Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
статья

В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием восприятия, мышления, памяти, а с другой стороны, с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

При нормальном речевом развитии в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее- слова обобщающего характера.

По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение и сотрудничество со взрослыми. Развитие словаря ребёнка во многом зависит и от социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Словарный запас детей одного и того же возраста может быть различным.

У детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Наблюдается расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники  с ОНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

В норме у детей в процессе развития речи одни неправильные слова <<исчезают >> и << появляются >> другие, увеличивается количество слогов в воспроизводимых словах, расширяется словарный запас, усваиваются первые грамматические конструкции.

Первоначальный лексикон детей состоит из отдельных слов, т.е.:

- несколько правильно произносимых слов в 1- 2 слога, состоящих из звуков раннего онтогенеза речи ( ма - мама, па - папа);

- слова звукоподражания ( би - би- называет машинку, но- называет лошадку)

- слова- фрагменты названия предметов, животных ( у- утка, ти - птичка);

В процессе развития речи, после первых отдельных слов появляются словосочетания. Слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, т.к. словоизменение этим детям недоступно.

В возрасте 3-4 лет в речи детей появляются ошибки, свидетельствующие о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов ( вместо <<вылил>>- <<не налил>>), относительных  и притяжательных прилагательных ( вместо <<грибной>>-<<грибы>>, вместо <<лисий>>-<<лиска>> и пр.),существительные со значением действующего лица (<<молочница>>-<<где пьют молоко>>) и т.д.

Начало интенсивного использования морфологических элементов слов происходит в возрасте 5-7 лет. Этот период в развитии детской речи характеризуется расширением объёмом предложений (фраз), элементами построения сложных предложений , правильным использованием некоторых грамматических форм слов. В высказываниях детей имеет место:

- правильное произношение слов простых по своему звукослоговому и морфологическому составу;

- слова- фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи;

- оригинальные формы глаголов, прилагательных и других частей речи ( рисоват- рисует , спют - спят, улавила- поймала, бежут- бегут, мехная- меховая, делевяшный- деревянный, пухина- пуховая, шелестовая- шерстяная, петухин дом - дом петуха, зубальная - зубная и т.д.).

Ребёнок с ОНР понимает и может самостоятельно образовать новые слова  по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим , ребёнок затрудняется  в правильном выборе производящей основы ( <<горшок для цветка>>-<<горшочный>>,<<человек,

который дома строит>>-<<доматель>> и пр.), использует неадекватные аффиксальные элементы ( вместо <<мойщик>>-<<мойчик>>, вместо<<лисья>>-<<лисник>> и пр.).Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко- слоговой организации производного ( т.е. вновь образованного) слова, вместо <<нарисовал>>-<<саявал>>.Вместо <<мойщик>>-<<мычик>> и т.д.

Таким образом, у детей с ОНР чрезвычайно бедны и нечётки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова, нарушается нормальный процесс словообразования.

Основных правил словообразования в русском языке сравнительно немного,

и поэтому нормально развивающемуся ребёнку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет значительно большую сложность.

Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает способностью к словообразованию ,что проявляется уже в раннем возрасте в виде всем хорошо известного детского словотворчества.

Детям же с нарушением речевого развития, не проявляющим склонности к такого рода словотворчеству, основные принципы словообразования необходимо <<вложить>>.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи

В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к...

Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"

Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи  (ранний возраст)...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Логопедическая карта обследования детей с недоразвитием речи.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности к...

Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Авторы описывают поэтапно формирование слоговой структуры у детей-логопатов....

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...