Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
статья

Савкина Ольга Евгеньевна

 В статье описаны  здоровьесберегающие приёмы, используемые учителем -логопедом :

1. Защитно-профилактические

2 Компенсаторно-нейтрализующие

3 Стимулирующие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

    Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность приемов, методов, технологий, оберегающих здоровье воспитанников (снижение и предупреждение утомляемости), и способствующих воспитанию у детей культуры здоровья.

В здоровьесберегающих технологиях используют 4 группы приемов:

1. Защитно-профилактические

2. Компенсаторно-нейтрализующие

3. Стимулирующие

4. Информационно-обучающие.   

1. Защитно-профилактические технологии. К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся и т.п.

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. При использовании этого вида технологий ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным.

3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье — своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся и педагогам.

В работе учителя-логопеда можно использовать следующие здоровьесберегающие приёмы:

1 Защитно-профилактические

● Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

● применение различных видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос);

● длительность каждого вида учебной деятельности (не более 5-7 минут);

● использование методов, способствующих активизации инициативы воспитанников. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия и т.д.); активные методы (ребенок в роли учителя, обучение действием, ролевая игра); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, общения, самооценки).

● частота чередования видов учебной деятельности (смена не более, чем через 5-7 минут);

● количество видов подачи материала не менее 3х (словесный, наглядный, аудиовизуальный   технические средства обучения, самостоятельная работа);

● чередование видов подачи материала не реже, чем через 7-10 минут;

● место, длительность и условия применения ТСО (непрерывный просмотр статических и динамических изображений на интерактивной доске   не более 10 минут);

● отслеживание состояние ребенка в течении занятия, и в случае снижения учебной активности, наступления утомления принимаются соответствующие меры в зависимости от ситуации;

 ●   создание определённого психологического климата на занятии (учёт индивидуальных особенностей, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха, помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей);

● соблюдение ребенком правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение занятия. Логопедическое занятие планируется так, чтобы ребенок в течении занятия поднимался, работал стоя, в том числе передвигался по кабинету например:

- в начале занятия ребенок работает перед зеркалом, потом перемещается за парту перед интерактивной доской или работает перед доской стоя;

- ребенок выполняет задания, связанные с перемещением по кабинету (например: игра «прятки» логопед прячет в кабинете буквы, задача ребенка их найти и назвать) и т.п.;

2 Компенсаторно – нейтрализующие

● наличие физкультминуток, минуток релаксации (индивидуальное занятие: на 10 -12 минуте в течении 1 минуты, подгрупповое занятие 2 физкультминутки на 15 и 30 минуте занятия);  

● пальчиковая и артикуляционная гимнастика проводится в начале занятия у детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения;

● при  развитии речевого дыхания, закрепляется энергетический экономный тип дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия), а также удовлетворяются потребности детей в двигательной активности; выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение;

● массаж мимической и артикуляционной мускулатуры, используя методы активного механического воздействия (активизирующий, расслабляющий, зондовый логопедический массаж)

● самомассаж внутренней и наружной поверхности ладоней, используя Су-Джок, самомассаж каждого пальца с помощью круговой пружинки;

● элементы фонетической ритмики используются в работе, направленной на коррекцию фонематических процессов, звукопроизношения и обучения грамоте. Определенные движения рук связываются с конкретным звуком, буквой, это делает возможным использовать одновременно зрительный, слуховой и двигательный анализаторы при актуализации знаний ребенком.

● элементы психогимнастики. Развитие невербальных способов выражения эмоциональных состояний (использование мимики, пантомимики и жестов). Содействие   устранению психологического напряжения, формированию способности самовыражения и способности понимать эмоциональное состояние других.

3 Стимулирующие

● элементы библиотерапии:

- использование отрывков из сказок, рассказов, стихотворений;

- сочинение историй, сказок.

Во время работы идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь.  Ребенок учится придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сюжета способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Обсуждение проблемных ситуаций способствует развитию рефлексии и эмоциональной эмпатии, развитию копинг-стратегий, развитию позитивной Я-концепции. Темы обсуждаемых ситуаций, отражают события, происходящие в жизни детей и подростков. При обсуждении обязательно делается акцент на эмоциональном состоянии героев истории, на том, как можно поступить в данной ситуации, как справится с негативными эмоциями.

● элементы музыкального воздействия –используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

В ходе логопедического занятия используется музыкальное сопровождение:

- пение чистоговорок в ходе автоматизации звуков;

- пение звуков, слогов, небольших песенок с использованием мелодий методики Новиковой- Иванцовой;

- развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений;

  ● игровые технологии – проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

  ● психологическая поддержка. Основным средством воздействия логопеда на состояние ребенка является слово. В процессе коррекционной работы даются разъяснения, проводятся беседы, убеждение, внушение уверенности в собственных силах, желания и стремления работать над своей речью, возможности преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

Литература :

1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

2 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / Н.К. Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

  Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует пои...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.

Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....