Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птичий двор»
план-конспект

Занятие посвящено лексической теме "Домашние птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptichiy_dvor.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»

Конспект 

логопедического занятия  по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи

с детьми подготовительной к школе группы

на тему: «Птичий двор»

Выполнила:

учитель-логопед

Клочкова Татьяна Викторовна

Цель : актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы» через использование элементов театрализованной игры.

Задачи:

Образовательные: закреплять представление о домашних птицах,

уточнять и расширять словарь по теме «Домашние птицы».

Предметный словарь: курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, гребень, бородка, шпоры, перепонка, перо, пух, птичий двор, курятник, польза, корм, пшено, горох, крошки, жуки, гусеницы.

Словарь признаков: птичий, домашние, сердитый, надутый, длинношеий, кусачий, голосистый, драчливый, задиристый, пестрая, ширококлювая.

Глагольный словарь: крякает, кукарекает, кудахчет, гогочет, болбочет, щиплет, клюет, плавает, ныряет, сердится, надувается, шипит, бежит, щипает, поет, машет, будит.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Активизировать в речи предлоги  -в-, -под-, -за-;

- Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, сложных слов, глаголов от звукоподражаний) через использование элементов театрализованной деятельности;

- Развивать физиологический и речевой выдох, чувство ритма, слуховую память, зрительное внимание, мимику, интонационную сторону речи, артикуляционную, общую моторику, мышление, графомоторные навыки.

Воспитательные задачи:

- Создавать условия для формирования мотива смены деятельности, положительной установки на участие в логопедическом занятии;

- Формировать выдержку, умение согласованно действовать по звуковому сигналу;

- Воспитывать доброе отношение к домашним птицам, чувство благодарности за приносимую ими пользу;

- Развивать у детей доброжелательное отношение к товарищам, целеустремленность, способность оценивать и контролировать свои действия.

         

 Методы и приемы:

1. Словесные: указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, рассказ,

     поощрение, использование художественного слова (стихи, загадки).

2. Практические: подражательно-исполнительские и конструктивные    

     упражнения, моделирование.

3. Наглядные: демонстрация пособий, показ способов действия, ТСО.

4. Игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, элементы

     театрализованной игры, подвижные игры.

Материалы и оборудование

Тематическое панно «Птичий двор», фигурки домашних птиц, изображения частей тела домашних птиц (крыло гуся, гребешок петуха, хвост индюка, лапы курицы, клюв утки);

Плакат с изображением курицы, перья курицы натуральные;

Мягкие игрушки, изображающие птенцов домашних птиц (цыпленок, гусенок, утенок);

Шапочки для театральных героев (кот, цыплята, петушок, курица);

Бумажные шапочки-маски на каждого ребенка (курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок);

Плакат-схема для составления описательного рассказа про курицу;

Копилка, колокольчик, шкатулка;

Перья натуральные: куриные, петушиные, утиные;

Запись голосов домашних птиц, запись музыки для рисования;

Обручи для подвижной игры;

Раздаточный материал: картинки с изображением домашних птиц, карандаши,        набор для выкладывания схемы предложения.

Пропедевтическая работа: знакомство и уточнение знаний детей о домашних  птицах, рассматривание иллюстраций о домашних птицах, загадывание и придумывание загадок о домашних птицах, рассматривание птичьих перьев, чтение детям русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок».

1. Организационный момент.

Логопед просит детей встать полукругом: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, - полукругом».

2. Вводная часть.

Логопед показывает детям шкатулку и говорит, что они могут узнать, что лежит в шкатулке, если отгадают загадку. Логопед загадывает загадку:

«В этой шкатулке не птица,

А тела ее частица:

Легкое, пушистое,

Нежное, волшебное».

«Что это?»

Дети называют отгадку: «Перо».

Логопед вынимает из шкатулки перо, дети внимательно его рассматривают.

Логопед: «Кто хозяин пера?»

Дети: «Петух».

Логопед: «Где он живет: в лесу или на птичьем дворе?».

Дети: «Хозяин пера живет на птичьем дворе».

Логопед: «Если хозяин живет на птичьем дворе, то это птица какая?»

Дети: «Это птица домашняя».

Логопед: «О каких птицах мы будем говорить сегодня?»

Дети: «О домашних птицах

3. Основная часть.

Логопед: «В какую сторону идти, чтоб хозяина найти? Ребята! Давайте все вместе подуем на перо: куда оно полетит, туда нам и идти. Раз, два, три! Перышко лети!».

Дети дуют на перышко и двигаются в том направлении, куда оно полетело.

Логопед и дети подходят к панно «Птичий двор». Садятся полукругом на стульчики перед панно. На панно прикреплены фигурки домашних птиц, у которых не хватает частей тела.

Логопед обращается к ребятам: «Что за странный птичий двор?

                                                         Птиц домашних не узнаешь,

                                                         Пока части тела на место не поставишь».

Дети! Скажите, чего не хватает у домашних птиц?»

Дети: «Частей тела»

Логопед: «Назовите части тела, которых не хватает и прикрепите их к фигуркам домашних птиц».

Дети называют недостающие части тела и прикрепляют их к фигуркам домашних птиц, правильно называя части тела.

«Петух без гребешка. Вот петушиный гребешок».

«Утка без клюва. Вот утиный клюв».

«Индюк без хвоста. Вот индюшиный хвост.»

« Курица без лап. Вот куриные лапы».

«Гусь без крыла. Вот гусиное крыло».

Логопед: «Молодцы! Все части тела на своих местах. Назовите, кто здесь изображен?»

Дети: «Петух, курица, гусь, утка, индюк».

Логопед: «Как можно назвать этих птиц одним словом?»

Дети: «Это птицы домашние».

Логопед: «Внимательно на птиц посмотрите и скажите: какая часть тела есть только у петуха?»

Дети: « У петуха есть шпоры».

Логопед: «Какая часть тела есть у петуха, курицы и индюка?»

Дети: «У этих птиц есть бородка».

Логопед: «Что есть только у гуся и утки?»

Дети: «У гуся и утки есть перепонки».

Проводится дидактическая игра «Ладошки».

Логопед: «По ладошкам ударяй, части тела домашних птиц называй». (Логопед обходит детей, подставляя свои ладошки детям. Дети ударяют ладошками по ладоням логопеда, одновременно называя части тела домашних птиц).

Логопед: «Дети! Давайте отдохнем немного на лужайке». (Логопед и дети переходят на ковер, садятся по-турецки). Ожили домашние птицы, запели. А вы глазки закрывайте, кто поет так – узнавайте».

(Включается аудиозапись с голосами домашних птиц: петуха, курицы, гуся, утки, индюка).

Логопед: «Кого вы слышали?»

Дети: «Петуха, курицу, утку, гуся, индюка».

Логопед: «Как подает голос курица?»

Дети: «Ко-ко-ко».

Логопед: «Курица поет ко-ко-ко. Как сказать по-другому?»

Дети: «Курица кудахчет».

(Далее логопед задает такой же вопрос про других домашних птиц. Дети называют звукоподражания и образовывают от них соответствующие глаголы).

Логопед: «Вы очень хорошо изобразили голоса домашних птиц. А теперь давайте в них превратимся». (Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Куры клюют зернышки», «Петух пьет воду», «Широкий клюв утки», «Гуси щиплют траву»).

Динамическая пауза. Подвижная игра «Птичья семья». (Дети надевают маски с изображением домашних птиц. Изображают, как птицы бегают по двору. По сигналу логопеда дети должны собраться «семьей» в свой дом (обруч), около которого картинка с изображением той птицы, кому принадлежит дом).

Логопед, надев маску утенка, включается в игру: «Помните сказку

Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок?» Утенок был маленьким, не знал обитателей птичьего двора, поэтому подходил ко всем и спрашивал: «Ты кто? Ты какая? Ты что делаешь?»

Логопед подходит к утиной семье (утка, селезень, утенок) и задает утке три предыдущих вопроса. Ребенок в маске утки отвечает: «Я утка. Я серенькая. Я плаваю, ем, ныряю».

Логопед подходит к ребенку в маске гуся.

Ребенок отвечает: «Я гусь. Я белый, длинношеий, шипящий, кусачий. Я шиплю, бегаю, кусаюсь».

Логопед подходит к ребенку в маске петуха и спрашивает его.

Ребенок отвечает: «Я петух. Я голосистый, задиристый. Я бужу, машу крыльями, кукарекаю».

Логопед от имени утенка говорит: «Спасибо, вам птицы. Теперь я всех знаю».

Логопед: «У всех домашних птиц есть птенцы. Однажды цыплята учились петь как в хоре. Давайте покажет как они это делали».

(Дети надевают шапочки цыплят, логопед – желтую косынку, изображающую голову курицы). Логопед с помощью звукоподражания «пи-пи» произносит различные ритмы в сочетании с движениями тела (повороты вправо, влево, наклон прямо). Дети отхлопывают ритм ладонями в сочетании с движениями тела.

                                          «Пи-пи» (поворот влево)

                                          «Пи-пи» (поворот вправо)

                                              «Пи»   (наклон прямо)

Для более сильных детей предлагается усложненный ритм.

Логопед: «Хорошо жить домашним птицам с человеком. Но у них есть враги. Например, грозный кот. (Логопед надевает маску кота). Вы можете спасти маленьких птенчиков от опасности, если правильно скажите предложение. (Логопед раздает детям мягкие игрушки: цыпленок, утенок, гусенок. Если ребенок справляется с заданием, то игрушка остается у него, если не справляется, то игрушку забирают).

Логопед: «Цыпленок спрятался … ямке».

Дети: «Цыпленок спрятался в ямке».

Логопед: «Гусенок спрятался … крышей».

Дети: «Цыпленок спрятался под крышей».

Логопед «Утенок  спрятался … забором».

Дети: «Утенок спрятался за забором».

Логопед: «А какие еще враги есть у домашних птиц? Давайте вспомним как лиса выманивала петушка в сказке «Лиса и петух».

(Два ребенка надевают маски лисы и петуха. Разыгрывают отрывок из сказки:

                                       - Петушок, петушок,

                                       - Золотой гребешок,

                                       - Масляна головушка,    

                                       - Шелкова бородушка.

                                       - Выгляни в окошко –

                                       - Дам тебе горошку.

Логопед: «А мы не будем обманывать петушка. Хотите покормить домашних птиц?»

(Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лист бумаги, на котором изображена какая-либо домашняя птица).

Логопед: «Что едят домашние птицы?»

Дети: «Хлебные крошки, горох, пшено, гусениц, жуков, червяков».

Логопед: «Покормите своих птиц. Нарисуйте для них корм».

Логопед: Придумайте предложение о том, что ест домашняя птица. В предложении  должно быть три слова. Составьте схему предложения».

(Примерные предложения: «Петух клюет зерно». «Гусь щиплет траву». Схема предложения составляется из спичек).

Логопед: « Каждая домашняя птица приносит человеку пользу. Но больше всего дает человеку курица».

(Логопед демонстрирует детям плакат с изображением курицы. Дает каждому ребенку куриное перо).

Логопед: «Ребята вы можете подарить курочке перышко, если составите предложение о ней. Предложение составляй, перышко – прикрепляй».

(Дети составляют предложения о курице и прикрепляют к изображению курицы перья).

Логопед: «Какая красивая курочка у нас получилась».

Итог занятия.

(Дети переходят на ковер. В руках у логопеда копилка).

Логопед: «В руках у меня копилка. Непростая. Это копилка знаний. Пусть каждый из вас скажет, что он узнал на занятии и бросит в копилку фишку».

(Дети дают ответы).

Логопед: «Какая тяжелая стала копилка. Сколько много знаний вы сегодня получили. Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...