Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений "Перелётные птицы весной"
план-конспект

Чемоданова Ольга Викторовна

Конспект НОД "Перелётные птицы весной" по формированию лексико- грамматических представлений воспитанников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_konspekt_nod.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет)

 «Перелетные птицы весной».

Цель: Уточнить знания детей о перелетных птицах.

   Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представления детей о весне и приметах весны, о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни;
  • продолжать учить четко и полным предложением отвечать на вопросы;
  • упражнять детей в употреблении предлогов НАД, ПОД, МЕЖДУ, наречий СЛЕВА, СПРАВА;
  • учить образовывать сложные прилагательные, однокоренные слова;
  • продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на план-схему.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевую активность детей, слуховое и зрительное внимание;
  • развивать логическое мышление;
  •  развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
  • продолжать формировать навык самооценки.

Оборудование: ИКТ, изображения перелетных птиц, силуэты зимующих и перелетных птиц, цветные карандаши, изображение дерева.

Ход НОД:

На экране – картина, где среди зимующих птиц находится одна перелетная птица. (Слайд 1).

Логопед

Дети

   -Ребята, а теперь посмотрите на наше дерево. Кто  на него прилетел?

- Давайте их назовем.

- Что интересного вы заметили?

- Так о чем мы сегодня будем говорить?

- Птицы.

-Ворона, воробей, синица, ласточка.

- Среди зимующих птиц - одна перелётная.

- О перелетных птицах.

Логопед: – А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют? (Грач, аист, кукушка, скворец и т.д.) Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.)

  Упражнение  «Прилетели птицы»

 Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что – либо другое, то топайте ногами.

Прилетели  птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели  птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели  птицы: аисты, вороны, галки,  комары.

Прилетели  птицы: голуби, лисицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!

Упражнение «Так бывает или нет».

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле.

    Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы).

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).

Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов).

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем).

 Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

Кукушка вьет себе гнездо. Так бывает или нет? (Нет!) Почему? (Кукушка откладывает яйца в гнезда других птиц).

   Логопед: - Посмотрите, сколько птиц прилетело на наше дерево. (Слайд №2).  Назовите их.  Какая птица сидит выше всех? Где находится грач?

С какой стороны сидят соловей и кукушка? Кто сидит между ласточкой и соловьем? Кто сидит под кукушкой? и т.д.

Физкульминутка:

Руки подняли и покачали  -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад.

 Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, скажите, чем похожи все птицы? (У них есть клюв, крылья, покрыты перьями). Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый. (Слайд №3)

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый. (Слайд №4)

У Лебедя длинная шея – длинношеий. (Слайд №5)

У Лебедя короткие лапы – коротколапый

У журавля широкие крылья – ширококрылый. (Слайд №6)

У Цапли длинные ноги – длинноногая. (Слайд №7)

   

Игра «У кого кто?»

-Ребята, а чем птицы занимаются весной? (Строят гнезда и выводят птенцов). Посмотрите на картинки и назовите птенцов, которые нам изображены. (Слайды№ 8, 9, 10, 11, 12)

Описательный рассказ о птице по алгоритму.
   - Найдите среди всех силуэтов силуэты перелетных птиц.  Раскрасьте птицу. Расскажите о ней и закрепите её на нашей картине. Рассказать о птице вам поможет схема. (Слайд №14)

Сначала давайте разомнем пальцы.

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

 Тили-тели, тили-тели –      (Скрещивают большие пальцы, машут          

                                                              ладошками)

 С юга птицы прилетели!

 Прилетел к нам скворушка –   (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,        

 Серенькое пёрышко.                      начиная с мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

 Торопились: кто скорей?

 Цапля, лебедь, утка, стриж,

 Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,             (Снова, скрестив большие пальцы, машут  

                                                            ладошками)

 Песни звонкие запели!                    (Указательным и большим пальцами              

                                                             делают клюв – «птицы поют»)

 (Дети раскрашивают птицу и описывают ее с помощью плана-схемы)

 - О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Что было легко, а что трудно? И мне сегодня было приятно с вами работать, потому что вы были внимательными, активными …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе "В стране Снежной Королевы"

Материал в в форме игры-путешествия с использованием метода моделирования предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Приметы весны»

Цель: обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Итоговое занятие по лексической теме "Весна"....