Главные вкладки

    Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"
    план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

    Нестеренко Татьяна Викторовна

    Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Тема урока: Социальная среда подростка.

    Тип урока: урок формирования новых знаний с учётом технологии проблемного диалога.

    Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.

    Задачи:

    • Образовательная:
      Знать что включает в себя понятие «Социальная среда», на какие категории она делится, какое влияние на подростка оказывает каждая категория, какова роль социальной дифференциации в формировании будущего подростка;
    •  Развивающая: 
      2. Развивать умение анализировать жизненные ситуации, факты, применять свои знания и умения на практике, интерпретировать события, доказывать свою точку зрения, , высказывать суждения на обществоведческие темы;
    • Воспитательная:
      3. Воспитывать чувство ответственности за своё будущее,  уважение к подросткам из разных социальных групп.

    Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

    Использование педагогических технологий:

    • Технология проблемного диалога, с использованием элементов технологии критического мышления.

    Оборудование:

    • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для  7 класса общеобразовательных учебных  заведений. – М.:  «ТИД « Русское слово – РС», 2009;
    • карточки с заданиями  для групп на столе каждой группы;
    • демонстрационная компьютерная техника с презентацией.

    Понятия: социальная среда, ближайшая среда, промежуточная среда, дальняя среда.

    Технологическая карта урока проблемного изучения.

    I.Организация начала урока (возникновение проблемной ситуации)

    Предварительно класс поделен на три группы

    1. Возникновение проблемной ситуации.

    Учитель  предлагает ученикам проанализировать папку с фактами.

    Факт №1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства и нищенства.

    Факт №2. Тысячи детей в богатых семьях лишены заботы, подвергаются плохому обращению, или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

    Факт №3. По опросам школьников 7 класса одной из средних школ города М. психолог пришел к выводу о том, что 40 % учащихся безоговорочно доверяют своем учителям.

    2. Постановка учащимися проблемы урока.

    А) подводящий проблемный диалог:

     - Ребята проанализируете представленные факты. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

    Ученики должны подойти к тому, что в фактах представлены примеры влияния на подростка социального окружения.

     - Как звучит тема нашего урока?

     - Социальная среда подростка.

    А что нам предстоит узнать? Какие цели мы преследуем?

    Б) Составляется план на доске:

    А. Определить, что такое социальная среда.

    Б. Её разновидности.

    В. Влияние каждого вида на подростка.

    II. Изучение нового материала (осмысление)

    1.Выстраивание ассоциативного ряда:

    - Какие ассоциации у вас возникают с понятием Социальная среда?
    (В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: социальная – общественная  - окружение - семья – родственники – друзья – всё общество).

    На доску выводятся все названные слова. Затем учащимся даётся задание составить определение «социальная среда» и записать в тетрадь.

    2. Каждая группа  получает задание – дописать фразу «Я вижу вокруг себя…»

    Через две минуты заслушиваются ответы. По ходу ответов на доске составляется схема

    Социальная среда

    Ближайшая среда                Промежуточная среда       Дальняя среда

     - Семья                                     - Учителя                           - Радио

     - Одноклассники                 - Классный руководитель    - TV

     - друзья во дворе                                                                - газеты

                                                                                                  - интернет

    Скажите, а в чём вы видите разницу в степени воздействия на подростка ближайшей среды, промежуточной среды, дальней среды?

     Выслушиваются версии, подводится итог

             Следовательно, чем дальше от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему. В ходе международного исследования, проведённого во многих странах мира в 2003 году было выяснено, что меньше всего подростки доверяют информации из Интернета, чуть больше, но не на много, - средствам массовой информации.

    Больше всего подростки доверяют свое семье. Более 50 % опрошенных считают, что сведения, получаемые от родителей, самые правильные и правдивые.

    Но одинаковое ли воздействие на подростка оказывает семья? Ведь семьи бывают: богатые, со средним достатком, бедные.

    1. Выполнение группового задания.

    Каждая группа воссоздаст «климат»  и среду обитания по степени богатства.

    Первая группа: представьте, что вы воспитываетесь в семье с большим достатком.

    Вторая группа: представьте, что вы воспитываетесь в семье со среднем достатком.

    Третья группа: представьте, что вы воспитываетесь в семье, которая едва сводит концы с концами.

    Общее задание: прочтите его в карточке 2.

    - Как чувствуют себя подростки в этих семьях?

     - Как они приспособлены к жизни?

     - Какие качества они получают, воспитываясь в подобных семьях?

    Работу представляют наглядно.

    Примерный ответ 1 группы. Влияние на подростка семьи с большим достатком:

    1. Уже в юные годы подростки имеют практически всё, что захотят.
    2. Наличие собственных денег даёт возможность чувствовать себя уверенно.
    3. Они могут проводить свободное время, получая максимум удовольствия.
    4. В них развиваются следующие черты: эгоизм, слабоволие, себялюбие, неумение преодолевать преграды т.д.
    5. Впоследствии это может привести к трагедии.

    Примерный ответ 2 группы. Влияние на подростка семьи со средним достатком:

    1. Подростки в основном обеспечены всем необходимым, но позволить себе лишнего не могут.
    2. Отсутствие достаточного количества денег заставляет их лучше приспосабливаться к жизни.
    3. Они всего добиваются сами: высокого положения в обществе, глубоких знаний, престижной работы, уважения товарищей.
    4. В них развиваются следующие черты: самостоятельность, терпимость, уважение к людям, трудолюбие, активность.
    5. Каждодневная борьба растит из них неплохих борцов на «социальном фронте».
    6. Рядом с ними чувствуют себя уверенно окружающие их люди.

    Примерный ответ 3 группы. Влияние на подростка семьи с низким достатком:

     Участники группы должны определить, что в данной ситуации возможно 2 варианта – отрицательный и положительный.

    Отрицательно:

    1. В этих семьях подросткам иной раз не хватает даже продуктов питания.
    2. Они не могут позволить себе приобрести модные вещи.
    3. Они не могут ощущать себя уверенно в обществе подростков, которые имеют большой материальный достаток.
    4. Как правило, они не принимают активного участия в школьной жизни, стараются быть незаметными.
    5. в них развиваются следующие черты: агрессивность, злоба, зависть, пессимизм и др.
    6. Чтобы достичь уважения, ини могут прибегать к правонарушениям, либо утверждать своё превосходство посредством физической силы.

    Положительно:

    1. Они хорошо приспособлены к жизни.
    2. Стойко встречают удары судьбы.
    3. Рассчитывают только на свои силы, упорны.
    4. Обладают силой воли, ставят реальные цели и достигают их, проявляя трудолюбие и способности.
    1. Решение проблемного вопроса

    Итак, мы с вами исследовали влияние семейного достатка на подростка. А кто ещё оказывает на него влияние?

    Выслушиваются ответы и делаются записи на доске:

    • Родственники
    • Друзья
    • Учителя
    • Друзья родителей
    • Герои любимых книг
    • Популярные музыканты
    • Школа
    • Городские власти и т.д.

    Скажите, а в предложенных вами вариантах одинаковым образом осуществляется влияние на подростка? Поступок мамы или героя любимого фильма?

    Ученики должны подойти к осознанию прямого и косвенного влияния. Делаются записи в тетради.

    III. Выражение нового решения. Применение нового знания.

    1. Заполните таблицу, подобрав из первого столбика соответствие во втором.

    влияние

    Пример

    А. прямое

    Б. косвенное

    1. родители

    2. автор газетной  статьи

    3. герой книги «Три мушкетёра»

    4. классный руководитель

    5. одноклассник

    6. близкий друг

    7.  героиня сериала

    Ответы: а. 1,4,5,6

    Б. 2,3,7

     IV.  Подведение итогов. Рефлексия

    1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Вовлечь в участие ребят, менее проявивших себя на уроке.

    2. Составить синквейн к теме «Социальная среда подростка».

    Пример:

    Социальная среда  

    ближняя, дальняя

    Воспитывает, одобряет, порицает

    Социальная среда – необходимое условие существования подростка

    Моё окружение

    3. Заполнение листов оценивания, выставление оценок учителем.

    V.  Домашнее задание.

    §10.  Выбрать один вопрос и ответить не него:

    На «3». Приведите примеры прямого и косвенного влияния социальной среды на подростка.

    На «4». Всегда ли замечает подросток, что на него кто-нибудь оказывает влияние? Можно ли влиять на человека против его воли?

    На «5».

    Изменилось ли отношение старшего поколения «отцов» к «детям» с течением времени? Означает ли это, что проблема «отцов» и «детей» неразрешима?

    Транслируется слайд с вопросами, ученики выбирают.

    Если остаётся время в конце урока, учитель зачитывает информацию на размышление.

    Притча.

      Однажды богатый отец решил взять своего сына в деревню, на ферму, чтобы показать ему насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись, отец спросил сына:

     - Как тебе понравилось путешествие?

     - Это было замечательно, папа!

     - Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

     - Да.

     - И чему ты научился из этого?

    Сын ответил:

     - я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них – целый горизонт.

    Отец лишился дара речи. А сын добавил:

     - Спасибо, папа, что показал, мне насколько богаты эти люди!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Охрана окружающей среды".

    План – конспект урока английского языка на тему: «Мы в ответе за нашу планету»...

    План-конспект урока: "Защита окружающей среды". ("Protection of the Environment".) УМК "Enjoy English", автор Биболетова М. З., 8 класс.

    Данный план урока уникален и может подойти ко многим УМК. Тема урока очень актуальна и набор лексики подходит не только к данной возрастной группе, но и к более старшим  классам. В плане указаны ...

    План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

    Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

    Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

    Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

    конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"

    Подробный конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"...

    Урок обществознания "Человек среди людей"

    СамоанализУрок проводился мной как завершающий в разделе «Человек среди людей»1.Цель: Применение усвоенных знаний или способов учебных действий в условиях  решения учебных задач....