Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе
    план-конспект по теме

     

    Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Речевые и неречевые звуки»

    Цели  коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп  и ритм речи,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;

    образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;

    воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

    Оборудование: игрушки, предметные и сюжетная картинки,  «Говорящая книга»  «Чьи домишки? Чьи детишки?», загадка, цветы, дидактические игры: «Доскажи словечко»,  «Правильно ли это?», логопедическое лото «Звук», игрушки (кошка, бычок).

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Дидактическая игра  «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и  словесно-логического мышления.

    - Дети,  я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно ли это.

    - Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку.  Деревья растут в лесу.  Ручка пишет мальчиком.

    II. Обсуждение темы

    На  магнитной доске выкладываются картинки, которые дети вслух называют.

    - Дети,  а как вы узнали, что это? (Увидели)

    - Чем вы увидели?

    - Значит, для чего нужны глаза?

    Задается загадка про снег.

    Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь:

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь.

    - Дети, а почему снег (снежинка) тает?  А как вы узнали, что снег холодный?

    - Значит, что нам помогает узнавать, что холодное,  что горячее?

    - Хорошо, вы картинки разглядывали. Значит, вам помогли глазки. А теперь закрыли глазки. В это время детям близко подносятся цветы.

    - Как вы думаете, что это?

    - А как вы поняли, что это цветы?

     Раздается мяуканье кошки (дети ее не видят).

    - Дети, кто это?

    Раздается мычание быка (дети его не видят).

    - Дети, а как вы узнали, что это кошка и бык? Ведь вам носик, глазки и руки не помогали. А что вам помогли?

    -Значит, для чего нам нужны ушки?

    Вот сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то,  что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные,  птицы, транспорт. И мы может хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек.

    Работа с  «Говорящей книгой » «Чьи домишки? Чьи Детишки?»

    Дифференциации звуков на картинках.

    III.  Физ.минутка «Дружат в нашей группе»  на развитие мелкой моторики соотнесение движений рук с речью.

    Дружат в нашей  группе

    Девочки и мальчики.

    Вместе мы подружимся

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Начинай считать опять.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать!

    IV. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

    В чаще голову задрав,

    Воет с голоду… (жираф).

    Клубком свернулся - ну-ка тронь!

    Со всех сторон колючий… (слон).

    Под луною песню петь

    Сел на веточку… (медведь).

    Длиннее шеи не найдешь

    Сорвёт любую ветку… (ёж).

    Кто в малине знает толк?

    Косолапый, бурый… (волк).

    Быстрее всех от страха

    Несется… (черепаха).

    Зимой в берлоге

    Видит сон

    Лохматый,

    Косолапый…(слон).

    По горной круче проходил

    Обросший шерстью...(крокодил).

    В теплой лужице своей

    Громко квакал...(воробей).

    Над лесной поляной

    Ночью

    Долго слышался

    Кошмар:

    Ухал, ахал,

    Выл по-волчьи

    И пугал зверей…(комар).

    На заборе по  утру

    Кукарекал…(кенгуру).

    Ест осоку

    В речке  Нил

    Неуклюжий…(крокодил).

    Над лесом

    Солнца луч потух,

    Крадется

    Царь зверей…(петух).

    Все преграды одолев,

    Бьет копытом верный…(лев).

    Сено хоботом берет

    Толстокожий…(бегемот).

    Дочерей и сыновей

    Учит хрюкать…(воробей).

    По сосне, как в барабан,

    Застучал в лесу…(баран).

    Кто любит по ветвям носится?

    Конечно, рыжая…(лисица).

    Хвост веером, на голове корона

    Нет птицы краше, чем…(ворона).

     V. Работа с логопедическим лото «Звук» на закрепление понятия   «неречевой звук».

    VI. Закрепление понятия «речевой звук».

    - Что помогает нам произносить   звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.

    VII. Дифференциация понятий «неречевой» - «речевой» звуки. 

    Работа с предметными и сюжетной  картинками.

    VIII. Подведение итогов занятия.

    - О чем мы сегодня с вами беседовали?

    Отметить ответы детей.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

    Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

    Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

    Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

    Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

    Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

    Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

    Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена  подбор...

    Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и навыков фонеатического анализа

    Представленные игры можно использовать в работе учителя-логопеда, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....

    Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

    Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...