Конспект урока обществознания 7 класс ": Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Черкасова Елена Алексеевна

Каждый человек должен знать о своих правах  и выполнять возложенные на него обязанности. Данная тема урока обществознания призвана формированию первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждению детей к защите своих прав, уважению другого человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации

Цель: Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.

Задачи: подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека; продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия праваестественные праванеотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: презентация, карточки для проверки домашнего задания.

Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права человека, закон, всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер, гарантия, граница дозволенного,  долг), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правонарушение и юридическая ответственность»

Решение теста

III. Мотивационный этап. Постановка темы и целей урока.

-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.

  • Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.
  • Нет! — сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!
  • Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!
  • Молчать! — крикнула Королева, багровея.
  • И не думаю, — ответила Алиса.
  • Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

-Предположите, о чем мы будем говорить.

Тема урока: «Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации».

IV. Освоение новых знаний

План

1. Правовой статус человека и гражданина.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Обязанности человека и гражданина.

    Задача для учащихся: выяснить, что такое права, свободы, обязанности человека и гражданина,  почему нет прав без обязанностей.

1) Учитель: 2. Права и свободы человека и гражданина. Работа по слайду и   самостоятельная по тексту, с. 50-52

Задание: прочитать пункт 2 пар 8, определить, какие права относятся к каждой группе прав (схема в учебнике на с. 51.Проверка

Пример ответа

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Право на жизнь, на свободу, на свободное передвижение, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство

Право на свободу слова, мысли, совести, на участие в управлении государством

Право на труд, на заработную плату, право быть собственником, право наследования

Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на жилище

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества, пользование результатами научного прогресса и их практического применения

Вывод. Права человека имеют всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер. Государство признает права и свободы и обязуется:

•   соблюдать их на своей территории;

•   принимать законы, гарантирующие их соблюдение каждому человеку;

•   обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты, права обращаться в соответствии с международными договорами в международные организации по защите прав и свобод человека, прибегать к помощи уполномоченного по правам человека.

- А где же проходит граница прав человека?

     Каждый человек обладает правами, но обязан соблюдать права других людей. Свобода человека заключается в возможности делать все, что не принесет вреда другому. Она ограничена правами других людей. Уважение прав других людей рождает чувство доверия к человеку и уважение его прав.

3. Беседа по вопросам

- Какие обязанности имеют граждане России? Ответьте на вопрос с помощью учебника с. 53, объясните каждую обязанность. ИЛИ рассказ учителя.

Примерный ответ. Гражданин РФ обязан:

•   (ст. 15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

•   (ст. 17) не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод;

•   не допускать пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;

•   (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;

•   (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

•   (ст. 43) получить основное (9 классов) общее образование;

•   (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;

•   (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;

•   (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

•   (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу.

- Почему государство требует их выполнения? (Несоблюдение обязанностей приведет к разрушению общества, государства.)

V. Закрепление изученного на уроке

 1)  Выполнение задания ВПР

 В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

1.  Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».

2.  В школьные годы главная деятельность  — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место заботы о сохранении исторического и культурного наследия в нем. Составьте рассказ о видах заботы о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план:

1)  Каким образом Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия? Для чего Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия?

2)  О каком памятнике культуры или истории Вы могли бы позаботиться или заботились?

В чём Вы видите пользу такой деятельности для себя и своих сверстников?

Ответ:

1)  Ответ на первый вопрос, например: каждый должен прилагать максимум усилий для того, чтобы исторические и культурные памятники сохранились и были доступны следующим поколениям людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2)  Рассказ о видах своей заботы о сохранении исторического и культурного наследия должен включать в себя:

— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают заботу подростка о сохранении культурного и исторического наследия;

— объяснение того, каковы цель и/или значение данного вида деятельности (перечисленных обучающимся видов деятельности);

— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности по сохранению исторического и культурного наследия, в которых участвуют или могут принять участие подростки;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности по сохранению исторического и культурного наследия для самого себя и своих сверстников.

2) Беседа и выполнение заданий на слайдах.

-  Какие виды прав человека вы знаете?

-  -  Приведите примеры естественных прав человека.

-   Какие обязанности имеют граждане России?

-  Почему нельзя нарушать права других людей?

-  -  В чем заключается смысл свободы человека?

-  Почему обязанности без прав невозможны?

-  Какие права вы имеете уже сейчас?

6. Итог урока

7. Домашнее задание : прочитать § 8, выучить классификацию прав и обязанностей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания по теме "Свобода и необходимость"

Конспект урока, построенного в технологии критического мышления, сопроовождается презентацией для учителя, размещенной в том же разделе...

Творческая работа "Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации" ученицы 8 класса

« Конституция – совокупность писаных актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина»....

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...

Воинская обязанность гражданина Российской Федерации

В чем заключается воинская обязанность. Обязанности призывника. Отсрочка от призыва. Освобождение от службы в армии. Альтернативная гражданская служба...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ....