Основные задачи и принципы построения коррекционно-развивающей среды.
материал

Мышко Екатерина Валерьевна

Основные задачи и принципы построения коррекционно-развивающей среды. 

Основные задачи коррекционно-развивающей  среды:

·         Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.

·         Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.

·         Социальная компенсация дефекта.

·         Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».

Принципы построения коррекционно-развивающей среды:

·         Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

·         Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.

·         Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

·         Принцип открытости, закрытости.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zadachi_i_printsipy_postroeniya_korrektsionno.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи и принципы построения коррекционно-развивающей среды.

Основные задачи коррекционно-развивающей  среды:

  • Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
  • Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
  • Социальная компенсация дефекта.
  • Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».

Принципы построения коррекционно-развивающей среды:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  • Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.
  • Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • Принцип открытости, закрытости.
  • Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.

Основу дифференцированного и индивидуального подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Основная задача каждого учителя - научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Образовательная программа должна учитывать возможности и потребности каждого ребенка с ОВЗ.

2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.

Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, то есть его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития», то есть его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми.

«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т. е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Вся коррекционно- развивающая среда строится с учетом «зоны ближайшего и актуального развития».

3. Социальная компенсация дефекта.

Процесс компенсации – это следствие самостоятельного упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.

Процессы компенсации у детей в отличие от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой либо из функций. Дети же с ОВЗ проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям специального обучения и воспитания формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.

4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».

Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную. К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты - дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. "Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в психическом развитии детей. Каждый специалист, работающий с детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. При организации коррекционно – развивающей среды нужно стремиться создавать все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Все виды коррекционной работы должны иметь превентивную направленность с целью предупреждения появления вторичных отклонений в развитии ребёнка за счёт создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом. Необходима пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды для обеспечения многоэтапного и постепенного введения её в информационное поле, в котором подобрано специальное оборудование, рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и т. д. информационное поле предметно-развивающей среды должно обладать оптимальной, информационной целесообразностью, доступностью и доходчивостью, что позволяет детализировать признаки, свойства объектов окружающего мира и успешно интегрировать в окружающую среду.

Исходя из этого, определён ряд принципов предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

- принцип дистанции, позиции или взаимодействия.

 - принцип активности, самостоятельности, творчества.

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

- принцип открытости – закрытости.

- принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принцип дистанции подразумевает осуществление личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей при установлении контакта между ними. Задушевное общение взрослого с ребёнком ведётся на основе пространственного принципа глаза в глаза. Для доверительного общения главное условие – разновысокая мебель. Её высота должна быть такой, чтобы не только педагог без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребёнка, но и ребёнок мог «подняться» до позиции педагога, а иногда и посмотреть на него сверху. Для осуществления контакта важно найти правильную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Сложность в том, что у каждого ребёнка и взрослого свои представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на короткой дистанции, другие – на длинной дистанции. Причём эти представления меняются в зависимости от состояния человека, вида деятельности, которой человек занимается в данный момент. Поэтому размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды предполагает необходимость учитывать тот факт, что определить для ребёнка его жизненную среду невозможно. Ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает её, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и его окружение. Для того чтобы оно всё же оставалось приемлемым для ребёнка, удобным, надо дать ему возможность понять окружающую среду, вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и интересами. Для этого в проекте дизайна развивающей среды должна быть заложена возможность его изменения. В цветовом и объёмно – пространственном построении интерьера должны выделяться определённые многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого предполагает желание детей взаимодействовать с различными элементами среды. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми. В группе должна быть зона для отдыха, которая даёт возможность ребёнку уединиться. Необходимо обращать внимание на дизайн предметно-игровой среды, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребёнком как эталонные. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предполагает размещение в группе не громоздких классических произведений живописи, а созданные руками педагогов, родителей и детей коллажей, аппликаций, композиций и т.д. В этом случае дети становятся активными участниками создания среды.

Принцип открытости – закрытости предполагает способность среды к изменению, корректировке и развитию. Это открытость природе, чему способствует экологическая зона; это открытость культуре, когда элементы настоящей живописи, литературы органически входят в дизайн интерьера; это открытость обществу, когда «детский сад – это мой дом, в котором я (ребёнок) делаю открытия»; это открытость своего «Я», когда ребёнок формируется как личность. Я - концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе: сознание своих физических и интеллектуальных свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность. Основной целью я – концепции является помощь ребёнку в осознании своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений для всестороннего гармоничного развития личности и эмоционального комфорта. Для достижения этой цели в среде должно быть зеркало для сравнения и определения, чем ребёнок похож, а чем отличается от сверстника; альбомы с фотографиями близких и сверстников; для определения собственного эмоционального состояния можно предложить ребёнке гномиков, у которых разное настроение – а ни какого гномика ты похож в данный момент.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей предполагает предоставление возможностей для любимых игр и занятий, как мальчикам, так и девочкам. В названных принципах построения среды развития заложены условия реализации личностно-развивающего подхода, учитываются возрастные особенности, период обучения, основные задачи комплексной и коррекционной программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографическом коллективе.

Считается, что хореографы — люди находящиеся все время в движении, которые занимаются спортом и, соответственно, ничего болеть у них не должно.Речь не идет о банальном ОРВИ, речь про другие болезни — ...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...

Алалия. Основные методы, приёмы и направления коррекционно-развивающей работы.

Алалия. Основные направления коррекционно-развивающей работы....

Использование игровых технологий при построении коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ

2 слайд. Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данно...