Урок обществознания "Человек среди людей"
презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему

Хабарова Лариса Вячеславовна

Самоанализ

Урок проводился мной как завершающий в разделе «Человек среди людей»

1.Цель: Применение усвоенных знаний или способов учебных действий в условиях  решения учебных задач.

   Задачи: Обучающая - обобщить и систематизировать знания по под темам: межличностные отношения, социальный статус, социальная роль, общение, социальный конфликт.

                   Развивающая: регулятивные УУД - научить целеполаганию, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, умение анализировать проблемные ситуации, практические задания через призму собственного поведения, контролировать и оценивать по результатам;

                                              коммуникативные УУД - работать в группе, научить формулировать и аргументировать свою точку зрения,

                                              познавательные УУД - давать определения понятиям, решать практические задачи, работать с текстом, систематизировать и анализировать, обобщать информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме,                            Воспитывающая: воспитывать у учащихся толерантность, уважение к окружающим людям, не конфликтную личность, приятного и грамотного собеседника.

II. Содержание и организация:

Этапы урока:

1) психологический настрой учащихся;

2) Постановка проблемной задачи на урок и мотивация. Определение темы урока и его задач;

3) обобщение и систематизация знаний; творческое применение знаний и умений; закрепление;

4) Решение проблемной задачи

6) Итог урока.

Оценка содержания каждого этапа урока.

1. На первом этапе урока мною создана благоприятная психологическая обстановка.

2. Тема урока зашифрована  в двух фото(прием - проблемная задача на урок). Чтобы понять учителю, к чему больше склоняются учащиеся,  был использован прием "Градусник" исходя из цитаты. Для реализации цели и задач урока я разработала урок по типу практикум. На котором учащиеся должны были на практике показать  и использовать уже полученные знания.

Например, в 1 блоке "Социальная группа" при повторении терминологии, мной была использована индивидуальная форма работы в рабочих тетрадях. Учащиеся в ходе анализа таблицы (графический прием) должны были в самостоятельной форме сделать  вывод. С помощью метода игры "Вышибалочка" были активизированы все учащиеся, где смогли на основе личного опыта нахождения в группе доказать , что усвоили учебный материал. В данном случае учатся соблюдать правила поведения работы в группе. Также игровой метод на уроке способствует сохранению здоровья ребенка. В ходе работы с текстом"Жил на свете человек" учащиеся закрепляли умение анализировать, формулировать выводы из полученной информации. При выполнении данного задания использовался прием "Новизны",так как рассказ А.Гайдара "Тимур и его команда" на сегодняшний день исключен из программы по литературе(межпредметная связь с литературой). Учащиеся должны были понять откуда к нам пришла тимуровская работа. Кто являлся её вдохновителем. В чём разница работы героев команды Тимура и простых школьников. Таким образом я использовала НРЭО(тимуровская работа 6 класса - мини доклад. Практическое задание направлено на выявление лидеров в классе( психологический тренинг).

II. Блок "Общение".При закреплении "Средства общения" учащиеся в игровой форме исполняли роль актеров, изображая неречевые средства общения. Одновременно с этим учащиеся провели физ - минутку. При выполнении задания из рабочей тетради используется индивидуальная форма с фронтальной  устной проверкой, при выполнении которой закрепляется теоретический учебный  материал. Проблемный прием на уроке использовался при отгадывании тайн общения, т.о. учащиеся закрепляли правила общения друг с другом. При анализе картины использовался демонстрационный прием работы на уроке, в ходе которого учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, о значении общения человека в группе.

III.Блок "Конфликты".

Устный фронтальный опрос использовался при повторении темы "Конфликт".На данном этапе использовалась межпредметная связь с историей при приведении примеров о конфликтах в обществе. Ступени конфликта учащиеся отрабатывают на примере "убийство Игоря древлянами".- работа с текстом учебника.

4. Решение проблемной задачи. С помощью данного приема  и мотивации использованных в начале урока учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу, о том какое значение играет в жизни человека общество. Почему человек должен находится постоянно среди людей. Прием "Градусник" использованный еще раз в конце урока покажет, поняли тему учащиеся или нет.

III. Результативность проведенного занятия. Замысел урока был реализован. Становление и проявление индивидуальности раскрывалось через инновационные методы(наглядный, частично - поисковый, практический) и приемы (демонстрационный, графический, создание проблемной задачи, через новизну интересных фактов), межпредметную связь обществознания с историей, литературой, живописью. сприменением НРЭО (собственный опыт ведения тимуровской работы). Формирование положительной Я-концепции личности учеников происходило через психологический настрой на урок, освоенные правила поведения в группе, проведение психологического треннига "Я лидер"?, положительную реакцию на заработанную оценку

ВЫВОДЫ: При проведении данного урока я постаралась активизировать активность ребят, чтобы выработать у детей индивидуальный стиль познания и поведения через использование на уроке различных методов и приемов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.51 МБ
Файл razrabotka_uroka.docx57.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Антуан де – Сент Экзюпери

Слайд 2

Практикум по теме: «Человек среди людей»

Слайд 3

I I . Общение Что такое « Общение»? 2 . Назовите виды и средства общения . Игра « Актер». 3. Три тайны общения.

Слайд 4

4. Картинная галерея. Стр. 73. В. Г. Перов. «Охотники на привале» 5.Назовите цели общения: I . Общение

Слайд 5

II. Социальная группа Что такое ГРУППА? Проверка Д.З. Раб. тетр . Зад. № 1. стр. 34. Игра « Вышибалочка » 1. Назовите условия существования группы. 2. Что происходит с теми, кто нарушает нормы и правила в группе?

Слайд 6

II. Социальная группа «Жил на свете человек» Изучи биографию писателя. Можно ли сказать, что А. Гайдар был лидером. Докажи или опровергни. Изучи биографию Аркадия Гайдара. Можно ли сказать, что Гайдар был лидером. Докажи или опровергни это утверждение.

Слайд 7

III . Конфликты 1. Что такое конфликт? 2.Назовите причины конфликтов? 3.Назовите примеры конфликтов из истории, литературы. Работа с текстом учебника стр. 46 Пчелов В.Г. Э тапы конфликта. 1.Возникновение конфликта 2. Осознание 3. Проявление конфликта 4. Углубление. 5. Разрешение.

Слайд 8

"Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Антуан де – Сент Экзюпери

Слайд 9

Д.З. Составить и заполнить таблицу "Способы разрешения конфликтов" (Полный и частичный)с примерами. Повторить главу 2. Подготовка к К.Р.



Предварительный просмотр:

Учебная тема: "Человек среди людей".

Класс: 6.

Авторы учебной программа:  Л.Н.Боголюбов.

Название учебного занятия и количество часов: "Человек среди людей" - 1 час.

Педагогическая идея урока: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Антуан  де - Сент  Экзюпери.

Цель урока: Применение усвоенных знаний или способов учебных действий в условиях  решения учебных задач.

   Задачи: Обучающая - обобщить и систематизировать знания по под темам: понятийный аппарат, межличностные отношения, социальный статус, социальная роль, общение, социальный конфликт.

                   Развивающая: регулятивные УУД - научить целеполаганию, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, умение анализировать проблемные ситуации, практические задания через призму собственного поведения, контролировать и оценивать по результатам;

                                              коммуникативные УУД - работать в группе, научить формулировать и аргументировать свою точку зрения,

                                              познавательные УУД - давать определения понятиям, решать практические задачи, работать с текстом, систематизировать и анализировать, обобщать информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме,                            Воспитывающая: воспитывать у учащихся толерантность, уважение к окружающим людям, не конфликтную личность, приятного и грамотного собеседника.

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

     Личностные универсальные учебные действия оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

     Регулятивные универсальные учебные действия: давать определения понятий, приводить примеры к определениям понятий,

    Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение информации, анализ и синтез-составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения заданий

    Коммуникативные универсальные учебные действия: инициативное, групповое сотрудничество, определение способов взаимодействия.

    Метапредметные результаты: развитие логического мышления.

Критически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока – практикум.

Вид учебного занятия: комбинированный

УМК: Учебник Л.Н.Боголюбов "Обществознание "6 класс.М.Просвещение.2016; рабочая тетрадь по обществознанию Л.Ф. Иванова. М Просвещение 2017.

Дополнительная литература: А.Гайдар "Тимур и его команда", Джонатан Свифт "Гулливер".;Е.В. Пчелов, П.В. Лукин История России с древнейших времен до начала 16 века. 6 класс М. Русское слово.2016.

Оборудование учебного занятия: АРМ учителя, мячик, Цветная бумага формата А4 красного и синего цвета.

Этапы учебного занятия с указанием НРЭО:

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1.Организационный момент(1 минута)

Психологический настрой:

Учитель: Ребята, подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Ребята: Тепло.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.

создание благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

2. Актуализация знаний(4 минуты)

Слайд № 1.

Мотивация

Проанализируйте фото на слайде. Дайте названия фото. "Человек - одиночка", "Человек в обществе".

На каком фото вы хотели бы очутиться?

Слайд №

Постановка проблемы на урок.

 Объясните, что означает высказывание Антуана де-Сент Экзюпери.

"Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Антуан  де - Сент  Экзюпери. объясните смысл высказывания автора.

Прием "Градусник".

Слайд № 2.

Сформулируйте тему урока-  

Объясняют, какое значение для человека играет общение(получает знания, учится мыслить, развивается, )

Ответ: "Человек среди людей".

Прием "градусник". Те, кто считает что относит себя "Человек- одиночка"- переходят к стене где шкала градусника синяя. А те, кто с относит себя к "Человек в обществе" переходят к противоположной стороне, где находится шкала красного термометра. Если будут такие учащиеся, которые считают , что обе стороны хороши, им можно определить середину класса "0".

 

3. Обобщение и систематизация знаний.(30минут).

Слайд № 3.

I.Социальная группа.

1.Закрепление определений понятий. Социальный статус личности, социальная роль).

  - Проверка Д.задания из раб.тетради № 1. стр 34.  -     - Назовите условия существования любой группы.

 - Что происходит с теми, кто нарушает нормы и правила?

2. Социальная группа.

Предлагаю вам поиграть в игру "Вышибалочки". Каждый участник принимая мяч от другого учащегося называет свой статус, социальную роль.

3. Работа с текстом в рубрике "Жил на свете человек".Изучи биографию Аркадия Гайдара. Можно ли сказать, что Гайдар был лидером. Докажи или опровергни это утверждение.

НРЭО:

А вы  оказываете  кому-нибудь помощь? В чем разница оказанной помощи между героями рассказа Гайдара и вашей помощью пожилым?

4. Прочитай приведенные ниже высказывания. Приведите аргументы доказывающие правдивость данного предложения

"Без групповых норм не возможно добиться цели, выполнить дело за которое берется группа ".

Практическое задание на выявление лидерских качеств

Инструкция

Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.

Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Ключ к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Описание

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для выявления индивидуально-типологических различий.

Обработка результата

Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно). Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:

  • треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом;
  • круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью;
  • квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.
  • Акцентировать внимание на том, что лидером можно стать в совершенно разных направлениях жизни. Нужно только стремиться к этому.

1. Дают определения понятий.

2. Называют содержание таблицы  - - "Большие и малые группы".

- Отвечают на вопрос "Условия существования группы"- нормы и правила, наличие лидера.

- В отношении тех , кто нарушает нормы и правила применяют санкции, т.е наказания.

2. Играя, т.е перекидывая мяч друг другу, каждый участник называет, соц. статус и соц. роль.

3. Прочитать текст. Ответить на вопрос

Ответ: командовал ротой курсантов, в 17 лет был командиром отдельного полка, написал после ранения книгу  "Тимур и его команда", которая способствовала появлению тимуровского движения в годы ВОВ.

Ответ: тимуровская работа.

Ответ: герои рассказа оказывали помощь в тайне от всех. Никто не знал их в лицо!

Ответ:

-Общается, а значит развивает мышление.

-оказывают  друг другу помощь;

- Получает знания;

- Развивается.

Рисуют человечка и определяют

http://hr-portal.ru/files/styles/500px/public/iimg_uploads/16_01/primer_risunkov_sdelannyh_tremya_ocenivaemymi.jpg?itok=IUOomIt0

II. Блок "Общение".

1. дайте определение понятие "Общение".

3. Назовите средства общения. Игра - актер. Учитель или ученик изображает средства общения., т.о проведем физ-минутку.

4.Предлагаю разгадать три тайны общения.

Первая тайна- отгадать загадку "Тебе дано, а люди пользуются". При разговоре надо обращаться к человеку по имени!

Вторая тайна - встать парами друг к другу спиной. Спросить чем будет заниматься каждый из вас.

Обсуждение: Удобно ли вам было общаться друг с другом спиной. Что вам мешало? Давайте исправим ошибки. Повернитесь друг к другу и задайте вопросы друг другу прямо в глаза. Вот  вы и разгадали вторую тайну.

А теперь разгадайте третью тайну. Для этого я вам предлагаю поиграть в игру "колесо". Разбейтесь на 2 равные группы и образуйте 2 круга внешний и внутренний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. По сигналу каждая пара говорит друг другу приятные слова и не забывали поблагодарить друг друга.

Вот вы и разгадали третью тайна.

6. Картинная галерея.стр 73.Анализ картины

6.Назовите цели общения:

1.Ответ :Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, чувствами, конкретными действиями.

2.Речевое (устная и письменная)

и неречевое(взгляд, мимика, жесты, поза, походка)

3. учащиеся повторяют и называют средство неречевого общения.

  1. взгляд,  рассказ, мимика, жесты, поза, походка, танец, прикосновение, комплимент, цветы, песня, подарок, движения,

Ответ: первая тайна - ИМЯ.

Ответ: Не видели лица, а именно глаз человека.

Выполнение задания.

Выполнение задания.

Называют третью тайну. При встречи нужно говорить комплименты, или просто приятные вещи о человеке.

Анализирую картину  В.Г. Перова "Охотники на привале".

6. Ответ:

-совместное выполнение какого либо задания, работы.

-получать знания, умения.

-получать эмоциональное удовольствие;

- развивается логическое мышление.

- развивается человек.

 -набираться опыта.

III.Блок "Конфликты".

Очень часто простое общение приводит к конфликту.

1.  Что такое конфликт?

2.Назовите причины конфликтов?

3.Назовите примеры конфликтов  из истории

Проанализировать текст учебника стр. 46 Пчелов поэтапно.

 1. Этап: Возникновение конфликта

 2. Осознание

     

 3. Проявление конфликта.

     

 4. Углубление.

 5. Разрешение.

1. Ответ: это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремление, серьезное разногласие, острый спор приводящий к борьбе.

2. Ответ: грубость, несправедливое обвинение, обман итд.

Ответ: убийство Игоря древлянами итд.

1.Игорь вторично потребовал дань с древлян.

2. "Когда повадится волк к овцам, - сказали они, - то перестает всё стадо, если его не убить".

3.Древляне отказались платить новую дань. Игорь стоял на своём.

4. Убийство Игоря древлянами.

5. Ольга его жена  жестоко отомстила за мужа, тем самым обеспечив единство племен и запугав остальные племена, чтобы и им не повадно было.

4. Решение проблемной задачи(5 минут)

Решение  проблемного вопроса "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Антуан  де - Сент  Экзюпери. Объясните смысл высказывания автора.

Организация приема повторного"Градусник". Изменилось ли мнение учащихся, что человек должен жить среди людей.

-совместное выполнение какого либо задания, работы.

-получать знания, умения.

-получать эмоциональное удовольствие;

- развивается логическое мышление.

- развивается человек.

Выполнение заданий.

5. Подведение итогов урока

(5 минут).

Д.З. Составить и заполнить  таблицу "Способы разрешения конфликтов"

(полный и частичный)с примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....

План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Конспект урока "Человек среди людей".

Урок обществознания с использованием личностно-ориентированных технологий.                                    ...