Современная дифференциальная диагностика различных видов нарушений письменной речи у детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современная дифференциальная диагностика различных видов речевых нарушений у детей с ОВЗ Формулирование логопедических заключений различных групп нарушений

Слайд 2

«Логопедия … не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках …» Л.С. Волкова

Слайд 3

Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела: 1. Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие. 2. Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении. 3. Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).

Слайд 4

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.

Слайд 5

Нарушение Дизорфография Дисграфия трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова) есть нет трудности в подборе проверочных слов есть нет видит орфографическую задачу(трудное место в слове) не видит видит как слышит, так и пишет да нет пропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например:Атобус-автобус, сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик) нет да замена букв похожих по написанию(и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка) нет да зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель) нет да замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к ит.д. вместо дуб- пишет дуп) нет да

Слайд 6

слитное написание предлогов с другими словами. ( Например:Настоле .) нет да раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл) нет да неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.) нет да несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.) нет да снижение уровня произвольности внимания да да недостаточный словарь(низкий уровень развития речи) да да трудности в определении ударного слога да да

Слайд 7

Критерии дифференциальной диагностики впервые были опубликованы в диссертационном исследовании: Балаевой В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их школе (по методике модельного обучения): Дис . ... канд. пед . наук: 13.00.02, 1968. – 270 с. Впоследствии материалы многолетнего исследования были дополнены и отражены в ряде публикаций: Балаева В.И. О диагностике в логопедии и ее основных принципах Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сб. научных трудов СПИ. Саратов, 1999. С. 3-9 Балаева В.И., Акименко А.К. К вопросу о дифференциальной диагностике в логопедии // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1(36). С.54-59.



Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ЛОГОПЕДИИ

Слайд 1 «Логопедия … не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках …» Л.С. Волкова

Глубинные перемены, происходящие в нашем многополярном мире, требуют переосмысления традиционного подхода к организации и содержанию всех сторон специального образования. Более того, разработка нового концептуального подхода сегодня уже не мыслима без учета ведущих тенденций общественного развития и специального образования, а также их обсуждения (например, общей тенденции резкого роста сложной речевой патологии и др.).

Слайд 2 Новый концептуальный подход необходим для разработки системы интегрированного инклюзивного образования. Важной составляющей при таком подходе является исследование проблемы логопедической диагностики и анализа ее результатов. Чтобы изучить данную проблему, обратимся к документации. И, прежде всего, к анализу особенностей формулирования речевого диагноза детей «базовых» детских садов и школ.

Слайд 3 Как же дело обстоит на практике? Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним «ключевые» слова-понятия обозначенной проблемы, а именно: «Диагностика», «Логопедическое заключение», «Прогноз», «Дифференциальная диагностика». Известно, что термин «Диагностика» является медицинским термином, буквально означающим «способность распознавать».

Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела:

1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие.

2.Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении.

 3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).

На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно-развивающего обучения и его исход (прогноз). «Логопедическое заключение» (речевой диагноз) - это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции.

Постановка диагноза – тонкое и сложное дело. Оно требует большого искусства и профессионального мастерства. Без диагностики логопед, как и врач, слеп. Он работает наугад.

Слайд 4 Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.

Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит дифференцировать нарушения (3-4 показателя).

Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушений

Слайд 5 Остановимся на этом поподробнее. Приведем сравнительный анализ сходных нарушений, выделив общие и (специфические) отличительные их показатели.

Нарушение

Дизорфография

Дисграфия

трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова)

есть

нет

трудности в подборе проверочных слов

есть

нет

видит орфографическую задачу(трудное место в слове)

не видит

видит

как слышит, так и пишет

да

нет

пропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например: Атобус-автобус,   сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик)

нет

да

замена букв похожих по написанию (и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка)

нет

да

зеркальное написание букв(например: Е-З, Ель-Зель)

нет

да

замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дуб- пишет дуп)

нет

да

слитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.)

нет

да

раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл)

нет

да

Следует заметить, что в диагностике уровня речевого развития детей большую роль играет не только характер и качество ошибок (грубые или менее грубые), и их устойчивость, а также целый ряд и других критериев.

Слайд 6 На примере представленной таблицы, мы видим, как можно дифференцировать дисграфию и дизорфографию. При построении данной таблицы мы руководствовались целым рядом логопедических критериев. Назовем их:

 особенности общей и речевой моторики;

 состояние трех структурных компонентов речи: фонетики (звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ и синтез, просодия и т.д.), лексики (пассивный и активный словарь), грамматики (формы словообразования, словоизменение, порядок слов в предложении);

 специфика развития связной речи (устной и письменной);

 особенности нарушений языковые средства (или их применение) нарушены;

 ведущий, первичный дефект, вторичные нарушения;

 характер лексико-грамматических ошибок (грубые или менее грубые) и их устойчивость;

Слайд 7 Выводы: Проблема дифференциальной диагностики является одной из наиболее трудных и важных проблем современной логопедии.

 Логопедическое заключение, с нашей точки зрения, не только необходимый, но и ядерный компонент дифференциальной диагностики, главное звено в профессиональной деятельности логопеда. От точного диагноза зависит судьба ребенка и специфика его образовательного маршрута.

 Объективное логопедическое заключение (диагноз) дает возможность отбирать и накапливать лучший опыт сравнительного анализа сходных состояний и тем самым повышать не только эффективность дифференциальной диагностики, но и всего коррекционно-развивающего процесса. Следует помнить о том, что окончательные коррективы в любой диагноз вносит степень продвижения ребенка на пути его обучения. Диагноз – динамическое понятие.

Критерии дифференциальной диагностики впервые были опубликованы в диссертационном исследовании: Балаевой В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их школе (по методике модельного обучения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 1968. – 270 с. Впоследствии материалы многолетнего исследования были дополнены и отражены в ряде публикаций: Балаева В.И. О диагностике в логопедии и ее основных принципах Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сб. научных трудов СПИ. Саратов, 1999. С. 3-9 Балаева В.И., Акименко А.К. К вопросу о дифференциальной диагностике в логопедии // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1(36). С.54-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции.

Навык письма имеет большую социальную значимость. Обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способнос...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это квалификационная работа, в которой отражены проблемы при освоении грамоты детьми младшего школьного возраста. Указаны пути исправления недостатков и приемы коррекции....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста

Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...