коррекционно - воспитательное занятие "Что я знаю о ВИЧ/СПИДе?"
план-конспект

Трибунская Светлана Владимировна

Коррекционное занятие,направленное на актуализацию знаний по данной проблеме и дополнение этих знаний. Воспитывать у детей заботу о своем здоровье и грамотное понимание социальных проблем общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_spide.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

Возрастной диапазон: 14-16 лет

Воспитатель: Трибунская С.В.

Дата проведения: 01.12.2017год.

Тема: « СПИД- это наша реальность»

Цель: Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДе?

Задачи:

 1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме

2.  Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследования на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования

3.Способствовать формированию поведенческой мотивации к сохранению своего здоровья.

Форма занятия: комплексное занятие с применением ИКТ.

Методический материал: буклеты, брошюры по профилактике ВИЧ, видеоролик.

План занятия.

I. Вводная часть.(5 минут).

1.Упражнение «Здоровье-это ценность»

 II. Основная часть. ( 40 минут).

  1. Игра «Ассоциация».
  2. Упражнение «Информация о распространении ВИЧ / СПИД».
  3. Изучение нового материала.
  4. Упражнение «Вечеринка».
  5. Показ видеоролика.
  6. Ролевая игра «Опасная ситуация».

III. Заключительная часть.(5 минут).

Ход занятия

  1. Вводная часть.

 Упражнение «Здоровье –это ценность»

Цель: Актуализировать представление о здоровье как о ресурсе организма, разрядка.

Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашем  занятии. Я очень надеюсь, что оно вам понравиться, давайте немного поиграем и узнаем друг друга еще с одной стороны.(передавая мяч нужно продолжить предложение)

«… Я люблю себя за …Я хочу быть здоровым чтобы….» и др.

Итак,  выяснили, что в нас есть масса положительных качеств, за что можно себя любить. И поэтому каждый из нас желает оставаться красивым, активным, любимым, и радоваться жизни.

  1. Основная часть.

Но наша жизнь очень хрупкая и может разбиться в один миг.

- С конца ХХ-го столетия в обществе существуют такие понятия, как « ВИЧ» и «СПИД». Хорошо ли мы знаем, что это такое? Насколько актуальна проблема ВИЧ/ СПИДа сейчас? Можно ли сделать так, чтобы этой проблемы у  нас не существовало? На эти и другие вопросы попытаемся ответить на нашем занятии.

1. Игра «Ассоциации»

Цель- определение уровня знаний участников обучения, исходного отношения группы к проблеме, создание основы для дальнейшей работы по проблеме.

Ход упражнения:

 Участники получают по небольшому листку бумаги. Ведущий дает задание записать на листках те ассоциации, которые приходят на ум, когда они слышат «ВИЧ» и «СПИД». Затем участники произносят свои ассоциации. Все названные ассоциации выписываются на ватман и обсуждаются. Ведущий подводит краткий итог обсуждению.

- По вашим ассоциациям относительно понятий « ВИЧ» и « СПИД» видно, что вы знаете об опасности этих явлений для здоровья людей, но что же это такое и в чем опасность? Давайте разберемся с этим более подробно.

 2. Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»

Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД

Материал: анкеты для участников – по числу участников, ручки.  

Инструкция:

        Заполните анкеты. В них вы найдете ситуации. Если вы считаете, что ситуация опасна, напишите «Р» (Риск). Если не опасна, напишите «Нет».

Ситуации

Риск

Сексуальные контакты без презерватива

Р

Сексуальные контакты с неправильным использованием презервативов

Р

Пользование общественным туалетом

Нет

Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ

Нет

Объятие человека, живущего с ВИЧ

Нет

Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

Р

Укусы насекомых

Нет

Касание одеждой

Нет

Использование нестерильных инструментов для татуировок

Р(низк)

Уход за больным СПИДом

Нет

Использование общих шприцов для ведения наркотиков

Р

Рукопожатие

Нет

Использование общей посуды для смешивания наркотиков

Р

Использование общей бритвы

Р(низк)

Поцелуй

Нет

Сдача крови

Нет

Получение чужой крови при переливании  

Р

Укусы животных

Нет

Обучение в одном классе (группе)

Нет

Использование общей посуды для еды

Нет

Питье из общего стакана

Нет

 3. Изучение нового материала

1 Задание:

Из предложенного материала отобрать и представить наиболее важную, с вашей точки зрения информацию ( 7 минут)

1-я группа ( раздаточный материал)

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И СПИД?

ВИЧ - (вирус иммунодефицита человека) – это вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям и опухолям.

ВИЧ-инфекция – это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет), заканчивающегося СПИДом.

СПИД – (синдром приобретенного иммунодефицита) – это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечаются необратимые нарушения функции организма. На этой стадии человек умирает. Ее продолжительность не превышает обычно 3-х лет.

Синдром – это ряд признаков и симптомов, отличающих отдельные заболевания и состояния.

Приобретенный – т.е. не врожденный, а полученный в течение жизни (хотя, можно сказать, что в некоторых случаях иммунодефицит может быть врожденным – в случае передачи ВИЧ-инфекции от ВИЧ-положительной матери ее ребенку во время беременности или родов).

Иммуно, иммунный – относящийся к иммунной системе человека, той, которая обеспечивает нашу защиту от различных болезнетворных бактерий и вирусов.

Дефицит – недостаток чего-либо.

Действие вируса иммунодефицита в общих словах можно описать следующим образом. При попадании в организм человека, ВИЧ поражает иммунную систему, уничтожает специальные клетки, функцией которых является защита организма от инфекций, уничтожение опасных микробов. Разрушая иммунную систему, ВИЧ делает нас неспособными противостоять не только внешним инфекциям, но и «инфекционным агентам» (бактериям, грибкам и т.д.), которые при здоровой иммунной системе существуют в нашем организме и не вызывают заболеваний. Как и другие вирусы, ВИЧ может размножаться только внутри клеток хозяина – инфицированного человека. ВИЧ способен жить вне организма в течение довольно короткого периода времени, продолжительность которого зависит от таких факторов, как температура и наличие жидкости в среде, окружающей вирус. Вирус чувствителен к нагреванию и погибает при 56 градусах по Цельсию.

2- ая группа

Как выявить заражение ВИЧ- инфекцией?

Первое, что стоит отметить, говоря о вирусах и других инфекциях, это  то, что невозможно почувствовать, произошло ли заражение. В момент проникновения вируса человек не испытывает никаких необычных или  «сигнальных» ощущений. По внешнему виду человека невозможно определить инфицирован он или нет!

Определить наличие ВИЧ- инфекции в крови человека можно только с помощью специального теста, сдав анализ крови, который делают лишь в специальных  центрах и больницах.  С  помощью такого теста определяют наличие антител к ВИЧ, а не наличие самого вируса.

Результат теста может быть:

1.Положительным - обнаружены антитела к ВИЧ, т.е. в крови человека есть вирус иммунодефицита человека(ВИЧ),

2.Отрицательным – антитела к ВИЧ не обнаружены. Это означает, что человек не заражен ВИЧ- инфекцией или заражен, но антител не достаточно для их определения тест- системами.

На ранних стадиях инфекционного процесса, до появления антител, результаты тестирования инфицированных людей могут быть отрицательными. Для наработки антител нужно время, около 3-ех месяцев( иногда до 6 месяцев). Это период, когда вирус в организме уже есть, а антитела еще не выработаны в достаточном количестве и  не обнаруживаются тест-системами, называется « периодом окна». Обследование в этот период может показать отрицательный результат даже при наличии вируса в организме.

На поздних стадиях заболевания уровень антител может уменьшиться до такой степени, что последующие тесты будут отрицательными, но человек  пожизненно остается инфицированным ВИЧ.

3-я группа

Клиническое проявление болезни.

Сначала  ВИЧ  в организме человека ни чем себя не проявляет.

Зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми ,их ни чего не беспокоит( первая стадия- скрытый( инкубационный) период.

Так же может продолжаться  довольно долго( от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже и в этот период заражения люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ , могут заразить многих здоровых.

У  некоторых зараженных заболевание может проходить без каких - либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2-4 недели от момента заражения ( или спустя 2-3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычную простуду или грипп с повышением температуры тела( начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки у некоторых больных распухают лимфатические узлы, воспаляется горло( похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессоница . Затем ( через 1-2 недели максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без  лечения.

У заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет  никаких признаков серьезного заболевания и зараженный человек ни на что не жалуется.

      Это вторая стадия болезни , проявлением  которой может быть увеличение лимфатических узлов.

Коварство  ВИЧ заключается в том,что на этой стадии болезни ВИЧ- инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких.

  Однако через несколько лет у ВИЧ- инфицированных  медленно, но неуклонно начинают  обнаруживаться симптомы заболевания.

Болезнь переходит в следующую( третью) стадию болезни, которая по существу знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышенная температура тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула и понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% у заразившихся развивается последняя -4 стадия заболевания.

У больных  СПИДом развивается поражение мозга, рак кожи, туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа является выраженное похудание, вплоть до истощения( как и при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом  практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы  организма полностью нарушаются и различные  болезнетворные  микроорганизмы становятся причиной  неизличимых, смертельных  болезней. Конечный  результат ВИЧ-инфекции- смерть от СПИДа.

И так, поработав над представленным  материалом, каждая группа должна  выделить наиболее важную информацию и представить ее слушателям.

Молодцы, вы справились с заданием, информация была представлена понятно и доступно и можно сделать вывод, что  материал вами будет усвоен.

Теперь представьте, что вы на веселой вечеринке в кругу сверстников.

4.Упражнение « Вечеринка»

Цель - наглядная демонстрация скорости распространения ВИЧ- инфекции, глобальной эпидемии.

Продолжительность: 5 минут

Ход игры: ( звучит музыка)

Инструкция:

«Через некоторое время каждый из нас попадет на вечеринку. Особенность этой вечеринки в том, что каждый участник в ходе вечеринки будет обмениваться с другими рукопожатиями, которые будут символизировать введение наркотика общим нестерильным шприцем. Каждому человеку необходимо сделать как минимум три рукопожатия с тремя разными людьми. На вечеринке среди нас будут находиться 2-3 человека, в крови которых находится ВИЧ-инфекция. Они будут выбраны чуть позднее. Они также будут обмениваться рукопожатиями с другими участниками вечеринки, но при этом каждый раз делать незаметный знак – почесывание ладони партнера по рукопожатию (ведущий демонстрирует почесывание). Получивший почесывание при следующем контакте таким же образом передает его».

Ведущий просит всех участников закрыть глаза. Звучит медленная музыка. Ведущий объявляет, что, проходя за спинами участников, он прикоснется к 2 или 3 из них, тем самым, выделив тех, кто будет являться на вечеринке носителями ВИЧ-инфекции, и осуществляет это.

Звучит быстрая музыка. Все участники открывают глаза. Начинается вечеринка. В течение 30 секунд - 1 мин. происходит обмен рукопожатиями в соответствии с инструкцией.

По команде ведущего взаимодействие заканчивается. Все участники остаются в центре круга. Затем ведущий просит сесть на стулья тех, кто не почувствовал почесывания (чаще всего, их остается очень мало).

После этого подводится итог игры.

  Вопросы  группе:  Что они чувствовали, когда ведущий ходил за их спинами?

 Кто сделал меньше, чем три рукопожатия? Кто больше, и почему.

 В этой игре показана модель скорости распространения ВИЧ-инфекции в мире.

После обсуждения обязательно нужно сделать акцент на том, что это была лишь модель, и через рукопожатия ВИЧ-инфекция не передается. 

( ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА)

Сегодня в мире более 40 миллионов человек живут с ВИЧ-инфекцией. За неполных тридцать лет, прошедших с начала эпидемии, от ВИЧ/СПИДа умерло около 25 миллионов человек. Отмечается неуклонный рост ВИЧ-инфекции. Большинство инфицированных – около 2/3 – проживает в странах Африки.

В России проживает более 1 миллиона ВИЧ-инфицированных. Наибольшее число ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Самарской, Иркутской областях и у нас в Краснодарком крае.

Самая высокая заболеваемость зафиксирована у лиц, употребляющих или потреблявших ранее внутривенные наркотики (47% заразившихся). Вместе с тем, отмечается рост числа ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем и распространение заболевания в возрастных группах старше 30 лет. В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать.

В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году. В течение 10 лет Россия относилась  к числу стран с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Новый этап эпидемии начался в стране в середине 1996 году и продолжается по настоящее время. Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России – мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70%  ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции. Среди ВИЧ-инфицированных 34% составляют женщины. Заражение женщин, как правило, происходит половым путем от ВИЧ-инфицированных партнеров или партнеров с неизвестным ВИЧ-статусом, в т.ч. потребителей инъекционных наркотиков.

5.Ролевая игра «Опасная ситуация»

Цель: формирование навыков безопасного поведения.

Материал: карточки с написанной ситуацией

Инструкция:

        Для выполнения следующего задания мене требуется 4 добровольца.

        Вам нужно создать диалог.

Первой паре: диалог, в результате которого, подросток попадает в опасную ситуацию и практикует рискованное поведение.

Второй паре: диалог, в котором подросток выходит из опасной ситуации, следуя безопасной линии поведения.

        Каждый диалог нужно разыграть по ролям.

Ситуация:        Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Но случайно от Лены  она узнала, что там будет парень , у которого обнаружили ВИЧ. Лена  сказала, что не хочет заразиться и не знает, стоит ли ей идти в гости. Но Саша отказываться от приглашения не хочет. Она решила, что пойдет, но постарается ничего не есть и не пить за столом. Что делать Лене и Саше?

Обсуждение:

После демонстрации каждой сценки ведущий предлагает остальным участникам подтвердить или опровергнуть решение, представленное в ней.

Резюме-информация:

        В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД – заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.

III. Подведение итогов завершение работы.

Цель: подвести итоги проведенной работы, получение обратной связи.

Упражнение « Мяч по кругу»: передавая мяч по кругу, каждый участник отвечает на вопросы « Сегодня я узнал…, «Теперь я могу…» и др.

Что понравилось вам на занятии? Что удивило? Что было полезно?

Подводя итог нашего небольшого занятия, можно сделать вывод, что информация не была новой для вас, но все же очередной раз заставила задуматься о необходимости выбирать безопасное поведение в обществе.

стихотворение.

СПИД не спит!!!

СПИД спешит. Он вокруг,

Он везде!!!

Очень много о СПИДе

Вещает людей. Версий много,

И новая — прежней страшней.

Говорят то, что СПИД —

Месть инопланетян,

Что его изобрел африканский шаман.

Мы читаем, что СПИД —

Часть военных доктрин, Но откуда тот СПИД —

Знает дьявол один. Мир боялся холеры,

Мир боялся чумы, Черной оспы, проказы

И прочей беды.

Чумой XX века считается СПИД.

И понятно без слов.

Что природа нам мстит.

Мы забыли о боге,

О любви, о добре.

Мы увязли в пороках

Погрязли в грехе.

Л. Сагайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательный потенциал игры.

Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...

Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы

Данная работа  содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым....

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Рабочая программа по разделу коррекционно-воспитательной направленности "Трудовое воспитание"

Данная программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими умеренную умственную отсталость в  возрасте от 8 до 11 лет с учетом их основных и...

Перспективный план коррекционно-воспитательной работы 2012-2013

Перспективный план  по шести основным направлениям с учащимися 10-го класса...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...