Конспект урока обществознания по теме "Свобода и необходимость"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Сергеичева Наталья Юрьевна

Конспект урока, построенного в технологии критического мышления, сопроовождается презентацией для учителя, размещенной в том же разделе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_i_neobhodimost.docx579.86 КБ

Предварительный просмотр:

Свобода и необходимость в деятельности человека

Мотивация

Давайте начнем урок с того, что рассмотрим иллюстрации и сформулируем его основную тему. На этом слайде вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

http://st.klumba.ua/img/club/2012/07/31/313286_348551291889196_1324126388_n-8e04ccf6.jpg

- Что такое ценность?

(самое важное, значимое, полезное;

необходимое условие нравственного поведения человека

нравственные принципы, которые определяют сущность бытия)

- Является ли свобода для вас ценностью?

- Есть ли среди вас человек, который не считает свободу ценностью?

- Что такое свобода?

Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного,  тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …)

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?

(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Накидаем эти ограничения. Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки)

                внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения                внешние обстоятельства

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле

Текст «Буриданов осел»

-Давайте прочитаем небольшой текст на следующем слайде. Всем понятен смысл прочитанного?

- Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше?

(аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора  усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться.

ПРИТЧА

        Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

        И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми.

        И спросил Бог у последних:

- Что же вы хотите?

- Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

        И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

- Чего они попросили?

- Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

                                (выбор и осознанность)

Свобода есть осознанная необходимость

Фраза вызывает проблемы в понимании, приписывают ее разным философам

Посмотрим определение необходимости

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие  их закономерное изменение и развитие

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося…

 Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость»?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

- Прежде чем дадим определение свободы, скажите,  как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое  учебное действие?

(Открываем Вики, ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и  т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть на следующем слайде.

(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля,  наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Свобода  - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Тренинг

№1.

Выражение «буриданов осел» иллюстрирует:

- осознанную необходимость

- отличие человека от животного

- наличие ограничений

- опасность нерешительности

№2.

1 – факт

2 – Факт (Это то, что говорил Маркс)

3. – оценка автора

4. оценка

5. оценка – почему? С этим можно спорить?

№3

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности?

  •   инстинктивное решение                   нет
  •   осознание ответственности          да
  •   аффективное действие                  нет
  •   критическое мышление                  да
  •   конформное поведение                   нет
  •   стереотипное поведение                  нет

№4

НЕОБХОДИМОСТЬ -  философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия.

№5

а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Верно. Как вы понимаете это утверждение?

(человек свободен выбирать, как поступить – принять или не принять норму, ее принятие

б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека

(«Всегда» - должно смущать)

Вы молодцы. В конечном итоге с тренингом справились.

РЕФЛЕКСИЯ

Теперь мы, наверное, готовы назвать тему занятия.

(дети озвучивают варианты названия темы)

Я обращаю внимание на строчку в Кодификаторе. Там эта тема названа так:

 «Свобода и необходимость в деятельности человека» (или о деятельности  мы не поговорили?)

Вспомним некоторые промежуточные выводы, к которым мы пришли с вами вместе в ходе урока.

- Первый вывод - Свобода – для вас – безусловная ценность

- Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто как в задании №___)

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны?  Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде

На это обратили внимание философы еще в древности.

Жан Поль Сартр «Человек обречен быть свободным. Он привязан к своей свободе, как  узник к своему ядру»,

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

- Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор)  Свобода  человека состоит в том, что он волен выбирать

цели и средства

Домашнее задание.

        На последнем слайде – темы для эссе.

  1. Сформулируйте к какому разделу обществознания можно отнести каждую из них?  (Свобода – ценность универсальная)
  2. Сформулируйте проблему каждой темы
  3. Напишите 1 эссе

Тренинг

№1.

Выражение «буриданов осел» иллюстрирует:

- осознанную необходимость

- отличие человека от животного

- наличие ограничений

- опасность нерешительности

№2.

Прочитайте  приведенный ниже текст.

(1)С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным. (2)К.Маркс отмечал, что человек в той мере свободен, в какой свободно общество, в котором он живет. (3)Следовательно, свобода личности неотделима от свободы общества. (4)С этим фактом спорить невозможно. (5)Чем скорее демократия победит во всех странах мира, тем скорее люди на всей планете почувствуют себя свободными.

Определите, какие положения текста имеют

  • фактический характер
  • характер оценочных суждений

№3

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности?

  •   инстинктивное решение                   
  •   осознание ответственности          
  •   аффективное действие                  
  •   критическое мышление                    
  •   конформное поведение                    
  •   стереотипное поведение                  

№4

Запишите пропущенное слово:

___________ -  философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия.

№5

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

http://egewin.ru/wp-content/uploads/2014/03/250px-Hegel_portrait_by_Schlesinger_1831.jpg  Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель немецкой классической философии XIX века.

1. Свобода — не вседозволенность!

2. Свободным от общества человек быть не может, иначе нет социализации, нет культуры, есть животное состояние, возврат в природу.

3. Человека в обществе ограничивают рамки норм — законов, обычаев, морали и этикета.

Для примера эссе на эту тему свободы в деятельности человека возьмем классическую цитату, приписываемую целому ряду великих философов — Спинозе, Марксу, Гегелю. В тестах ЕГЭ по обществознанию нам она встречалась за авторством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, творца немецкой классической философии XIX века.

С9.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Сразу вспоминаем критерии проверки эссе. Выполняем Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Заодно, сразу формулируем собственное, теоретически достоверное, понятие свободы.

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что  человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может.

Как смогли, своими словами, не написав слово свобода (мы же пытаемся объяснить его), мы раскрыли смысл высказывания. Помним, что без этого элемента за эссе получим 0.

Идем далее, Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Мы показываем знание теории.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Это наши обязанности, то, без чего нет свободы. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость). Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей.

Что мы сделали? Раскрыли термины, показали знание теории философии. А, так как проблема спорна, расплывчата, мы сразу аргументировали наши мысли (раб, воздух, конституционные права и обязанности гражданина РФ). Не забываем, структура максимально емкая, идеи конкретизировать не надо, каждая мысль — новая строка!

Поехали дальше, как Вы поняли, мы уже начали раскрывать Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Мы ищем подтверждения своей точке зрения в фактах истории, литературных примерах, общественных событиях и в собственном жизненном опыте.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви.

Показали свою интеллектуальность (общественный договор, Бакунин, Кропоткин), подняли важные политические проблемы. Свою мысль пока не выразили. Теперь смотрим на иной аспект проблемы, переворачиваем цитату наоборот, показываем собственное видение проблемы, аргументируем на примерах!

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет!

Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола. безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:

всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Аристотель, который не мог представить себе общество без рабства, утверждал, что свобода лежит только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо. Аристотель не смог признать, что рабство противоречит идее естественных прав, так как по ней все люди считаются свободно рожденными.

Идея естественных прав сыграла большую роль в борьбе против самых различных форм личной зависимости одних людей от других: рабства, крепостничества, вассалитета. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории философской мысли свобода трактуется по-разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...