Главные вкладки

    КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса
    план-конспект занятия (6 класс)

    Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_prz_v_mire_rasteniy.lekarstvennye_rasteniya.docx48 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,                 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                        «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

    Методическая разработка                                                                                         открытого познавательно - развивающего занятия                                                                        «В мире растений. Лекарственные растения.»

    Разработала и провела: Мангасарова Н.М., воспитатель 6 кл.

                                                                   

       

    р.п. Благовещенка – 2019г.

     

    Познавательно - развивающее занятие в 6 классе

    Тема: «В мире растений. Лекарственные растения»

    Цель: расширение и уточнение знаний детей о лекарственных растениях, обогащение  и активизация словаря по теме, коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении, соотнесении; воспитание любви и бережного отношения  к природе.

    Оборудование и наглядность: экран, компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки с заданиями №1, №2 №3, лекарственное сырье.

    Ход занятия

    Этапы и задачи занятия

    Деятельность воспитанников

    Деятельность воспитателя

    Примечания

    I. Организационный момент.                         Задача: Создать положительный психологический  настрой на работу

    II. Введение в тему.                    Задача: Развивать интерес к теме занятия.  

    III. Основная часть

    Задача: расширить и уточнить знания детей о лекарственных растениях, обогатить  и активизировать словарь по теме

    IV.Закрепление.

    Задача: Закрепить полученные на занятии умения и навыки.

    V. Итог.                            Задача:

    Подвести итоги занятия, дать оценку усвоения материала  воспитанниками.

    Слушают педагога, отвечают хором:                                       - Все постараемся понять,                                                                                                          Многое хотим узнать!                                                                                                      

    Выполняют упражнение по инструкции воспитателя, закрывают глаза, слушают.

    Просматривают слайды, слушают, отвечают на вопросы.

    Слушают, отвечают на вопросы.

    Выполняют задание по карточке № 1, отвечают на вопросы.

    Слушают, просматривают слайды, сырье ромашки, отвечают на вопросы.

    Один ученик выполняет задание у доски, один ученик читает стихотворение, остальные слушают, проверяют, отвечают на вопросы.

    Слушают, просматривают слайд.

    Слушают, выполняют задание.

    Слушают, просматривают слайды, отвечают на вопросы,.

    Слушают, выполняют задание, при выполнении задания хлопают в ладонями, один ученик читает правильный ответ, остальные сравнивают, отвечают на вопросы.

    Выполняют задание по карточке №3, отвечают на вопросы.

    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть

    Слушают, рассматривают почки березы, отвечают на вопросы.

    Выполняют движения по инструкции педагога.

    Выполняют задание, отвечают на вопросы.

    Слушают, рассматривают слайды, сырье шиповника, отвечают на вопросы.

    Слушают, отгадывают загадки, отвечают просматривают слайды.

    Слушают, отвечают на вопросы.

    Слушают, просматривают слайд, отвечают на вопросы.

    Психологический настрой.

    Педагог приветствует детей, проводит общий настрой на работу с хорошим настроением.

    - Занятие начинается,                                                                                                       Оно пойдет вам, дети, впрок.                                                                                         - Начинаем наше занятие в рубрике «В мире растений». Желаю всем удачи!

    - Сейчас я приглашаю вас на прогулку в летний лес.                                                                  - Как же мы пойдем в лес, скажете вы? Ведь на дворе зима, всё покрыто снежным ковром? Занятие у нас необычное и есть возможность совершить путешествие в лето. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Итак, отправляемся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Звучит фонограмма «Звуки леса»                                                                                                                                                           Ярко светит солнышко,                                                                                           Дует лёгкий ветерок.                                                                                                                 Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.                                                                  Колышутся травы, надо мной кружат птицы.                                                                        Мы рады, что встретимся с удивительным миром растений.                                        

    - Вот мы и оказались в летнем лесу. Оглянись вокруг себя, вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей…  Задание. «Угадай тему занятия»                                                                               (Коррекция слухового внимания)                                                                                                                   - Растительный мир очень богат и прекрасен! Ребята, а вот о какие                   растения мы  будем сегодня искать в нашем лесу, думаю, вы догадаетесь, если внимательно прослушаете стихотворение.                                                                                                                                            Здесь, в зарослях лесных,                                                                                                                           Где все для сердца мило,                                                                                                                          Где так легко и сладостно дышать,                                                                                           Есть в травах и цветах                                                                                           Целительная сила                                                                                                                                                                                    Для всех, умеющих                                                                                                                                       Их тайну разгадать.                                                                                                                      - У каких растений есть целительная сила?                                                                                - О чем мы будем сегодня говорить?                                                                                                                                     - Правильно, сегодня нас ждет встреча с удивительным миром лекарственных растений.

    - Скажите, почему эти растения называют лекарственными?                                                    - А теперь я хочу немного рассказать вам о них.                               Рассказ воспитателя о лекарственных растениях                                           (Обогащение  и активизация словаря по теме, развитие познавательной активности)                                                                                                                                                                              Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что больные животные с жадностью поедали некоторые растения. Человек  начал собирать плоды, коренья, травы, сушить их и употреблять для лечения болезней. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них истории и легенды. Растения-целители  стали называть  «зеленой аптекой».

    В настоящее время, насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Мы познакомимся с наиболее распространенными  растениями, вы их встречали не один раз и возможно даже не догадываетесь, насколько они полезны.                                                                                                  - Итак, угадайте название первого растения.
    1. Ромашка. Задание. Прочитайте загадку по слогам за стрелочкой и напишите отгадку. (Упражнение на коррекцию устойчивости  зрительного внимания)                                                                                                                 - Прочитай загадку.  (по слайду 10)                                                                                                            - Какую отгадку написали? ЧТО написали? ТЫ ТЫ (фронтально) (Ромашка)                                                                                                                                                        - Вам знакомо это растение?                                                                                     - Ромашка - это распространенное растение, ее можно встретить по всей России. Существует много видов ромашек, в том числе декоративные, но лекарственной  считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. (невысокая, листья нитевидные, как у укропа)  Желтая сердцевинка у нее выпуклая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.                                                                                                                - А что вы интересного знаете о ромашке?                                                                           - У лекарственных растений целебные вещества накапливаются в разных частях, например, корнях, листьях цветках или плодах. Эти части растения собирают и называют лекарственным сырьем. (Словарное слово на доску)                                                                                                                       В качестве сырья у ромашки собирают цветы, сушат                                               (показ лекарственного сырья) и заваривают чай, делают настой.                                                                                                           - Когда применяют ромашку, мы сейчас узнаем из стихотворения.                                                          Задание. «Сложи стихотворение из частей»                                            (Коррекция  внимания через цветовое восприятие)                                                   - Стихотворение разрезано на части, надо составить части стихотворения в соответствии с цветовым рядом и прочитать.                                                                                            Если случится тебе простудиться,                                                                       Привяжется кашель,                                                                                      Поднимется жар,                                                                                                     Придвинь к себе кружку,                                                                                                         В которой дымится                                                                                                         Слегка горьковатый душистый отвар.                                                                               - Ребята, давайте проверим, правильно составил Т. или нет.                                                      - А М. нам прочитает это стихотворение.  

    - При каких болезнях применяется ромашка?                                                                                                                                                                                                                                              В  медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, полоскают горло при ангине, а еще настоем промывают гнойные раны (она убивает микробы, снимает воспаление). Широко применяется ромашка в косметических целях  (крема).                                                                                         2. Подорожник.                                                                                                                     - Посмотрите, у этого растения какое-то странное название.                                                                                                        Задание. Найди способ прочитать правильно название растения.  (Коррекция зрительного внимания через упражнение на переключение)                                                                                                                                                      - Вам знакомо это растение? Поднимите руку, кто встречал подорожник? - Как вы думаете, почему оно так называется?                                                                                                                                              - Подорожник растет не только вдоль дорог, но и на лугу, в огороде, даже на тротуарах. Его называют лесным путешественником,  семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви, лапам животных, птиц и он шагает по планете. Растет подорожник и  на островах Антарктиды, где его разносят пингвины.                                                                                                              - Внимательно посмотрите на картинку. Листья подорожника упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием  тоже все жесткие и упругие. Подорожнику ничего не страшно.                                                                                                        В народе есть поговорка о подорожнике, давайте ее прочитаем.                                                                               Задание. Составьте поговорку в порядке возрастания цифр и запишите.  (Коррекция  внимания через упражнение на соотнесение)                                                                                                                        - 3-я группа работает по карточкам на столе, для остальных задание на экране.  (Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему все нипочем)                                                - Кто выполнил правильно  задание – хлопок ладонями!!!                              - Давайте проверим что вы записали с ответом. (читает один ученик, сравнивают)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          - Почему так говорят о подорожнике?                                                                       - Подорожник  ещё называют "зеленым бинтом. Как вы думаете почему?                     - Листья подорожника помогут остановить кровь, заживить раны, их прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.                        - Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?                                                                                                           - Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

    3. Береза.                                                                                                                            - Название этого лекарственного растения зашифровано.                                                                                       Задание. Найди в буквенном ряду название лекарственного растения и обведи в кружок.                                                                                                          (Коррекция  внимания через упражнение на узнавание)

    - Прочитай что нашел. ТЫ что!! ТЫ(фронтально)                                                                                              - Перед нами красавица береза. Березу невозможно спутать с другими деревьями  из-за ее белого ствола.                                                                                    - Скажите,  какое дерево является символом нашей страны - России?                         - Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, нет дерева милее и роднее берёзы!  Послушайте,  как описывает березу поэт А.Прокофьев. Стихотворение А. Прокофьева «Береза»

    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В зелёном сарафанчике

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застёжками,

    С зелёными серёжками.

    Люблю берёзку русскую -

    Она всегда с подружками

    Весною хороводится,

    Шумит, как это водится.

    Идёт, где не положено,

    Поёт, где не положено,

    Под ветром долу клонится,

    И гнётся, а не ломится!                                                                                                                                   - В лечебных целях используется (показ сырья) почки, березовые листья, сок. Настои  из березовых почек помогут при заболеваниях почек, заживляют раны. Отвар из листьев березы богат витаминами.                                                                                 - Назовите, какие еще полезные свойства березы вы знаете?                                                                            - Очень полезен - березовый сок, в нем много витаминов. А еще с  незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане, листья березы убивать болезнетворные микробы.                                                     Физминутка.                                                                                                                                     - А сейчас мы отдохнем и поиграем. Вы внимательно слушайте и повторяйте движения по инструкции. Исходное положение, стоя у парты.                                                                        

    Игра «Деревья, кустарники, травы»                                                                               - Если я называю дерево, вытягиваете руки вверх, встаете на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, если я называю кустарник - руки разводите в стороны (кусты широкие), если траву – присаживаетесь на корточки (травы низкие). (По ходу игры воспитатель может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия педагог выполняет вместе с детьми.) 

    - Крапива, смородина, рябина, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, подорожник, липа, лопух, облепиха, мята, дуб, ромашка, ЗАЯЦ, берёза, мать-и-мачеха, ель.

    4. Шиповник.                                                                                                                      - Это вот следующее растение, я думаю, вам всем знакомо.                                                                                                                                                                        

    Задание. Прочитай название растения по схеме и запиши.   (Коррекция зрительного внимании через упражнение на соотнесение)                                                                                                                                 - Прочитайте, какое слово записали?  (фронтально ответы)

    - Скажите, кто обратил внимание, какое правило по русскому языку встречается в этом слове?                                                                                                 - Шиповник. Как вы думаете, почему шиповник  так называют?                                                              - Шиповник - это красивый, но очень колючий кустарник. Он получил такое название потому, что его стебли покрыты блестящими крючковатыми шипами. В начале лета кустарник обильно украшен крупными душистыми цветами, очень напоминающими розу.                                         -  Как в народе называют шиповник? (Дикая роза)

    - Осенью у шиповника созревают ярко- красные, сладкие плоды.                                                                                      - Как вы думаете, какие части растения собирают у шиповника?                                - Что является лекарственным сырьем?                                                                         (Воспитатель показывает высушенные плоды)                                                     - А знаете ли вы, что в шиповнике очень много витамина С?

    - Плоды  шиповника является чемпионом по содержанию витамина С, в 50 раз больше чем в лимоне. Если пить ароматный и вкусный настой из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение. Шиповник  ещё применяют для лечения печени.                                                                                                                        

    - А отгадать загадки про них сможете?

    Задание. Отгадай загадку и назови лекарственное растение. (Коррекция аналитико-синтетической деятельности)                                                               Воспитатель читает загадку, дети называют отгадку.

    1.Нам он – как хороший друг                                                                                           Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

    2. Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане. (Берёза)                                                                                                                  3. Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Шиповник)

    4.Стоят в поле сестрички: 
    Жёлтый глазок, 
    Белые реснички. (Ромашка)

    Задание. Блиц-опрос «Знатоки лекарственных растений»                             (Коррекция аналитико-синтетической деятельности)                         Проводится между рядами, вопросы для каждого ученика, по цепочке.          За правильный ответ жетон, в конце подводится итог.                                         1. Какое растение является чемпионом по количеству витамина С?                       2. Что является лекарственным сырьем у ромашки?                                                                        3. Как называют целебные части растений, подлежащих заготовке.                                               4. Из почек какого дерева делают настой для лечения  почек и заживления ран?                                                                                                                                              5. Какое растение называют «зеленым бинтом».                                                         6. Лекарственными  растениями называют растения…                                                    

    1. Какое растение называют дикой розой?                                                                   2.  Что является лекарственным сырьем у шиповника?                                              3.  Цветки этого растения используют при гадании и простуде?                                                                                                                                                                                                                                                                                   4. Сок этого дерева заготавливают ранней весной и используют как витаминное средство.                                                                                                                        5.Семена этого растения разносят в Антарктиде пингвины.                                        6. Лекарственное сырье – это... (части растений, которые содержат целебные вещества)                                    

    - Молодцы. Наше путешествие закончилось, закройте глаза.                                                                                                                               Раз, два, три, четыре, пять!                                                                                                                      Снова в классе мы опять.                                                                                    

    Рефлексия.

    Задание. Продолжи предложение.

    Дети отвечают фронтально с помощью схем.                                                                                   - Сегодня на занятии я узнал(а)…                                                                                                  - Я считаю, мне пригодятся полученные знания, потому что…                                           -  На занятии мне понравилось…                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                 - Мне тоже понравилось работать с вами. Молодцы!

                                                                               

    Слайд 2

     

    Слайд 3  

    Слайды 4 - 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9 пустой

    Карточки №1 для всех учащихся

    Слайд 10                            

     

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    На доске цветовой ряд, карточки с разрезанными частями стихотворения

    Слайд 14

    Слайд  15- 16

    Слайд 17                                                                                        

    Слайд 18                          

    Слайд 19                            Карточки №2 для                     3 группы 

    Слайд 20 пустой              

    Карточки №3                               2 варианта)

                                                        Слайд 21                                                                                    

    Слайд 22

    Слайд  23

    Слайд 24                                

                                                           Слайд 25                            Слайды 26-27

                                                                                       

    Слайд 28

    Слайды  29-30

    Слайд 31 пустой                  

    Слайд 32                          

    Слайд 33 пустой

                                   

       

    Слайд 34 -36                            

                                                                                       

                                                         Слайд 37

     

    .

                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта 7 класс коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

    календарно-тематическое планирование по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида 7 класс

    Программа:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружа...

    календарно-тематическое планирование по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида 7 класс

    Программа:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружа...

    Викторина по биологии в 7 классе "В мире растений"

    ВИКТОРИНА "В МИРЕ РАСТЕНИЙ" для закрепления по теме "Растения"...

    Интегрированный урок "Лекарственные растения". Математика. 5-ый класс.

    Данный урок решает следующие задачи: отработка навыков действий с десятичными дробями; развитие логического мышления, математической речи, навыков самостоятельной работы; расширение знаний учащихся об...