Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птичий двор»
план-конспект
Занятие посвящено лексической теме "Домашние птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichiy_dvor.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»
Конспект
логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи
с детьми подготовительной к школе группы
на тему: «Птичий двор»
Выполнила:
учитель-логопед
Клочкова Татьяна Викторовна
Цель : актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы» через использование элементов театрализованной игры.
Задачи:
Образовательные: закреплять представление о домашних птицах,
уточнять и расширять словарь по теме «Домашние птицы».
Предметный словарь: курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, гребень, бородка, шпоры, перепонка, перо, пух, птичий двор, курятник, польза, корм, пшено, горох, крошки, жуки, гусеницы.
Словарь признаков: птичий, домашние, сердитый, надутый, длинношеий, кусачий, голосистый, драчливый, задиристый, пестрая, ширококлювая.
Глагольный словарь: крякает, кукарекает, кудахчет, гогочет, болбочет, щиплет, клюет, плавает, ныряет, сердится, надувается, шипит, бежит, щипает, поет, машет, будит.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Активизировать в речи предлоги -в-, -под-, -за-;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, сложных слов, глаголов от звукоподражаний) через использование элементов театрализованной деятельности;
- Развивать физиологический и речевой выдох, чувство ритма, слуховую память, зрительное внимание, мимику, интонационную сторону речи, артикуляционную, общую моторику, мышление, графомоторные навыки.
Воспитательные задачи:
- Создавать условия для формирования мотива смены деятельности, положительной установки на участие в логопедическом занятии;
- Формировать выдержку, умение согласованно действовать по звуковому сигналу;
- Воспитывать доброе отношение к домашним птицам, чувство благодарности за приносимую ими пользу;
- Развивать у детей доброжелательное отношение к товарищам, целеустремленность, способность оценивать и контролировать свои действия.
Методы и приемы:
1. Словесные: указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, рассказ,
поощрение, использование художественного слова (стихи, загадки).
2. Практические: подражательно-исполнительские и конструктивные
упражнения, моделирование.
3. Наглядные: демонстрация пособий, показ способов действия, ТСО.
4. Игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, элементы
театрализованной игры, подвижные игры.
Материалы и оборудование
Тематическое панно «Птичий двор», фигурки домашних птиц, изображения частей тела домашних птиц (крыло гуся, гребешок петуха, хвост индюка, лапы курицы, клюв утки);
Плакат с изображением курицы, перья курицы натуральные;
Мягкие игрушки, изображающие птенцов домашних птиц (цыпленок, гусенок, утенок);
Шапочки для театральных героев (кот, цыплята, петушок, курица);
Бумажные шапочки-маски на каждого ребенка (курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок);
Плакат-схема для составления описательного рассказа про курицу;
Копилка, колокольчик, шкатулка;
Перья натуральные: куриные, петушиные, утиные;
Запись голосов домашних птиц, запись музыки для рисования;
Обручи для подвижной игры;
Раздаточный материал: картинки с изображением домашних птиц, карандаши, набор для выкладывания схемы предложения.
Пропедевтическая работа: знакомство и уточнение знаний детей о домашних птицах, рассматривание иллюстраций о домашних птицах, загадывание и придумывание загадок о домашних птицах, рассматривание птичьих перьев, чтение детям русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок».
1. Организационный момент.
Логопед просит детей встать полукругом: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, - полукругом».
2. Вводная часть.
Логопед показывает детям шкатулку и говорит, что они могут узнать, что лежит в шкатулке, если отгадают загадку. Логопед загадывает загадку:
«В этой шкатулке не птица,
А тела ее частица:
Легкое, пушистое,
Нежное, волшебное».
«Что это?»
Дети называют отгадку: «Перо».
Логопед вынимает из шкатулки перо, дети внимательно его рассматривают.
Логопед: «Кто хозяин пера?»
Дети: «Петух».
Логопед: «Где он живет: в лесу или на птичьем дворе?».
Дети: «Хозяин пера живет на птичьем дворе».
Логопед: «Если хозяин живет на птичьем дворе, то это птица какая?»
Дети: «Это птица домашняя».
Логопед: «О каких птицах мы будем говорить сегодня?»
Дети: «О домашних птицах
3. Основная часть.
Логопед: «В какую сторону идти, чтоб хозяина найти? Ребята! Давайте все вместе подуем на перо: куда оно полетит, туда нам и идти. Раз, два, три! Перышко лети!».
Дети дуют на перышко и двигаются в том направлении, куда оно полетело.
Логопед и дети подходят к панно «Птичий двор». Садятся полукругом на стульчики перед панно. На панно прикреплены фигурки домашних птиц, у которых не хватает частей тела.
Логопед обращается к ребятам: «Что за странный птичий двор?
Птиц домашних не узнаешь,
Пока части тела на место не поставишь».
Дети! Скажите, чего не хватает у домашних птиц?»
Дети: «Частей тела»
Логопед: «Назовите части тела, которых не хватает и прикрепите их к фигуркам домашних птиц».
Дети называют недостающие части тела и прикрепляют их к фигуркам домашних птиц, правильно называя части тела.
«Петух без гребешка. Вот петушиный гребешок».
«Утка без клюва. Вот утиный клюв».
«Индюк без хвоста. Вот индюшиный хвост.»
« Курица без лап. Вот куриные лапы».
«Гусь без крыла. Вот гусиное крыло».
Логопед: «Молодцы! Все части тела на своих местах. Назовите, кто здесь изображен?»
Дети: «Петух, курица, гусь, утка, индюк».
Логопед: «Как можно назвать этих птиц одним словом?»
Дети: «Это птицы домашние».
Логопед: «Внимательно на птиц посмотрите и скажите: какая часть тела есть только у петуха?»
Дети: « У петуха есть шпоры».
Логопед: «Какая часть тела есть у петуха, курицы и индюка?»
Дети: «У этих птиц есть бородка».
Логопед: «Что есть только у гуся и утки?»
Дети: «У гуся и утки есть перепонки».
Проводится дидактическая игра «Ладошки».
Логопед: «По ладошкам ударяй, части тела домашних птиц называй». (Логопед обходит детей, подставляя свои ладошки детям. Дети ударяют ладошками по ладоням логопеда, одновременно называя части тела домашних птиц).
Логопед: «Дети! Давайте отдохнем немного на лужайке». (Логопед и дети переходят на ковер, садятся по-турецки). Ожили домашние птицы, запели. А вы глазки закрывайте, кто поет так – узнавайте».
(Включается аудиозапись с голосами домашних птиц: петуха, курицы, гуся, утки, индюка).
Логопед: «Кого вы слышали?»
Дети: «Петуха, курицу, утку, гуся, индюка».
Логопед: «Как подает голос курица?»
Дети: «Ко-ко-ко».
Логопед: «Курица поет ко-ко-ко. Как сказать по-другому?»
Дети: «Курица кудахчет».
(Далее логопед задает такой же вопрос про других домашних птиц. Дети называют звукоподражания и образовывают от них соответствующие глаголы).
Логопед: «Вы очень хорошо изобразили голоса домашних птиц. А теперь давайте в них превратимся». (Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Куры клюют зернышки», «Петух пьет воду», «Широкий клюв утки», «Гуси щиплют траву»).
Динамическая пауза. Подвижная игра «Птичья семья». (Дети надевают маски с изображением домашних птиц. Изображают, как птицы бегают по двору. По сигналу логопеда дети должны собраться «семьей» в свой дом (обруч), около которого картинка с изображением той птицы, кому принадлежит дом).
Логопед, надев маску утенка, включается в игру: «Помните сказку
Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок?» Утенок был маленьким, не знал обитателей птичьего двора, поэтому подходил ко всем и спрашивал: «Ты кто? Ты какая? Ты что делаешь?»
Логопед подходит к утиной семье (утка, селезень, утенок) и задает утке три предыдущих вопроса. Ребенок в маске утки отвечает: «Я утка. Я серенькая. Я плаваю, ем, ныряю».
Логопед подходит к ребенку в маске гуся.
Ребенок отвечает: «Я гусь. Я белый, длинношеий, шипящий, кусачий. Я шиплю, бегаю, кусаюсь».
Логопед подходит к ребенку в маске петуха и спрашивает его.
Ребенок отвечает: «Я петух. Я голосистый, задиристый. Я бужу, машу крыльями, кукарекаю».
Логопед от имени утенка говорит: «Спасибо, вам птицы. Теперь я всех знаю».
Логопед: «У всех домашних птиц есть птенцы. Однажды цыплята учились петь как в хоре. Давайте покажет как они это делали».
(Дети надевают шапочки цыплят, логопед – желтую косынку, изображающую голову курицы). Логопед с помощью звукоподражания «пи-пи» произносит различные ритмы в сочетании с движениями тела (повороты вправо, влево, наклон прямо). Дети отхлопывают ритм ладонями в сочетании с движениями тела.
«Пи-пи» (поворот влево)
«Пи-пи» (поворот вправо)
«Пи» (наклон прямо)
Для более сильных детей предлагается усложненный ритм.
Логопед: «Хорошо жить домашним птицам с человеком. Но у них есть враги. Например, грозный кот. (Логопед надевает маску кота). Вы можете спасти маленьких птенчиков от опасности, если правильно скажите предложение. (Логопед раздает детям мягкие игрушки: цыпленок, утенок, гусенок. Если ребенок справляется с заданием, то игрушка остается у него, если не справляется, то игрушку забирают).
Логопед: «Цыпленок спрятался … ямке».
Дети: «Цыпленок спрятался в ямке».
Логопед: «Гусенок спрятался … крышей».
Дети: «Цыпленок спрятался под крышей».
Логопед «Утенок спрятался … забором».
Дети: «Утенок спрятался за забором».
Логопед: «А какие еще враги есть у домашних птиц? Давайте вспомним как лиса выманивала петушка в сказке «Лиса и петух».
(Два ребенка надевают маски лисы и петуха. Разыгрывают отрывок из сказки:
- Петушок, петушок,
- Золотой гребешок,
- Масляна головушка,
- Шелкова бородушка.
- Выгляни в окошко –
- Дам тебе горошку.
Логопед: «А мы не будем обманывать петушка. Хотите покормить домашних птиц?»
(Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лист бумаги, на котором изображена какая-либо домашняя птица).
Логопед: «Что едят домашние птицы?»
Дети: «Хлебные крошки, горох, пшено, гусениц, жуков, червяков».
Логопед: «Покормите своих птиц. Нарисуйте для них корм».
Логопед: Придумайте предложение о том, что ест домашняя птица. В предложении должно быть три слова. Составьте схему предложения».
(Примерные предложения: «Петух клюет зерно». «Гусь щиплет траву». Схема предложения составляется из спичек).
Логопед: « Каждая домашняя птица приносит человеку пользу. Но больше всего дает человеку курица».
(Логопед демонстрирует детям плакат с изображением курицы. Дает каждому ребенку куриное перо).
Логопед: «Ребята вы можете подарить курочке перышко, если составите предложение о ней. Предложение составляй, перышко – прикрепляй».
(Дети составляют предложения о курице и прикрепляют к изображению курицы перья).
Логопед: «Какая красивая курочка у нас получилась».
Итог занятия.
(Дети переходят на ковер. В руках у логопеда копилка).
Логопед: «В руках у меня копилка. Непростая. Это копилка знаний. Пусть каждый из вас скажет, что он узнал на занятии и бросит в копилку фишку».
(Дети дают ответы).
Логопед: «Какая тяжелая стала копилка. Сколько много знаний вы сегодня получили. Молодцы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...
конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...