должны.

Вызывается свидетель со стороны защиты:

Представьтесь, пожалуйста. Опишите, как произошло происшествие?

Я Сидоров Петр Петрович, 1967 года рождения. Работаю в том же автопарке, что и подсудимый. В тот день я тоже работал на такси, ехал сзади машины Петрова. Я заметил следующее: велосипедист двигался по середине дороги, а когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне улицы. В это время и произошло столкновение.

У адвоката, прокурора есть еще вопросы к свидетелям?

Заключительное слово – прокурору.

Водитель  не проявил бдительность. Он не имеет хороших профессиональных навыков, поэтому и совершил преступление, предусмотренное ст. 118 УК РФ. Я требую наказания.

Заключительное слово предоставляется адвокату.

Водитель невиновен. Это можно доказать.

Во-первых, следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги, а в пункте 24.2 Правил дорожного движения (по тексту) «Велосипедисты…должны двигаться только по правой полосе…возможно правее». Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Все это подтвердили свидетели. А в п. 24.3 ПДД сказано: «Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой…, поворачивать налево…на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении…».

В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в п. 24.1 ПДД говориться: « Управлять велосипедом… при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет».

Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.

Последнее слово обвиняемого.

Уважаемый суд. Я прошу оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло, нет. В результате аварии пострадала и моя машина. Я пытался уйти от столкновения и врезался в дерево.

Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.

Суд удаляется на совещание и возвращается через 2 минуты. В это время в классе идет обсуждение.

Встать, суд идет!

Суд вынес решение – оправдать водителя такси Петрова Виктора Андреевича из-за отсутствия состава преступления.

По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю такси ущерб, причиненный аварией. Петров Виктор Андреевич освобождается в зале суда.  

Заседание суда окончено.

5. Беседа с учащимися.

Вопросы учителя классу:

Работа со словарем учащихся.

(Приложение 1,2).

1. Справедливо ли решение суда?

2. А если бы не было суда, и родители бы принесли заявление и медицинское описание травмы чиновнику?

3. Какова роль прокурора в суде? Какова роль адвоката?

4. Для чего нужны свидетельские показатели?

5. Почему никто, кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?

6. Можно ли назвать российский суд гуманным?

7. Что необходимо для того, чтобы суд всегда выносил справедливые решения?

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.


Приложение 1.

Конституция РФ

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Глава 7. Судебная власть

 Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

 Правила
дорожного движения Российской Федерации
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движенияустанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

 1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

… "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

 "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

 "Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

 "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

24. Дополнительные требования к движению велосипедов,
мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

 24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

 Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

 ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

 перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

 перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

 двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

 поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

 двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

 Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

 24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Статья 37. Прокурор

 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

 2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

…8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Статья 42. Потерпевший

 1. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

2. Потерпевший вправе:

 1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

 2) давать показания;

 3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

 4) представлять доказательства;

 5) заявлять ходатайства и отводы;

 6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

 7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

 8) иметь представителя;

 9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

 10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

 11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 настоящего Кодекса;

 12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

 13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

 14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

 15) выступать в судебных прениях;

 16) поддерживать обвинение;

 17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

 18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

 19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

3. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.

Статья 47. Обвиняемый

 1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

 2) вынесен обвинительный акт.

 2. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.

 3. Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.

 4. Обвиняемый вправе:

 1) знать, в чем он обвиняется;

 2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

 3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса;

 4) представлять доказательства;

 5) заявлять ходатайства и отводы;

 6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;

 7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

 8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

 9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;

 10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

 11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

Статья 49. Защитник

 1. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

2. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

3. Защитник участвует в уголовном деле:

 1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей части;

 2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

 3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:

 а) предусмотренных статьями 91 и 92 настоящего Кодекса;

 б) применения к нему в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса меры пресечения в виде заключения под стражу;

 3.1) с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 настоящего Кодекса;

 4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

 5) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

 4. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

7. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого.

Статья 56. Свидетель

 1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

 2. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

 1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

 3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

 4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

 5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

 4. Свидетель вправе:

 1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

 2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

 3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

 4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;

 5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

 6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 настоящего Кодекса;

 7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса.

 5. Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 настоящего Кодекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

План - конспект урока в 5 классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе "Неопределённая форма глагола"...