Занятие для обучающихся 6 класса "Путешествие Капельки"
план-конспект занятия (6 класс)

Иванова Светлана Викторовна

Занятие по биологии к разделу "Неживая природа" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_kapelki.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 «Путешествие капельки»

(Занятие-исследование)

6 класс

Учитель-дефектолог

 Иванова С.В.

Мантурово  2019

Тема занятия: «Путешествие капельки»

Цель: Развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. 

Задачи:

Образовательная: Познакомить со свойствами воды. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понять  значимость воды в жизни человека, в природе.

Коррекционная: Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать сообща.

Материалы и оборудование:  Лэпбук «Капелька», рисунок «Круговорот воды в природе», рисунки на тему «Для чего нужна вода», таблички «Вода – прозрачная жидкость без вкуса и запаха», «Пар и лед – тоже вода». Стаканы, чистая вода, молоко, сок, крупа, коктейльные трубочки, мелкие предметы, чайник, блюдце, кусочек льда. Компьютер, мультфильм «Путешествие капельки» (ссылка http://www.cawater-info.net/all_about_water/video/file/Krugovorot-vody-v-prirode-1-Puteshestvie-Kapelki.mp4).

Ход занятия

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые БУД

Организационный момент. Подготовка к восприятию материала.

(2 мин)

Организует рабочие места обучающихся, помогает в подготовке к занятию. Читает стихотворение о воде.

Учитель показывает детям стакан с водой.

-- Посмотрите, у меня чистая вода.

Стихотворение Н.Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

 Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

 На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Рассаживаются по местам. Готовятся  к занятию. Слушают стихотворение.

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения.

Актуализация знаний.

(5 мин)

Знакомит с лэпбуком, достает картинки на тему «Для чего нужна вода?» и раздает ученикам, помогает составлять предложения.

-- Перед вами папка, да какая необычная! Называется она «Лэпбук», что на английском языке означает «Книжка на коленках». Называется лэпбук  «Капелька». В этой папке много нового и интересного. Она и научит, и знания ваши проверит, и развлечет.

Открываем первый конверт, здесь рисунки, которые помогут вспомнить, для чего нужна вода.

Дети рассматривают рисунки, составляют предложения о воде. Например: «Вода нужна для того, чтобы поливать огород».

Делать простейшие обобщения, составлять высказывания с опорой  на наглядный материал.

Экспериментальная работа.

(10 мин)

Ставит исследовательские задачи, помогает проводить опыты и делать выводы.

-- Открываем второй кармашек. Теперь вам предстоит на время стать учеными. Вы будете проводить опыты и определять свойства воды.

Опыт 1.  Вода - жидкость.

Перед учениками стаканчик с крупой. Пересыпаем ее в другой стаканчик.

-- Что крупа делает?

-- Сыплется.

То же проделываем с водой.

-- Что вода делает?

-- Льется.

-- Почему?

--Она жидкая.

Опыт 2.  Прозрачность воды.

Перед учениками 2 стакана. В одном вода, в другом молоко. В стаканы опускаются мелкие предметы. Делается вывод, что вода прозрачна.

 Опыт 3.  Вкус воды.

Перед учениками 2 стакана. В одном вода, в другом сок. Сначала через соломинку пробуют воду, потом сок. Делается вывод, что вода безвкусна.

Опыт 4.  Запах воды.

Дети нюхают воду и делают вывод, что у воды нет запаха.

Опыт 5.  Пар – тоже вода.

Чайник кипит, над струйкой пара блюдце, на нем образуется вода. Вывод: пар – тоже вода.

Опыт 6.  Лед – тоже вода.

Кусочек льда на блюдце постепенно тает, превращаясь в воду. Вывод: лед – тоже вода.

Результат опытов – на доску вывешиваются таблички: «Вода – прозрачная жидкость без вкуса и запаха», «Пар и лед – тоже вода».

Проводят опыты и делают выводы.

Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

Изучение нового материала.

(7 мин)

Подготавливает в восприятию нового материала «Круговорот воды в природе», демонстрирует мультфильм «Путешествие Капельки»

-- Видели ли вы когда-нибудь, что происходит с водой после того, как помоют пол? А что происходит с водой в луже в жаркий солнечный день?

-- Она испаряется.

-- Вода испаряется, исчезает. А вдруг вся вода на Земле испарится, исчезнет?  Все живое не может существовать без воды. Что же, мы все тогда погибнем? Нет в природе так все устроено, что вода к нам вернется. Это явление называется круговорот воды в природе. Начнем знакомство с этим замечательным явлением с мультфильма «Путешествие Капельки». 

Смотрят мультфильм.

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности,

работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Закрепление полученных знаний.

( 3мин)

Демонстрирует в лэпбуке  рисунок «Круговорот воды в природе», помогает повторить по нему последовательность передвижения Капельки.

Еще раз отслеживается передвижение Капельки от испарения до попадания назад в водоем.

Повторяют по рисунку последовательность передвижения Капельки.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3 мин)

Анализирует проделанную работу, выясняет, насколько интересен был ученикам предмет изучения, настраивает на дальнейшую работу по данной теме, поощряет учеников.

-- Итак, вода в стакане. Так ли она проста? Что интересного узнали вы сегодня о воде, что вспомнили о ней благодаря заданиям из лэпбука?

(Дети вспоминают, что «Вода – прозрачная жидкость без вкуса и запаха», «Пар и лед – тоже вода», вспоминают, что значит круговорот воды в природе).

-- Интересно ли вам было сегодня на занятии?  Но это еще не все о воде. В лэпбуке остались еще задания, которые мы продолжим выполнять на следующем занятии. А сейчас, в память о нашей работе, я дарю вам всем по капельке-путешественнице.

Делятся впечатлениями от проделанной работы.

Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие с обучающимися "Цветные капельки"

Данное занятие с обучающимися начальной школы помогут развить память, воображение, мелкую моторику...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...