конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Подробный конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_prava.docx125.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Личные права подростка

Цель.  Знакомство с личными правами подростка.

Задачи.

1.Выяснить роль и значение реализации прав в жизни подростка.

2. Продолжить работу с документами.

3.Развивать умение решать проблему.

4.Воспитывать уважение к себе.

Понятия: личные права, преступление ,достоинство,

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада встрече с вами. Сегодня у меня отличное настроение, а у вас? Нарисуйте, какое у вас настроение ( дети рисуют смайлики). Почему у вас такое настроение? Давайте спрогнозируем, какое настроение у вас будет в конце урока? Почему?

-Улыбнитесь друг - другу! Мы начинаем урок!

- ( Рефлексия деятельности) Продолжите фразу: « Я пришёл на урок, чтобы….»

   2. Постановка учебной проблемы

Верьте, у нас сегодня всё получится!

Итак, внимание на доску! Разгадаем кроссворд!

  1. Какой документ получают в 14 лет? (паспорт)
  2. Люди, подарившие вам жизнь. ( родители)
  3. Процесс обучения и воспитания личности (образование)
  4. Живое существо, обладающее даром мышления ( человек)
  5. Процесс избрания кандидатов на какой-либо пост. ( выборы)

- Какое слово получилось у нас по вертикали? ( ПРАВО)

Кто вы, судя по вашему возрасту? (подростки).

Отгадайте загадку: « Они принадлежат вам от рождения, они являются важной составляющей вашего правового статуса, их нельзя отнять, ведь они составляют основу вашей жизни»

- Это ЛИЧНЫЕ ПРАВА

А сейчас «Мозговой штурм». Что такое личные права человека? Напишите на ваших рабочих листах своё определение понятию.

Сравним с научным определением .( Показ презентации)

Личные права – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством.

-Кто был прав?

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока ( Личные права подростка)

Запишите тему на рабочие листы.

- Какая проблема у нас возникает? ( Какими личными правами обладает подросток?)

Запишите проблему. ( показ слайда)

Нужно решать проблему!

  1. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Итак, выдвигаем гипотезы. Их можно оформить в виде кластера. В центре – фраза: Мои  личные права ( Дети выдвигают гипотезы, оформляют на рабочие листы)

- Озвучиваем ваши предположения. ( дети предлагают свои гипотезы). А чтобы узнать, правы ли вы, отправляемся в путь на поиски решения проблемы.

Учитель по ходу урока составляет кластер на доске в виде цветка.

Помощники сегодня у нас – документы. ( показ слайдов)

  1. Конституция Р.Ф
  2. Конвенция о правах ребёнка.
  3. Всеобщая декларация прав человека

Продолжите фразу: «В Конституции, во 2 главе зафиксированы ...( основные права и обязанности граждан РФ)»

Посмотрим,  правы ли вы. ( обращение к документу – смотрят, есть ли во 2 главе права и обязанности)

Вспомним! Продолжите фразу:
Конституция - это… (основной закон нашей страны)
Она была принята…(12 декабря 1993г.)

Сегодня мы к ней будем постоянно обращаться

Конвенция о правах ребёнка – это ….(международный договор о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах)

В ноябре 2009 года исполняется ….(20 лет Конвенции о правах ребёнка)

Следят за соблюдением Конвенции специальные люди…(уполномоченные по правам ребёнка, которые есть в разных городах каждой страны)

Конвенция нам тоже сегодня пригодиться!

( Показ слайдов)

В путь!

Посмотрите на доску. Кто изображён на картинке? Младенец. Итак, вы родились! И свами родилось оно! Что? (право на жизнь)

- Зачем вам это право? Рассуждаем. ( жить, любить, радоваться, быть счастливыми, дружить, мечтать, продолжать род…)

Как вы думаете, можно запретить родиться человеку? ( нет)

Продолжим фразу:

Мама и папа дали вам жизнь, а государство( гарантирует право на жизнь!)

Никто не смеет отобрать у вас (это право!)

Никто не смеет помешать вам  быть( счастливыми!)

Это право означает, что вся мощь государства направлена на защиту вашей (жизни!)

Давайте посмотрим доказательство права на жизнь в Конвенции. ( дети находят и зачитывают статьи)

Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение всех детей.

Расскажите о своих родителях. Какие они? ( дети говорят о родителях – добрые, ласковые, мудрые, помогают, ласкают…).

Ребята, а как вы понимаете такую статью.

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.( родители погибли, дети брошенные мамой).

Ребята, вам очень повезло! У вас есть любящие мама и папа. Статистика неумолимо гласит:

 « Сегодня в России 1,5 миллиона детей никогда не знали маминой ласки и папиной заботы.

- Как вы думаете, почему? ( их бросают)

- А где оставляют детей? ( на остановках, в роддомах, на порогах учреждений). И даже… в мусорных баках…

- Как вы думаете, есть оправдание таким родителям? (нет)

- Что нужно делать с такими родителями? ( судить, лишать родительских прав)

    Очень радует то, что сегодня существуют приёмные и опекунские семьи. Нередко дети, попадающие в такие семьи, становятся родными и счастливыми.  

 В Костромской  области в настоящее время в 519 приемных семьях воспитываются 848 детей, в 803 опекунских – 937 детей. Представьте, сколько детей – сирот вообще в мире! ( показ слайда)

     Благотворительный фонд « Будущее сейчас», существующий в нашей области, постоянно помогает детишкам найти своих пап и мам. Вот фото некоторых из них. ( Показ фото)

- Ребята, что вы пожелаете этим детишкам? ( найти своих пап и мам,….)

Ребята, а вы считаете выбросить младенца в мусорный бак –это преступление? ( да)

- Ребята, что такое преступление? Мозговой штурм

Дети рассуждают вслух. Сравним с научным определением.

Преступление - это общественно опасное деяние, или же просто нарушение установленных норм права. При этом совершение данного деяния влечет за собой уголовные или административные наказания.

ФАКТЫ

В Древнем мире и в период Средневековья самого слова «преступление» не существовало, что совсем не означает отсутствия этого явления как такового. Оно появилось лишь в период Нового времени. На Руси в письменных источниках преступление обозначалось словами «лихое дело», «обида» или «злое дело», и не имело родового определения.

Преступление или нет? Если да, поднимайте руку.

Убийство человека

Доведение до самоубийства

Убийство новорожденного ребёнка

Оставление человека в опасности

Неоказание помощи больному

Нарушение ПДД, повлекшее смерть или нанёсшее вред здоровью

Посмотрите, сколько раз мы подняли руку. И так же часто в России, да и в мире совершаются преступления. И это страшно.

- Ребята, а как бы вы судили преступников? Какую меру наказания  применили бы, например, за убийство? ( дети рассуждают) ( показ слайда про смертную казнь).

    Дискуссия « Нужна или нет смертная казнь?»( может, пусть мучается всю жизнь, чем мгновенная смерть…) ( дети рассуждают)

- Что бы вы пожелали преступникам? ( не совершать преступлений, жить и радоваться жизни, найти себя, посвятить жизнь хорошему делу)

Давайте сделаем вывод. Продолжите фразу: « Каждый человек имеет право ..( на жизнь)

Обведите в вашей гипотезе право на жизнь, если оно есть. Если нет- допишите другим цветом.

Пользуетесь ли вы этим правом?

«Мозговой штурм»

Что такое достоинство? Напишите.

Сравним с научным определением «Достоинство  – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности». ( Слайд)

Судя по определению, у вас есть достоинство?

Найдите статью в Конституции, говорящую о достоинстве человека. ( статья 21)

К сожалению, мир устроен так, что сегодня на каждом шагу мы встречаем случаи унижения человеческого достоинства. Приведите примеры. ( избивают прохожих, муж поднимает руку на жену, насилие над детьми, оскорбления, издевательства над пожилыми людьми…)

А сейчас сравним факты ( слайд)

Древняя Русь

<4> Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси / Отв. ред. В.Л. Янин. М.: Юрид. лит., 1984. С. 52.

        

Предусматривали ответственность за оскорбление в виде ударов, побоев ст. 7 Краткой Правды: "А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды - 12 гривен <5>"; ст. 23 Пространной Правды: "Если кто ударит мечом. Если кто ударит (кого-либо) мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен штрафа"; ст. 24 Пространной Правды: "Если же вынет меч (из ножен), но не ударит (им), то (платить) гривну кун.

Россия-2015

Оскорбление наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года. Если ударил ножом, грозит уголовная ответственность и штраф.

В чём сходства и различия?

Но здесь нужно помнить, что даже при наказании виноватого ЗАПРЕЩАЕТСЯ подвергать его пыткам, насилию и издевательствам! Что нарушается сегодня на каждом шагу.

Представьте такую ситуацию « Следователь, чтобы получить у обвиняемого информацию, жестоко его избивает, « выбивает»  факты. Прав ли он? Обоснуйте свою точку зрения.( он нарушает статью о достоинстве)

Давайте вспомним историю. Назовите примеры ненадлежащего отношения к человеческому достоинству. (Например.Крепостные крестьяне были людьми несвободными, они лично зависели от феодала. Феодал мог продать, купить, обменять крепостного. Если крестьянин убегал, его разыскивали и возвращали в поместье. Там его ждала жестокая расправа.

За не вовремя сданный оброк, за отказ работать на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. Неумолимый господин сам обвинял, судил и приводил в исполнение приговор. Он мог приказать слугам избить крестьянина палками или плетьми, заковать в цепи, бросить в тюрьму.

Иван Грозный        

Жестокий, подозрительный, часто впадающий в приступы бешеного гнева, склонный к аморальности, и, одновременно очень набожный, Иван IV развязал в стране массовый террор, который был направлен на все ее население. Царь стремился укрепить свою власть путем нагнетания в стране общего страха. Иван не разбирал друзей и врагов и казнил много неповинных людей.За свою жестокость он и был назван Грозным)

Как вы считаете, если бы сейчас действовал закон « Око за око, зуб за зуб»,  в мире бы было меньше убийств и унижений личности? ( дети рассуждают)

Обведите в вашей гипотезе это право, если есть. Если нет – допишите другим цветом.

Пользуетесь ли вы этим правом?

Итак, вы растёте ( показ слайда с изображением детей)

Посмотрите на свои фото. Продолжите фразу: « Я…красивый, умный, взрослый…» А что у вас на душе? ( тайны, переживания, влюблённость…) Это вы доверите общественности? (нет). Значит, какое это? ( личное)

А как назвать, применяя к теме урока,  всё вышесказанное?

Неприкосновенность…(личной жизни)

Это ваше право? (да)

А как вы понимаете его суть? ( никто не вправе вмешиваться в личную жизнь)

Давайте посмотрим, что нам говорит Конституция.

Статья 23

 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную

 тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,

телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на

основании судебного решения.

Итак, продолжите фразу: « Я имею право ( сам выбирать себе друзей, не доверять никому свои тайны и секреты, выбирать собеседников по телефону, хранить тайну переписки…)

Продолжите фразу: « Моя личная жизнь ( неприкосновенна, защищается государством)

Как вы думаете, люди каких профессий имеют профессиональные тайны? ( врачи, адвокаты, нотариусы, частные сыщики, солдаты и офицеры). Они несут юридическую ответственность  за распространение доверенной им информации.

 Сделайте  вывод. Таким образом, я ( имею право на личную неприкосновенность)

Обведите в вашей гипотезе это право, если есть. Если нет – допишите другим цветом. Пользуетесь ли вы этим правом?

ФИЗМИНУТКА ПОД ПЕСНЮ « МЫ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ»

Почему я предложила вам отдохнуть  именно под эту песню?

Она связана с нашей темой.

А сейчас я спрошу у вас домашнее задание. Вы подготовили сообщения на тему « Мой дом».

Поведайте о нём. ( показ слайда – фото дома детей)

Как вы думаете, почему я попросила вас подготовить сообщения о вашем жилище?

Может ли кто-то зайти в ваш дом без вашего согласия?

Может ли кто-то трогать ваши вещи?

Почему? ( есть такое право)

Какое? ( неприкосновенность жилища)

Заглянем в Конституцию.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли

 проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,

или на основании судебного решения.

Мы были правы? ( Да)

Как вы понимаете второе предложение статьи?(Никто не вправе проникать в жилище против воли  проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,

или на основании судебного решения.)

- В дом могут зайти только пожарные при пожаре или полицейские на основании закона.

Прочитайте пословицы о доме ( слайд).Объясните суть понравившейся.

Нужно ли ценить свой дом? ( да) Не зря же его сравнивают с крепостью. А крепость – трудно взять!

Вывод. « Я имею право на (неприкосновенность жилища)

Обведите в вашей гипотезе это право, если есть. Если нет – допишите другим цветом.

Пользуетесь ли вы этим правом?

Ребята, жизнь устроена так, что мы болеем.  ( слайд) Иногда требуются операции. Знайте, что операцию без вашего согласия или без согласия ваших родственников не имеют права делать!

И ещё. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению. До решения суда человек не может быть задержан на срок более  скольких часов? Напишите

( Дети предполагают)

Результаты сравниваются. ( показ слайда)

 Как вы думаете, как называется право, контролирующее всё это?

Обратимся к Конституции.

Статья 22

 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются

 только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто

 задержанию на срок более 48 часов.

Как называется это право?( право на свободу и личную неприкосновенность)

Вывод « Я имею право на ( свободу и личную неприкосновенность)

Обведите в вашей гипотезе это право, если есть. Если нет – допишите другим цветом.

Пользуетесь ли вы этим правом?

Самостоятельная работа детей

Итак, откроем вторую часть Конституции РФ.  У нас осталось 4 статьи по нашей теме урока.

Вы находите( Аня статьи – 26, 27, Лёша – 28,29)  и формулируете личные права. Впишите их в свой кластер, если у вас таковых нет)

Статья 26

 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной

 принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор

 языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,

имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин

 Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую

 Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая

 право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или

 не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

 и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,

национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,

расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений

 или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить

 и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих

 государственную тайну, определяется федеральным законом.

  1. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Вот, что получилось у ребят.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Право свободы совести, свободы вероисповедания.

Право на свободу слова

Право на определение и указание своей национальной принадлежности.        

Обведите в вашей гипотезе эти  права, если есть. Если нет – допишите другим цветом.

Какими правами вы пользуетесь?

Тест по правам, которые дети нашли в Конституции.

1.Можно ли свободно въехать или выехать из военного городка?

А .Да, б. нет, в. не  знаю

1.Какой документ позволяет въезд и выезд из России?

а. Паспорт  б. Заграничный паспорт в. Свидетельство о браке

3.Чтобы получить загранпаспорт, куда нужно подать заявление?

А. В суд б. в Федеральную миграционную службу

4. Может ли быть ограничено право на выезд из России?

А. Да б. Нет в. Не знаю

5.Могут ли люди создавать религиозные объединения?

А. Да  б. Нет в. Не знаю

6.Что такое атеизм?

А. отрицание веры в существование Бога б. вера в нескольких Богов в. Не знаю

7.Может ли человек пропагандировать расовую или религиозную ненависть?

А. Да б. нет в. Не знаю

8.Можно ли принудить человека к выбору национальности?

А. да б. Нет в. Не знаю

Беседа по тесту, объяснение затруднений.

 Вывод. Таким образом , я имею право ( свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.Право свободы совести, свободы вероисповедания.Право на свободу слова

Право на определение и указание своей национальной принадлежности.)

4.Применение нового знания

Ситуации можно разыграть

Ситуация № 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 КонституцииРФ). Он не уважает права других людей.

Ситуация № 2

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети.Его одноклассники имеют право на образование ст.43 Конституции РФ). А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей. 

Ситуация № 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка  

запрещено насилие над детьми!

Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).

Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.  

Ее права действуют, если не нарушают права других!

- Какой сделаем вывод? ( Нужно уважать права других людей)

Какое слово встретилось нам в ситуации? Что у вас есть, кроме прав?( обязанности) А давайте поразмышляем, какие обязанности есть у вас ещё?( Соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах, слушаться родителей и лиц, их заменяющих и т.д)
Вот этим Лёша займётся дома. Итак, тебе нужно составить памятку « Обязанности подростка»

Статья 29 ВсеобщейДекларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество…» Следовательно, речь идет и об ответственности подростка.

Помните! Вы всегда несёте ответственность. Перед кем ? ( родителями, учителями, совестью)

А чтобы этот список был полным, Аня дома составит памятку « Ответственности подростка»

А сейчас поиграем! Определить, кто лишён следующих прав.

  1. Итог урока

        Итак, вернёмся к нашим гипотезам. Озвучьте их.

Ваши гипотезы подтвердились?( частично)

Прочитайте гипотезы с дополнениями, сделанными на уроке.

Вспомним проблему. (?  ( Какими личными правами обладает подросток?)

Мы решили проблему? ( да)

- Что нам помогло решить проблему? ( Конституция, Конвенция, ситуации, размышления)

Сделайте вывод.Подросток обладает следующими правами ( дети делают вывод с помощью кластера-цветка, сделанного учителем на доске.)

В начале урока вы сказали, зачем пришли на урок. Оправдались ли ваши надежды?

- ( Рефлексия деятельности) Продолжите фразу: « Урок….

За что бы вы похвалили себя сегодня на уроке?

 Какое у вас настроение? Нарисуйте. Почему? Вспомним, какие прогнозы у вас были по поводу настроения. Прогнозы оправдались?

Учитель объясняет и выставляет отметки.

Улыбнитесь друг другу! Жизнь прекрасна, ведь вы теперь знаете свои личные права!