Проект урока математики в 8 классе "В мире финансовой грамотности"
методическая разработка

Шишкина Ирина Валентиновна

Проблема: практическое применение знаний по экономике и математике в составлении личного финансового плана.

Цели:

  • Актуализировать знания учащихся по математике с элементами экономики: понятие семейного бюджета и личного финансового плана; решение прикладных задач.
  • Развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умений выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия; развитие навыков решения задач
  • Формирование понимания необходимости рационального поведения в мире финансов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem._finan_gram.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Варнавинская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Урок математики

в 8 классе

на тему

«В мире финансовой грамотности»

Учитель математики:

Шишкина Ирина Валентиновна

04.04.2017

Проблема: практическое применение знаний по экономике и математике в составлении личного финансового плана.

Цели:

  • Актуализировать знания учащихся по математике с элементами экономики: понятие семейного бюджета и личного финансового плана; решение прикладных задач.
  • Развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умений выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия; развитие навыков решения задач
  • Формирование понимания необходимости рационального поведения в мире финансов

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы и решением задач.

Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления.

Форма: Игра по станциям.

Цель игры: развитие навыков коммуникации, умения решать задачи экономического содержания.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал с заданиями и задачами

План урока.

  1. Мотивация. Беседа с учащимися по вопросам                          (2 сл. – 4 слайд)  
  • Что такое экономика как наука?
  • Какова главная проблема экономики?
  • Каковы последствия ограниченности ресурсов?      
  1. Изучение нового материала. Беседа с учащимися, составление кластера. Анализ статистического материала.

Управление семейным бюджетом. Сегодня мы попробуем учиться управлять семейным бюджетом.

  • Что такое семейный бюджет?
  • Из каких статей состоит бюджет?
  • Что составляет доходы семейного бюджета?
  • На что семьи тратят деньги? - составление кластера               (5 слайд)
  1. Работа с таблицей, анализ статистического материала. (Приложение 1)

Таблица “Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России”:

Учитель: назовите основные статьи расходов граждан.

Таблица “Структура потребительских расходов по группам населения”:

Учитель: выделите основные статьи доходов самых бедных и самых богатых. Какие выводы мы можем сделать, проанализировав эти данные?

Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает.

Таким образом, расходы все равно растут, только меняется их структура.

Кроме того, негативное влияние на семейную экономику оказывает и инфляция.       (6 слайд)

  • Что такое инфляция?
  • Номинальный доход?
  • Реальный доход?
  • Какой выход? Как рационально распорядиться своими доходами?

Необходимо научиться управлять личными финансами.

  • Как снизить затраты?
  • Объяснить понятия: Учет, Экономия, планирование, сбережения.

Работа с таблицей, анализ статистического материала. (Приложение 1)

Таблица “Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России”:

Учитель: назовите основные статьи расходов граждан.

Таблица “Структура потребительских расходов по группам населения”: Учитель: выделите основные статьи доходов самых бедных и самых богатых. Какие выводы мы можем сделать, проанализировав эти данные?

Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает.

Таким образом, расходы все равно растут, только меняется их структура.

Кроме того, негативное влияние на семейную экономику оказывает и инфляция.  6 сл.

  • Что такое инфляция?
  • Номинальный доход?
  • Реальный доход?
  • Какой выход? Как рационально распорядиться своими доходами?

Необходимо научиться управлять личными финансами.

  • Как снизить затраты?  Объяснить понятия: Учет, Экономия, планирование, сбережения.

7 сл. - Что даёт накопление финансов?

8 сл. - Что даёт свободное распоряжение деньгами?

Решение задач. (Приложение 2)

Нужно решить задачи разных видов, т.е. пройти 3 станции “Дом”, “Магазин”, “Транспорт и путешествия”, на каждой станции они получаю пакет задач, которые учащиеся должны решить.

Подведение итогов. Фронтальная беседа с учащимися.

Что значит финансово грамотный человек?  Памятка учащемуся  - 9 слайд

                                                                                                 (Приложение 3)

Обсуждение высказываний:

  • “Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться”. Наполеон Бонапарт
  • “Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход”. Цицерон

Домашнее задание.

  • Индивидуальные карточки с задачами

 (Приложение 1)

Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России в 2003-2011 гг.

2003

2011

Потребительские расходы -  всего

100

100

В том числе на

Продукты питания и безалкогольные напитки

37,7

29,5

Алкогольные напитки, табачные изделия

3,2

2,5

Одежду, обувь

12,6

10,1

Жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива

10,5

11,4

Предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом

7,3

6,5

Здравоохранение

2,2

3,5

Транспорт

9,2

15,9

Связь

2,4

3,7

Организацию отдыха и культурные мероприятия

6,0

6,8

Образование  

1,3

1,2

Гостиницы, кафе и рестораны

3,1

3,2

Другие товары и услуги

4,5

6,0

Структура потребительских расходов по группам населения с различными доходами в 2011 г.

Самые бедные семьи

Самые богатые семьи

Потребительские расходы -  всего

100

100

В том числе на

Продукты питания и безалкогольные напитки

44,8

17,7

Алкогольные напитки, табачные изделия

2,6

2,0

Одежду, обувь

8,5

8,8

Жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива

17,5

8,1

Предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом

3,2

6,7

Здравоохранение

2,3

3,2

Транспорт

6,3

32,2

Связь

5,0

2,4

Организацию отдыха и культурные мероприятия

3,0

7,3

Образование  

0,7

0,7

Гостиницы, кафе и рестораны

1,0

4,9

Другие товары и услуги

5,1

6,1

(Приложение 2)

Дом.

Вариант 1 

1) На первом этаже в каждом подъезде восьмиэтажного дома расположены 2 квартиры, а на остальных — по 4. Какой этаж выбирает в лифте Вася, если он живет в 54 квартире?

2) 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 30 копеек. Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 54994 киловатт-часа, а 1 марта показывал 55175 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль?

3) Для изготовления окон в новом доме требуется заказать 45 одинаковых стекол в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,3 м2 . В таблице приведены цены на стекло, а также на резку стекла и шлифовку края.

 Фирма

 Цена стекла (за 1 м2)

 Резка и шлифовка (за одно стекло)

Стоимость заказа

А

420 руб.

65 руб.

Б

440 руб.

60 руб.

В

460 руб.

55 руб.

Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?

4) Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов?

Дом.

Вариант 2

1) В первом подъезде пятиэтажного дома по 4 квартиры на этаже, а во втором подъезде этого дома — по 3 квартиры. На каком этаже находится квартира №30?

2) По тарифному плану «Просто как день» компания сотовой связи каждый вечер снимает со счёта абонента 16 рублей. Если на счету осталось меньше 16 рублей, то на следующее утро номер блокируют до пополнения счёта. Сегодня утром у Лизы на счету было 700 рублей. Сколько дней (включая сегодняшний) она сможет пользоваться телефоном, не пополняя счёт

3) Для остекления веранды требуется заказать 70 одинаковых стекол в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,25 м2 . В таблице приведены цены на стекло и на резку стекол.

Фирма

 Цена стекла
 (руб. за 1
м2 )

Резка стекла
(руб. за одно
стекло)
 

Дополнительные условия

А

310

10

 

Б

300

15

 

В

370

5

При заказе на сумму больше 6200 руб. резка бесплатно.

Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?

Транспорт.

Вариант 1

1) Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?

2) Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

3) Теплоход рассчитан на 650 пассажиров и 20 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Транспорт.

Вариант 2 

1) Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 750 рублей, а разовая поездка — 19 рублей?

2) Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?

3) В мюнхенском метрополитене продается групповой билет. По этому билету могут пройти максимум 5 взрослых человек, при этом 2 ребенка считаются за одного взрослого, т.е. этим билетом могут воспользоваться максимум 10 детей. Сколько групповых билетов должна купить группа, состоящая из 32 детей и 9 взрослых? 5

Транспорт.

Вариант 3 

1) Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 43 поездки. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 640 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?

2) Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

3) Поезд Новосибирск-Красноярск отправляется в 15:20, а прибывает в 4:20на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?

Транспорт.

Вариант 4 

1) Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 44 поездки. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 660 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?

2) В мюнхенском метрополитене продается групповой билет за 10 евро 50 центов. По этому билету могут пройти максимум 5 взрослых человек, при этом 2 ребенка считаются за одного взрослого, т.е. этим билетом могут воспользоваться максимум 10 детей. Сколько евро должна заплатить группа из 26 детей и 5 взрослых, если будет покупать только групповые билеты?

3) Прокат велосипеда обходится в 53 рубля в час. Студент арендовал велосипед на 14 часов, расплатившись купюрой в 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он получил?

Магазин

Вариант 1

1) Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 1 кг 750 гр клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 200 рублей?

2) У Зинаиды Петровны есть скидочная карта, по которой она может получить скидку в размере 5%  от стоимости покупки. Сколько заплатит Зинаида Ивановна, если она выбрала товар на сумму 1200 рублей?

3) Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 1%. Книга стоит 600 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?

Магазин

Вариант 2 

1) Галстук стоил 360 рублей. После повышения цены он стал стоить 414 рублей. На сколько процентов была повышена цена на галстук?

2) Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

3) Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 2%. Книга стоит 500 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?

Магазин

Вариант 3 

1) В магазине проходит рекламная акция: при покупке пяти шоколадок «Везение» — шестая в подарок. Стоимость одной шоколадки 24 рубля. Какое наибольшее количество шоколадок «Везение» может приобрести и получить по акции покупатель, который готов потратить на них не более 400 рублей? В ответе укажите общее количество шоколадок.

2) Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 110 рублей за штуку и продает с наценкой 30%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1200 рублей?

3) Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 5%. Книга стоит 200 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?

Магазин

Вариант 4 

1) Флакон шампуня стоит 130 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1100 рублей во время распродажи, скидка на шампунь составляет 35%?

2) Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

3) Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

(Приложение 3)

13 советов управления деньгами для подростка:

1.    Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

  1. Будьте аккуратными в трате денег.
  2. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
  3. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
  4. Попросите открыть банковский счет на ваше имя  и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
  5. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,  найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.
  6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  вы берёте сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
  8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь от  желания жить в кредит.
  9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
  10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
  11. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.)
  12. Узнайте,  какое количество денег семья  расходует   ежемесячно.

“Богатство – не в обладании сокровищами,               а в умении ими пользоваться”

Наполеон Бонапарт

“Не быть жадным – уже богатство,          не быть расточительным – доход”

Цицерон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока математики 6 класс

Проект урока математики в 6 классе пор теме " Координаты"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Реализация проекта по внедрение тем по основам финансовой грамотности в курс «Обществознания» в 2018-2019 учебном году

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными прил...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...