Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Атаджанова Александра Михайловна

На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку знать язык жестов и почему? Заранее подготовленные дети рассказывают о жестах человека, как они влияют на его культуру. Затем воспитатель рассказывает об истории появления жестов согласия и несогласия: "да" и "нет".  Важным этапом является то, что дети узнают о жестах, которые создают приятные и неприятные впечатления, а также  о полезных жестах; выстраивают правила приветствия с взрослыми, одноклассниками, девочками, бабушкой. В игре "Угадай жест" дети пытаются угадать значение жестов и показывают их сами., а затем делают вывод: умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Воспитатель рассказывает об актёрском мастерстве немого кино. При подведении итогов занятия разбирается пословица "Умение вести себя украшает и ничего не стоит", делают вывод, как наилучшим способом использовать язык жестов. Для закрепления материала использую упражнение "Закончи предложение".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов.                                                                                                                                       Содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.                                                                                                                                                                                                                           Расширение и уточнение представления о жестах как о способе общения.

Коррекция и развитие коммуникативных навыков.                                                              

Оборудование:

Тема занятия; пословица «Умение вести себя, украшает и ничего не стоит» (немецкая пословица), рисунки жестов; задания на листочках с указанием определенного жеста.

  1. Просмотр эпизода из фильма «Бриллиантовая рука»

- С помощью чего разговаривали главные герои? (жестов)

- Действительно с помощью жестов разговор вышел эмоциональным, выразительным.

- Язык жестов общедоступный и понятный для всех, его можно назвать международным языком, о котором до недавнего времени мало что знали.

- Вспомните что такое жесты?

Жест - это движение рукой или телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

(определение на доске)

- Можно сказать и так: жест - это немое слово.

- Нужно ли человеку знать язык жестов и почему? (дети размышляют)                                                                          Вывод: Да нужно. Жесты дополняют нашу речь и являются хорошим средством общения. Жестами мы располагаем к себе и отталкиваем, зовем и останавливаем, привлекаем внимание и защищаемся.

- Сегодня мы поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру.

В разных странах и культурах одни и те же жесты могут обозначать совершенно противоположные по значению понятия, а посему и воспринимаются по-разному. Например:

2. Рассказывают дети:

  • Такой популярный во многих странах жест, когда большой и указательный палец соединяются в виде кольца. Для американца это - «окей», для француза - «ноль» или «ничего», для японца - «деньги».
  • Махать рукой на прощание можно в любой стране, кроме Греции: там подумаю, что вы их посылаете куда подальше.
  • Палец, приложенный к носу, в Шотландии обозначает «знаю секрет».
  • Указательный палец, приложенный к виску, в Европе будет выражать «глупость».
  • Поднятый вверх большой палец у нас означает «здорово», а в США этот жест используют при попытке остановить попутную машину.
  • Говоря «да» греки, турки, болгары будут поворачивать голову слева - направо и обратно.

- Выразите жестом ваше согласие и несогласие со мной.

3. Рассказ воспитателя из истории появления жеста согласия и несогласия: «да» и «нет».

- Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он используется глухими и слепыми людьми.                                                                                                        А вот покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок насосался молока, он отказывается от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону.                                                                                                          

Когда ребенок наелся, он крутит из стороны в сторону, чтоб увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем самым он очень быстро приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия или отрицательного отношения.

- В свою очередь жесты подразделяются на несколько видов. Мы же рассмотрим некоторые из них. (Жесты называют дети).

Полезные - гладить по голове; рукопожатие; поклон; кивание головой; пожимание плечами; махание рукой при прощании. То есть, все жесты, которые помогают выразить просьбу, отказ, выразить то, что ты хотел бы сказать собеседнику.

Агрессивные - руки на поясе, руки в карманах, руки в карманах и торчат большие пальцы.

Непристойные - палец у виска, высовывать язык, фыркать.

Жесты подозрительности и скрытности  закрывание рта, глаз, потирание носа кулаком …

Жесты-паразиты - сопение носом, хрустеть пальцами, грызть ногти, болтать ногами под столом, верчение ручкой, нервная игра пальцами, сжатый кулак в кармане, руки сцепленные пальцами в замок на животе и за спиной.

- Все это создает неприятное впечатление.

4. Игра «Угадай жест»

Задание на листочках: показать жест.                                                                                                                                              Другие пытаются угадать значение жеста.

  • Рукой прикрыть рот или глаза (обман)
  • Закрывает уши руками или затыкает пальцами, (нежелание слушать)
  • Закрывает глаза (видит то, на что не хочется смотреть)
  • Потирание головы рукой (скука)
  • Скрещивание рук на груди (поза Наполеона)
  • Сжимаемость пальцев в кулак (враждебность)
  • Повернуться к собеседнику спиной (отказ в визуальном контакте)
  • Скрещенные руки, ноги, и опущенная голова (несогласие тем, что ему говорят)

- А если человек в такой позе стоит зимой на остановке? (значит, он замерз)

  • Руки скрещены и подняты вверх (игра закончена) Как еще можно сказать об этом?
  • Рука, направленная к собеседнику ладонью к нему, как бы отталкивает от себя (нежелание слушать)
  • Рукой подозвать к себе (подойди ко мне)
  • Рукой показать, что собеседник ушел.

- Я предлагаю вам показать жест: вашего одноклассника; сверстника; взрослого.

Вывод:

- Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе отчет в том, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова. Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь.

- Существуют жесты, которые необходимы, важны людям определенных профессий.

- О каких профессиях идет речь?

(актеры, сурдопереводчик, спецназ, мимы, военные, спортивные профессии)

- Вы увлекаетесь спортом? Какие жесты используют в спорте? (дети показывают)

  1. Рассказ воспитателя в сопровождение фотопоказа.

-Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были первыми для кого единственным средством общения на экране были жесты, мимика, телодвижения. Хорошо или плохо играл актер, судили по тому, как он мог их использовать. Когда, стали популярными звуковые фильмы, уже меньше внимания уделялось такому актерскому мастерству, многие актеры немого кино ушли со сцены.

- Один из самых распространенных жестов, которые мы используем - это жесты приветствия.

- Какие жесты приветствия вы знаете?

(кивок, рукопожатие, поцелуй)

- Пожмите руки друг другу.

- По жестам можно сделать вывод о воспитанности и культуре человека.

- Каким должно быть рукопожатие?

(крепким, твердым, но не до хруста пальцев)

- Какое еще бывает рукопожатие?(вялым). Это рукопожатие неприятное.

- Если вы рады встрече, рукопожатие должно быть твердым, крепким. При этом надо знать кто первым должен подать руку

- Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия с:

  • Взрослыми
  • Одноклассниками
  • Девочкой
  • Бабушкой.                                                                                                                                                                      Выслушиваются ответы детей

Физкульт минутка

- Я буду называть жесты, если они полезные - хлопаем в ладоши, если нет - топаем ногами.

- Гладить по голове, высовывать язык, рукопожатие, сопение носом, поклон, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, отдавать честь, крутить пальцем у виска, махать рукой при прощании, болтать ногами под столом, сжатый кулак в кармане, пожимание плечами скрещенные руки на груди.

- Назовите непристойные жесты, жесты-паразиты, которые вам не хотелось бы видеть.

- Теперь попробуйте сами оценить себя.

- Используете ли вы в своей жизни такие жесты?

Дети выбирают из трех предложенных вариантов:

ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ

- Тех, кто признался, что использует жесты-паразиты, хвалю за честность и смелость.

Творческая работа.

- Всем людям хочется, чтоб в общении с ними другие пользовались приятными и полезными жестами. Предлагаю вам создать знаки, которые, как и дорожные знаки будут разрешающими и запрещающими. Подумайте где можно применить эти знаки?

 Дети рисуют знаки на заранее приготовленных листочках, подобные дорожным.

Устраиваем показ знаков и объясняем их значение.

Итог:

- Что нового узнали для себя сегодня?

- Послушайте пословицу «Умение вести себя украшает и ничего не стоит»

- Объясните смысл.

- Как же наилучшим образом использовать язык жестов?

  • развивать наблюдательность
  • научиться внимательно, слушать
  • упражняться перед зеркалом                                                                                                                                                      

  • Упражнение «Закончи предложение»
  • Я не люблю, когда мои одноклассники …
  • Было бы здорово, если ребята в нашей группе ...
  • Больше всего в себе мне нравится …

Листы разрешается не подписывать. К следующему занятию составляется таблица ответов, которая вывешивается в группе. Можно специально обсудить полученные результаты.

- Желаю вам стать образцовыми людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жестов покажите, понравились ли вам темы которые мы затронули.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие для детей подростков школы 8 вида "Кто нас кормит" (профориентация)

Тема воспитательского занятия: «Кто нас кормит» Воспитатель: Яценко Л.Н.Цель:  расширять  представления о профессии «повар»; познакомить с историей возникновения профессии;  показать со...

Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков

Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос...

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...

Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков

Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...

Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков

Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через р...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение по телефону с работодателем" для старших подростков

Целью данного занятия является отработка модели коммуникативного поведения при телефонном разговоре с работодателем при поиске работы. Подростки знакомятся с новыми словами: работодатель, соискатель. ...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Собеседование с работодателем" для старших подростков

Это занятие является продолжением, а значит, закреплением предыдущего занятия  "Моделирование ситуации "Деловое общение с работодателем". Продолжается отработка модели коммуникатив...