Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР
методическая разработка

Быстрова Вероника Геннадьевна

Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена  подборка литературы по теме, дан сравнительный анализ результатов сформированности фонематических процессов на начало года и после цикла занятий, на конец года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию за 2016-2017 учебный год.

Учителя-логопеда  МДОУ Детский сад «Светлячок»,

 Быстровой В.Г.

По теме: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР »


  1. Образование: высшее, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» 2012 год.
  2. Занимаемая должность: учитель-логопед.
  3. Педагогический стаж: 16 лет.
  4.  В должности учитель – логопед 2 год
  5. Самообразование.

Сроки

Тема самообразования

2013-2014 учебный год

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр

2014-2015 учебный год

Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

2015-2016 учебный год

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР

2016-2017

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

  1. Повышения квалификации:
  1. Русская народная культура Псковского края - региональный компонент содержания дошкольного и общего начального образования.
  2. Дошкольное образование в современном мире: реализация ФГОС
  1. Мои награды:


Самоанализ.

Тема по самообразованию:  «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР»

Цель:  формирование и развитие фонематического слуха, восприятия и навыка звукового анализа у детей 5-7 лет с ФФНР и  общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений.

Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:

  • проанализировать и обобщить теоретические представления о проблеме формирования фонематических процессов у  детей ФФНР и с общим недоразвитием речи;
  • осуществить подбор методики для выявления уровня сформированности фонематических процессов и уровня развития навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ФФНР и  с общим недоразвитием речи;
  • провести обследования детей с целью выявления детей с недостаточно сформированными фонематическими процессами и недостаточным уровнем  навыка звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет;
  • подобрать комплекс игр и упражнений на формирование формирования фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза  для детей 5-7 лет с учетом результатов обследования ;
  • провести контрольный срез уровня сформированности фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет С ФФНР и  ОНР и проанализировать результаты;

Почему я выбрала эту тему?

При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о наметившейся в последние годы тенденции увеличения числа детей, имеющих  нарушения речи, связанные с несформированностью фонематического восприятия.

Обследование детей детского сада 6-7 лет  свидетельствуют о том, что в настоящее время действительно наблюдается рост количества детей с нарушением формирования фонематического восприятия, отсюда и увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. По наблюдению учителей начальных классов в настоящее время увеличилось число детей не подготовленных к  овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова.

Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

Гипотеза: Целенаправленное и систематическое включение  игр и упражнений  на формирование фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза  в систему логопедических занятий,  способствует  формированию  фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ФФНР и общим недоразвитием речи.

  Методологические и теоретические основы работы.

Для достижения цели мной был разработан  план работы

  1. Подбор литературы

Анализ педагогической литературы

Башинская, Т. В.

 Королевство звуков: занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.В.Башинская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 70, [2] с.: ил. ISBN 985-486-701-3.

Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана па дна года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям.

Р.И. Лалаева. Устранение оптической дислексии и дисграфии Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г.

Данное пособие содержит практический и теоретический материал по вопросам формирование буквенного гнозиса, развитие зрительной памяти, формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

.

Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

Книга "Справочник логопеда" содержит информацию о нормативно-правовых документах, информационно-методические письма, что поможет глубже понять причины возникновения речевых нарушений, грамотно провести комплексную дифференциальную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать  наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Издание "Справочник логопеда" адресован руководителям коррекционно-образовательных учреждений (классов, групп), дефектологам, учителям-логопедам школьных, дошкольных учреждений, студентам педагогических и медицинских вузов, колледжей, слушателям институтов повышения квалификации и переподготовки кадров "Справочник логопеда" также может быть интересен врачам: невропатологам, психиатрам, педиатрам, физиотерапевтам; родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями.

Т.А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению   грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.:  «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

В пособии представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма.

В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников .Логпедические игры и упражнения.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008г

Предложенные задания развивают моторику артикуляционного аппарата, речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия – М ОООТД «Издательство Мир книги»,2008г

В книги представлена оригинальная система из игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников.

Жукова  Н.С. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. – М.Просвещение,1990г

В книги излагаются современные представление о недоразвитии речи, этиология и патогенез, сравнение процессов усвоение ребенком норм русского языка в норме и патологии, Дана система поэтапного коррекционного обучения.

Фомичева М.Ф. Воспитания у детей правильного произношения.- М.Просвещение, 1989г.

В пособии даются, общие  сведения о нарушении речи у детей дошкольного возраста, раскрывается содержание и  методика коррекционной работы, профилактики и коррекции звукопроизношения.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей, речевой материал,- Волгоград. Учитель 2010г.

В пособии предлагается материал: комплексы артикуляционных упражнений, игры, игровые упражнения, словесные объяснения и рекомендации по коррекции, воспитанию и развитию речи.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

Предлагаемое пособие предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Может быть адресовано родителям детей с нарушениями речи

Ткаченко Т. А.

Т    Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. — М: Изд-во Эксмо 2005. - 224 с,

В данной книге объединены 110 упражнений для нормализации речи детей, которые рекомендуется проводить и логопедам, и неспециалистам: родителям, родственникам, гувернёрам, воспитателям и пр.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием — самая распространенная категория детей с отклонениями речевого развития. Они представляют собой реальную группу риска по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе.

Данная программа рекомендована для работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, логопедических группах детских садов общеразвивающего вида. Может быть применена на логопедических занятиях в детских поликлиниках, в детских домах для детей с отклонениями в развитии, а также при подготовке студентов дефектологических отделений.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112

В книге обобщен и систематизирован опыт работы одного из ведущих логопедов г. Москвы по устранению дефектов речи у шестилетних детей. В течение продолжительного времени этот опыт фрагментарно распространялся на курсах повышения квалификации педагогов и был оценен практиками самым положительным образом. Данное пособие продолжает серию публикаций, излагающих авторскую систему коррекции общего недоразвития речи у дошкольников Издание адресовано воспитателям, методистам, логопедам различных детских образовательных учреждений, а также родителям.

Лиманская О.Н.

Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

Методическое пособие включает конспекты 76 фронтальных занятий с детьми 5—6 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Предлагаемые автором игры и упражнения помогут сформировать у детей такие понятия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», а необходимые в работе различные атрибуты («колокольчик», «барабан», «подушечка») позволят детям в ходе манипуляций предметами закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Чистоговорки, потешки, стихотворения, используемые в ходе занятий, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Формированию лексико-грамматических категорий служат специальный наглядный материал и речевые игры, тщательно подобранные логопедом. Пособие может быть использовано в работе воспитателей как логопедических групп, так и массовых групп детских садов.

Иванова Ю.В.

Дошкольный логопункт: документация,

планирование и организация работы.

М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.

Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

Лиманская О.Н.

 Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (Логопед в ДОУ).

Методическое пособие окажет практическую помощь логопедам в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. В конспекты фронтальных занятий входят игры и упражнения, которые помогут развить у детей навыки словообразования, сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют их словарь.

Большое внимание в пособии уделено овладению детьми графическими умениями, развитию у них мелкой моторики рук, закреплению пространственного восприятия и правильной ориентировка на плоскости листа. С этой целью в каждое занятие (имеется в виду работа с тетрадью) включено применение трафаретов букв и предметов, даются навыки рисования узоров по клеткам, выполнения штриховки.

Книга рекомендована не только для проведения логопедических занятий, но и для работы с детьми массовых групп детских садов.

Ткаченко Т. А.

Альбом индивидуального обследования дошкольника. М:.Издательство ГНОМ и Д, 2004г

Содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками.

Итак, решению вопроса в формировании фонематического восприятия . навыков звукового анализа и синтеза посвящены работы Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, О.А.Новиковской,  Т.В. Башинской  и др..

При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о наметившейся в последние годы тенденции увеличения числа детей, имеющих  нарушения речи, связанные с несформированностью фонематического восприятия.

II. Проведение обследования фонематического слуха, восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза.

Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком, так как это позволяет осуществить индивидуальный подход, максимально сосредоточить внимание ребенка на выполняемых заданиях, свести постороннее внимание к минимуму, не отвлекать детей от занятий в группе, установить между логопедом  и ребенком благоприятную атмосферу.

          Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут.

На диагностическом этапе использовалась методика, предложенная Ивановой Ю.В. автором   книги  «Дошкольный  логопункт: документация, планирование и организация работы».

        Количество обследованных детей –32                

В результате обследования были выявлены основные ошибки , см таблицу:


Качественно-количественный анализ исследования ошибок  и правильных ответов при исследовании фонематических процессов  у дошкольников  на начало года.

Виды ошибок

Старшая группа

Подготовител. группа

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

Ошибки, связанные с несформированностью фонематического слуха:

19

46

5

15

Повторение цепочки из 3-х слогов;

14

8

5

5

Повторение цепочки из 2-х слогов;

5

16

0

10

Дифференциация оппозиционных звуков (для старшей группы);

0

22

Дифференциация звуков (для подготовительной  группы):

Выбрать картинку на звук:

С

36

6

36

4

Ш

7

3

Ч

7

3

Л

8

2

Хлопни в ладоши на звук:

С

2

8

Ш

2

8

Ч

4

6

Звуковой анализ:

Назови сколько звуков в слове;

39

5

33

10

17

0

Назови  звуки начале  слова:

18

4

2

8

Назови звуки в конце слова:

21

1

6

4

Определи место звука «М» в слове:

10

0

Раздели слог на звуки:

5

5


Из таблицы видно, что 14 детей допускали ошибки в повторении цепочки из 3 слогов, большинство ошибок было допущено детьми в результате недостаточно сформированного фонематического слуха. Дошкольники часто допускали ошибки в слоговых цепочках на различение звуков по звонкости и глухости (да-та-да, ба-па-ба). Дети подготовительной группы чаще допускают ошибки в дифференцировании  шипящих свистящих звуков и  соноров.

При обследовании умения проводить детьми  звуковой анализ слов было выявлено, что из 22 детей старшей группы  4 ребенка смогли определить первый звук в слове. 18 детей или не могли назвать первый звук , или называли первый слог. Некоторые дети могли определить первый звук в словах, которые начинались на гласный звук , типа «утка», «Оля». Последний звук в словах смог назвать только 1 ребенок, 21 не назвали или допустили ошибки. Отсюда следует, что для   формирования навыка звукового анализа необходимо специальное  обучение, которое проходит на ОС по развитию звуковой культуры речи.  Если проанализировать данные диагностики подготовительной группы, мы видим, что из 10 обследованных детей никто не назвал количество звуков в предложенных словах. Затруднения вызвали задания с определением последнего звука в слове, не определяли последний гласный звук . Так же много ошибок дети делали в определении места звука в слове. Основные ошибки, это не определяют звук в середине слова, некоторые дети не слышат звук в начале и в конце слова. Половина детей не смогли разделить слоги на звуки.

Итак, воспитание звуковой культуры речи - одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха.

Само восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова .

Д.Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Фонематическое восприятие  при нормальном речевом  развитие специального обучения не требует, а звуковой анализ требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая .  Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

По данным Н.Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.

А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. По словам Д.Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» .

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематическим восприятием плохо справляются со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма.

Обследование детей детского сада 6-7 лет  свидетельствуют о том, что в настоящее время действительно наблюдается рост количества детей с нарушением формирования фонематического восприятия, отсюда и увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. По наблюдению учителей начальных классов в настоящее время увеличилось число детей не подготовленных к  овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова.

Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Актуальность.

Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

 Целью данной логопедической работы является формирование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.

Задачи:

 развитие слухового внимания неречевых звуков

развитие фонематического восприятия

развитие фонематического слуха: 

развитие навыков простейшего анализа и синтеза,

В процессе формирования фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза у детей 6-7 лет были определены этапы работы:

  1.  Изучение гласных звуков.

Проходит в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированными звуками [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Воспроизведение звуков, описание артикуляции (на этом этапе в работе одновременно все звуки).

2. Соотнесение звука с символом звука, с буквой.

3. Определение звука в начале слова.

4. Определение звука в конце слова.

5. Определение звука в середине односложных слов.

6. Слитное пропевание звуковых цепочек.

7. Анализ звуковых цепочек.

8. Объединение звуков в цепочки.

9. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

II.   Изучение согласных звуков.

1. Знакомство с изолированными звуками (произносимыми детьми без искажения). Воспроизведение звуков, описание артикуляции.

2. Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции, длительности звучания. Установление зависимости звучания звука от положения органов артикуляции.

3. Определение звука изолированного, в начале, в конце слова по признаку «поется, не поется».

4. Определение согласного звука в конце слова.

5. Определение звука в начале слова.

6. Установление наличия или отсутствия звука в слове.

7. Различение звонких и глухих согласных звуков.

8. Замена изолированных звуков по звонкости/глухости.

9. Различение твердых и мягких согласных.

Комплексное изучение гласных и согласных звуков позволяет сформировать у детей целостный и многогранный образ звуков, объединенных общими признаками (акустическими, артикуляторными, грамматическими), проследить и понять принципиальные различия гласных и согласных звуков, создать прочные фонематические представления.

Для решения поставленных задач  по  формирования фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза у детей 6-7 лет работа проводилась на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных  логопедических занятиях.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального фона, развития мотивации к участию детей в организованной взрослыми  деятельности и профилактики конфликтов между детьми.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце, в середине слов.

Предлагаю игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, которые построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

1) Игры на развитие слухового внимания неречевых звуков:
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Какие звуки можно услышать в доме, на улице, в лесу», «Какая птица поет?», «В какое время года так звучит лес»,  «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка», «Какой музыкальный инструмент звучит, транспорт,колокольчики, дождик»  и т.д.

2) Игры на развитие фонематического восприятия:
«Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку»,  «Скажи как я», «Светофор и т.д.
 (Приложения 1)

3) Игры на развитие фонематического слуха: 
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Игры Вреднюшки, Слышки», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай», «Разноцветные домики» и т.д. Игры с рисованием «Радуга», «Волшебные коврики»
Во время работы с детьми так же использовалась компьютерная игра «Говорим правильно»

В результате использования этих игр и упражнений дети приобретают умения : 

— различать неречевые звуки по высоте, тембру и силе;

— классифицировать предметы по характеру звучания;

— воспроизводить неречевые звуки различной высоты и силы звучания в заданном ритме;

— выполнять действия по словесной команде или знаку;

— произносить звук, слово по действию, знаку;

— находить начало, середину, конец предметов, полосы бумаги;

— соотносить предмет с его контурным изображением, теневым изображением, незавершенным изображением;

— следить за действием двух рук одновременно (расхождение, сближение);

На материале гласных звуков:

— узнавать звук по артикуляции и описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных гласных звуков;

— определять место звука в слове;

— анализировать цепочку из двух, четырех гласных звуков;

— сливать два-три гласных звука в непрерывную цепочку;

— определять гласный звук в начале, конце слова, в середине односложных слов;

— определять наличие (отсутствие) звука в слове;

— отличать гласный (поется) звук от согласного (не поется) на основе акустических и артикуляционных особенностей.

На материале согласных звуков:

— описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных звуков;

— определять место звука в слове;

— выделять (отделяя согласный звук от гласного) звук в конце и в начале слова;

— определять наличие (отсутствие) звука в слове;

— различать звуки по звонкости/глухости , по твердости и мягкости, на основе фонематического и тактильного восприятия;

— определять наличие заданного звука в слове, соотносить его со знаком (цветным жетоном, сигнальной карточкой, действием);

— подбирать парные звуки по звонкости/глухости.

 На материале слов:

— классифицировать слова по схожести звучания;

— различать близкие по звучанию слова;

— делить слова из двух, трех прямых открытых слогов на части; — выделять первый, второй, третий слог с опорой на полосу бумаги, разделенной на три части;

— составлять слова из двух, трех слогов в прямом и обратном порядке;

— подбирать слова с одинаковыми слогами.

На материале предложений:

— подбирать нужное по смыслу слово;

— подбирать рифму («доскажи словечко»);

— исправлять смысловые ошибки

После проведения работы по формированию фонематических процессов была проведена повторная диагностика. Результаты видны в таблице


Качественно-количественный анализ исследования ошибок  и правильных ответов при исследовании фонематических процессов  у дошкольников  на начало года.

Виды ошибок

Старшая группа

Подготовител. группа

Кол-во ошибок  (группа обследов/ группа зачисленных на догопункт)

Количество правильных ответов(группа обследов/ группа зачисленных на догопункт)

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Ошибки, связанные с несформированностью фонематического слуха:

19/18

46/16

31

5/5

1

15/9

13

Повторение цепочки из 3-х слогов;

14/12

5

8/2

7

5/5

1

5/2

6

Повторение цепочки из 2-х слогов;

5/4

0

16/10

12

0

0

7

7

Дифференциация оппозиционных звуков (для старшей группы);

0

0

22/14

12

Дифференциация звуков (для подготовительной  группы):

Выбрать картинку на звук:

С

36/30

6/6

0

36/19

4/1

49

7

Ш

7/6

0

3/1

7

Ч

7/6

0

3\1

7

Л

8/6

0

2/1

7

Хлопни в ладоши на звук:    С

2/2

0

8/5

7

Ш

2/2

0

8/5

7

Ч

4/2

0

6/5

7

Звуковой анализ:

Назови сколько звуков в слове;

39/28

8

5/0

16

33/23

10/7

2

2

17/12

0/0

33

5

Назови  звуки начале  слова:

18/14

2

4/0

10

2/2

0

8/5

7

Назови звуки в конце слова:

21/14

6

1/0

6

6/6

0

4/1

7

Определи место звука «М» в слове:

10/5

0

0/2

7

Раздели слог на звуки:

5/3

0

5/4

7

Из таблицы видно, что при направленной и систематической работы, количество ошибок связанных с нарушениями фонематического слуха у детей уменьшились или совсем исчезли. В старшей группе дети не допускали ошибки связанные с сформированностью фонематического слуха: все дети без труда повторяли слогоряды из 3-х и 2-х слогов. При анализе  навыков к звуковому анализу мы видим ,что количество неправильных ответов уменьшилось на 50%.

В подготовительной группе из обследованных детей  только 1 ребнок делал ошибки связанные с несформированностью фонематического слуха. Дифференцируя звуки  с выбором картинок на звуки и определении наличия звука на слух, на конец года  ни один ребенок не дал неправильного ответа. При проведении обследования навыка звукового анализа  на конец года было допущено 2 ошибки, тогда как на начало года количество ошобок соответствовало23.

Вывод:            В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произошло повышение качества речевого развития детей,  что обеспечит более качественную подготовку детей  к школе.

При систематической, адекватной логопедической и педагогической коррекции,  у детей с речевой патологией,  отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи,  и можно ожидать, что все дети, хотя и в разной степени, будут, подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в добукварном периоде обучения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Курсовая работа на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ"

Актуальность проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи третьего уровня обусловлена тем, что данный навык является основным при дал...