Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tolerantnosti.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку, разработанный  Глуховой  Мариной Владимировной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Андроповский район, Ставропольский край.

               «Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь».

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; обучать школьников отстаивать свою точку зрения; формировать речевые навыки учащихся; воспитывать чувство интернационализма в детях, стремление быть терпимыми.

Возраст учащихся: 5-6 классы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, рисунки учеников.

                                                                 Ход урока.

  1. Открытие темы.

-Чтобы узнать, о чем пойдет разговор на уроке, давайте разгадаем кроссворд.

        

  1. Слова, противоположные по лексическому значению (Антонимы)
  2. Наука, изучающая звуки речи (Фонетика)
  3. Наука, изучающая словарный состав языка (Лексика)
  4. Буквы, обозначающие два звука (Силлабемы)
  5. Беседа, разговор (Речь)
  6. Повтор согласных в стихотворной строке (Аллитерация)
  7. Слова, близкие по лексическому значению (Синонимы)
  8. Группа предложений, соединенных по смыслу и грамматически (Текст)
  9. Повтор гласных в стихотворной строке (Ассонанс)
  10. Главная морфема в слове (Корень)
  11. Морфема, стоящая после корня (Суффикс)
  12. То, о чем говорится в тексте (тема)

- О чем сегодня на уроке пойдет речь? ( О толерантности)

II. Работа со словарем иностранных слов.

- Что такое толерантность? Давайте обратимся к словарю иностранных слов.

Толерантность – латинское tolerante – терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям.

  1. Слово учителя.

 Легенда североамериканских индейцев.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично – красный оттенок – это стали индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть из печи фигурки. Они обуглились и стали черны, как головешки из костра. Так появились на Земле негры.  А потом уже боги, боясь  пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они  получились бледно – розового цвета. Так появились европейцы.

И  люди, имеющие разный цвет кожи,  в мире и согласии

  1. Сообщения учащихся

А) За много столетий до нашей эры в Междуречье, охватывающем земли нынешнего Ирака между реками Евфратом и Тигром, процветала высокая культура народа, называвшегося шумерами. Столицей могущественного государства был Вавилон, богатый, крупнейший в тогдашнем мире город. В пригороде Вавилона возвышалась громадная, недостроенная башня.

Согласно легенде, жители процветающего города, возгордившись и бросив вызов богу, решили построить высокую башню, которая своей вершиной касалась бы самого неба. Охваченные дерзким замыслом, вавилоняне дружно взялись за дело. Отлично понимая друг друга, они трудились успешно, работа быстро продвигалась вперед, небывалое сооружение росло на глазах. Это очень встревожило властителя «небесной тверди». Возмущенный дерзостью вавилонян, он решил их сурово покарать. «У них у всех один язык и все, что они захотят, будет сделано», - рассуждал бог и придумал жестокое «божественное» наказание. Он раздробил их общий язык на множество непохожих языков. Строители перестали понимать друг друга, началась ужасная неразбериха. Продолжать работу не было никакой возможности, фантастическое сооружение осталось незавершенным.

- Как должны жить люди на нашей прекрасной планете?

Б) Китайская притча гласит, что жила на свете семья. Более ста человек насчитывала она. Жили все дружно.

Дошел о ней слух до самого владыки страны. Прибыл он в деревню, где жила семья и спросил у главы, как удается им жить в ладу?

Глава семьи что – то стал писать на бумаге, потом передал  лист владыке. На нем было три слова: любовь, прощение, терпение.

- И все? – спросил  првитель.

- И все! - ответил старейшина рода.- Это и есть основа жизни.

А подумав, добавил:

-И мира тоже.

-Так что же такое толерантность?

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы подбирали афоризмы о добре, милосердии, сострадании. Прочитайте высказывания и объясните, как вы их понимаете?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

                                        Конфуций

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

                                        Марк Твен

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

                                         Г.Торо

Если я чем – то на тебя не похож. Я этим вовсе не оскорбляю тебя, а одаряю.

                                          Антуан де Сент –Экзюпери

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

                                           Пифагор

Любите, но не требуйте любви к себе.

                                          С.Саровский

Терпение можно добиться больше, чем силой.

                                         Э. Берн

Каждая нетерпимость есть проявление слабости.

                                         Н.Рерих

V.Игра «Цепочка»

Толерантность это…

  1. уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее
  2. дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык
  3. уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям
  4. терпение друг к другу
  5. терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи
  6. общение между двумя людьми, доверие между ними
  7. вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга
  8. когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение
  9. когда нет фашизма, насилия и расизма на земле
  10. уважение прав каждого человека
  11. дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека
  12. уважение, любовь и терпение
  13. когда все люди мира живут в согласии с самим собой и другими

VI.Слово учителя.

Когда война своим черным крылом накрыла нашу родину, весь народ сплотился, чтобы отстоять независимость  России. Многие  русские семьи эвакуировались в Среднюю Азию. Туркмены, таджики принимали в своих домах людей другой веры, помогая им во всем. Жили в мире, согласии, и даже спустя много лет после войны эти семьи поддерживали теплые отношения.

А посмотрите, как работают спасатели МЧС. Где бы ни случилась беда, они всегда спешат на помощь, не спрашивая национальностей. Главное – вовремя прийти туда, где страдают люди.

Дружной семьей живут спортсмены. Они  исповедуют разную веру, говорят на разных языках, но  объединяет их спорт и желание прославить свою страну.

Но мы живем в очень неспокойном мире: то здесь, то там слышны взрывы, гибнут люди. Так, 1 сентября 2004 года стало днем трагедии и скорби всех людей. Банда боевиков взяла в заложники ни в чем  не повинных людей. Нет ничего страшнее террора.

Давайте почтим минутой молчания память тех, кто погиб от рук нелюдей.

VII. Минута молчания

VIII. Игра «Подбери слово»

- От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой». (Приветливый)

-Назовите  антоним к слову «до свидания». (Здравствуйте)

- Подберите синоним  к слову «красивый». (Прекрасный)

-Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. (Коллектив)

-С каким  --------------- живешь, такого обычая и придерживайся. (Народ)

IX. Конструирование предложений.

- Используя слова из предыдущего задания, составьте предложения.

В нашем классном коллективе учатся ребята разных национальностей, и все мы приветливы друг к другу.  

X. Игра «Солнышко»

В центре – слово «толерантность», от него отходят лучики «составляющие толерантность»

XI.Слово учителя

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день терпимости (International Day for Tolerance).

XII. Парад ладошек.

В нашем классе учатся дети разных национальностей. Мы коллектив, мы будем только тогда сильны, когда будем жить в мире и согласии. И ребята подготовили свои пожелания одноклассникам. (Ученики называют свою национальность,  прикрепляют на доску свои  разноцветные ладошки и произносят пожелания).

XIII. Литературный монтаж.

1.Люди на свете рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром  к людям всем подходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2.Если тебя обидел товарищ,

Не торопись ему отомстить.

Попытайся не раздражаясь,

Неправоту его ему объяснить.

Не отвечай злобой на злобу.

Сдержанным будь всегда.

В этом случае насильно любому

Дать отпор ты сумеешь тогда.

3.В споре рождается истина.

В муках рожден человек.

Быть справедливы,

Терпимым и честным

Должен каждый человек.

XIV. Нарисуй толерантного человека.

(Учитель заранее  делает заготовки, из которых ученики складывают человека)

XV. Домашнее задание.

1.Напишите сочинение – миниатюру «Что такое толерантность».

2. Напишите стихотворение

XVI. Слово учителя.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Размышления о значимости толерантности в современном мире....

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе

Тесты к уроку  обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....