Как обеспечить успешное психическое развитие детям с церебральным параличом.
презентация к уроку

Фитилёва Елена Владимировна

О коррекции познавательных процессов средствами конструирования и рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл часть 12.78 МБ
Файл Часть 21.55 МБ
Файл Часть 31.27 МБ
Файл Часть 41.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РИСОВАНИЯ КАК ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Слайд 2

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов , имеющих схожие проявления и причины возникновения: • развиваются в перинатальном периоде (буквальный перевод: «около родов», то есть нарушения возникают до, во время или после родов); • связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

Слайд 3

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов , имеющих схожие проявления и причины возникновения: • чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности, но также могут страдать координация движений, зрение, слух, речь и психика; • являются хроническими и непрогрессирующими ;

Слайд 4

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов , имеющих схожие проявления и причины возникновения: • не передаются по наследству, не являются заразными; • поддаются реабилитации, которая позволяет значительно улучшить качество жизни больного человека и социализировать его в большей или меньшей степени.

Слайд 5

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов , имеющих схожие проявления и причины возникновения: Существует понятие «ложной прогрессии», когда по мере роста больного ребенка наблюдается усугубление состояния. Это связано с тем, что мозг растет, развиваются его функции, и становятся явными скрытые прежде патологические изменения в его тканях. Причиной ложной прогрессии также могут быть вторичные осложнения: кровоизлияния, инсульты, эпилепсия или тяжелое соматическое заболевание, наркоз и т.д.

Слайд 6

Мировая статистика (в %) Российская статистика (в %) Распространенность ДЦП Увеличение в последние годы числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Слайд 7

ДИАПАЗОН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЦП ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЕЛИК: ОТ НОРМАЛЬНОГО УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДО САМЫХ ТЯЖЕЛЫХ СТЕПЕНЕЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Для них характерно недоразвитие предпосылок мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса .

Слайд 8

Особенности развития детей с ДЦП

Слайд 9

Нарушения развития речи Дизартрия, позднее формирование моторной стороны речи и правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря, моторная алалия .

Слайд 10

Недостаточность пространственного гнозиса нарушения зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами ( недостат-ть фиксации взора, конвергенции и т.д.). Трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы, недоразвитие представлений и о схеме собственного тела, запаздывает формирование доминантности руки, понятий правого и левого. Отмечаются явления так называемой пальцевой агнозии: неспособность различать и обозначать свои пальцы, иногда невозможность обозначать элементы лица и, как следствие, неумение правильно изобразить лицо и руки.

Слайд 11

Недоразвитие игровой деятельности Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4-5 лет на момент их поступления в ДОУ носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».

Слайд 12

Формирование школьных навыков Трудности в освоении арифметики в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций (М. Б. Эйдинова , 1959; Е. И. Кириченко, 1965; ,М. В. Ипполитова , 1967 и др.). Они проявляются в .нечеткости распознавания графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Характерна замедленность в усвоении числа и его разрядного строения. Нередки затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

Слайд 13

Нарушение работоспособности Психическая истощаемость является одной из причин задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами. Эта задержка развития преодолевается специальной системой воспитания и обучения этих детей в соответствующих учреждениях. обусловлено во многом церебрастеническими расстройствами.

Слайд 14

Нарушение работоспособности Однако, расстройства внимания, трудности сосредоточения на задании могут быть также обусловлены и недостаточностью фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимися предметами.

Слайд 15

Задержка эмоционального развития Как правило, сочетается с вышеописанной задержкой интеллектуального развития.

Слайд 16

Задержка эмоционального развития Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

Слайд 17

Коррекция эмоциональных нарушений У детей с ДЦП отмечается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и т. д.),

Слайд 18

Коррекция эмоциональных нарушений К повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей.

Слайд 19

Коррекция эмоциональных нарушений Коррекция эмоционально – волевой сферы рассматривается как целесообразно организованная система психологических воздействий,основным направлением которой является

Слайд 20

Коррекция эмоциональных нарушений СМЯГЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА У ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УСТРАНЕНИЕ ВТОРИЧНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕАКЦИЙ НА ДЕФЕКТ.

Слайд 21

Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям ДЕПРИВАЦИИ И ГИПЕРОПЕКИ.

Слайд 22

Коммуникативные навыки В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире.

Слайд 23

Коммуникативные навыки Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Слайд 24

Коммуникативные навыки ОГРАНИЧЕННОСТЬ КОНТАКТОВ НЕРЕДКО СПОСОБСТВУЕТ АУТИЗАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, ПАССИВНОСТИ.

Слайд 25

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности,

Слайд 26

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не их предупреждение.

Слайд 27

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо -речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.

Слайд 28

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка.

Слайд 29

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, ОПИРАЮЩЕГОСЯ НА СОХРАННЫЕ ФУНКЦИИ .

Слайд 30

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП То есть коррекционная работа строится не с учетом! возраста, а с учетом того, НА КАКОМ ЭТАПЕ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НАХОДИТСЯ РЕБЕНОК.

Слайд 31

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Слайд 32

Принципы коррекционно – развивающей работы с детьми при ДЦП Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСТРУИРОВАНИЕ Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к точному, расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти. РИСОВАНИЕ Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в частности рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда способностей, среди которых важное место занимают сенсорные, а именно: зрительное и осязательное восприятие предметов. Коррекция гностических процессов ребёнка с ДЦП

Слайд 2

Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов. Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач. Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции. Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок. Занятия с детьми по конструктивному моделированию предполагают решение следующих четырех задач:

Слайд 3

I этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗЦАМ – знакомство ребенка со строительным материалом; – обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы; – обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек; – обучение словесному обозначению пространственного расположения предметов: рядом, на, над, под, около и т. д.

Слайд 4

I этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗЦАМ Строительный материал : блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и фактуры: пластмассовые и деревянные. Руководство: педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку.

Слайд 5

I этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗЦАМ – Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета. – Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета. – Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей). – Конструирование «грибов», « воротиков », «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Слайд 6

I этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗЦАМ Методические требования к занятиям первого этапа: Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности . Обязательно перед началом конструирования давать словесное описание каждого образца, с указанием на его существенные детали. В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание машины по построенной дорожке, прогулки куклы около башни и т. д.) Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей и их работоспособности.

Слайд 11

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование Обучение детей планомерному обследованию образцов-моделей, выделение их существенных компонентов. Обучение детей эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями в виде прикладывания к образцам, приставления, примеривания .

Слайд 12

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование Обучение детей использованию пространственных и метрических признаков предметов (форма и величина) в процессе конструирования. Обогащение словарного запаса ребенка специальной пространственной терминологией: квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.

Слайд 13

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование Задания: – Конструирование объемных построек с образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и пр. – Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины. – Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей. – Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины: геометрические фигуры, разделенные на части различной формы и величины.

Слайд 14

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование Строительный материал: предварительно сконструированные постройки нужно заклеить плотной белой бумагой так, чтобы ребенок не видел, из каких деталей состоит модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта.

Слайд 15

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование На данном этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей на образцы или приставление к ним с целью сличения. В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы.

Слайд 16

II этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ОБРАЗЦОВ-МОДЕЛЕЙ модельное конструирование Методические требования к занятиям второго этапа Обязательно в конце каждого занятия производить обыгрывание постройки. Занятия желательно проводить ежедневно в указанной последовательности. Программа второго этапа рассчитана на длительный срок, он различен и зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

Слайд 17

III этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ОБРАЗЦОВ - РИСУНКОВ Учить детей правильно рассматривать образцы-рисунки, выделять в них существенные элементы постройки. Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», «справа» и т. д. Учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей

Слайд 18

III этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ОБРАЗЦОВ - РИСУНКОВ Исключаются предметно-практические действия детей с деталями, и ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме.

Слайд 19

III этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ОБРАЗЦОВ - РИСУНКОВ Строительный материал : блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где постройки нарисованы в нерасчлененном объемном изображении.

Слайд 20

Методические требования к занятиям 3- го этапа Приступать к занятиям можно только после того, как дети успешно овладели приемами конструирования с образцов предметов и научились мысленно анализировать образцы-модели. Обязательно, как и на предыдущих этапах, совместно с ребенком проводить предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек. Если ребенок неправильно выполнил задание, обязательно совместно с ним проанализировать его ошибки. Количество и продолжительность занятий третьего этапа зависит от возраста ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей. III этап – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ОБРАЗЦОВ - РИСУНКОВ

Слайд 22

IV этап – СВОБОДНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ Обучение детей использованию усвоенных способов конструирования. Формирование умений представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях.

Слайд 23

IV этап – СВОБОДНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ Строительный материал : разнообразные строительные наборы, широко используемые в дошкольных учреждениях. Руководство: педагог предлагает ребенку сделать предмет, который можно было бы использовать в определенных условиях. Ребенок не имеет перед собой образца, ему даются только условия, в которых предмет должен быть использован.

Слайд 24

IV этап – СВОБОДНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ Задания: – Конструирование «кровати» для большой и маленькой кукол. – Конструирование «домов» для кукол разной величины. – Постройка улицы города. – Конструирование по замыслу (построй, что тебе хочется).

Слайд 25

Методические требования к занятиям 4 - го этапа Перед началом конструирования следует обговорить с ребенком, с какой целью и что он хочет построить, отобрать совместно с ним необходимый строительный материал. Напомнить ребенку способы конструирования. В процессе занятий закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространственное расположение. IV этап – СВОБОДНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Слайд 26

В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ЭТАПОВ, ЗАНЯТИЯ 4-ГО ЭТАПА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВОДИТЬ НЕ ИНДИВИДУАЛЬНО, А В НЕБОЛЬШИХ ГРУППАХ (2–3 ЧЕЛОВЕКА).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия у ребенка; совершенствование графических движений, направленных на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов. На занятиях по конструированию дети достаточно интенсивно обучаются зрительному анализу и синтезу предметов, поэтому основной акцент на первых этапах занятий по рисованию рекомендуется делать на формировании графических движений. Для правильного формирования графической деятельности необходимо:

Слайд 2

I этап – ГРАФИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ ТОЧКАМ Материал: цветные граненые карандаши (желательно, утолщенные), альбом для рисования. Руководство: педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.

Слайд 3

I этап – ГРАФИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ ТОЧКАМ Задания: Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков). Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки). Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др. Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Слайд 4

Методические требования к занятиям первого этапа Опорные точки наносятся на бумагу до занятия. На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное держание карандаша и положение рисующей руки. Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2-3 человека). Продолжительность и количество занятий рекомендуется варьировать в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий оценкой в виде звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка. I этап – ГРАФИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ ТОЧКАМ

Слайд 6

II этап – ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ Материал: альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных. Руководство: педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет и обводить контур фигуры. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании быстрыми

Слайд 7

II этап – ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ Задания: Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Слайд 8

Методические требования к занятиям второго этапа Строго следить за осанкой ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями. Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник – наклонными. Обязательно учить детей произвольно регулировать силу нажима. II этап – ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ

Слайд 9

Перед началом рисования совместно с ребенком проводить анализ фигуры трафарета. Учить детей обводить его контуры указательным пальцем. В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги. Обязательно проводить занятия в указанной последовательности. II этап – ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ

Слайд 10

III этап – РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ПО ОБРАЗЦУ Педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок складывает целую фигуру из двух частей, обследует ее и после этого приступает к рисованию.

Слайд 11

III этап – РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ПО ОБРАЗЦУ Материал: альбом для рисования, цветные карандаши, геометрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и пр.).

Слайд 12

III этап – РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ПО ОБРАЗЦУ Задания: Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета. Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предварительно построенных из палочек одинаковой величины. Рисование геометрических фигур, предварительно сложенных из частей. Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур. Рисование разноцветных « воротиков » (1-ярусных, 2-ярусных), предварительно сконструированных из блоков разной величины.

Слайд 13

Методические требования к занятиям 3- го этапа Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индивидуально. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструирования предметов, рекомендуется напомнить ему приемы конструирования. Следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом. Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка. III этап – РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ПО ОБРАЗЦУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

IV этап – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАМЫСЛУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры, а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе дети обучаются выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление как после зрительного, так и после осязательного их обследования.

Слайд 2

IV этап – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАМЫСЛУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ Материал: цветные карандаши, альбом для рисования; предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр.; пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и пр. Руководство: педагог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения названия фигуры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к рисованию.

Слайд 3

IV этап – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАМЫСЛУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ Задания: рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания. Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного восприятия. Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зрительного восприятия. Рисование куба, шара после осязательного восприятия.

Слайд 4

Методические требования к занятиям 4 - го этапа Рекомендуется занятия с детьми проводить в небольшой группе 3–4 человека. Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности. Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, называли их существенные признаки. IV этап – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАМЫСЛУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Слайд 5

IV этап – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАМЫСЛУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ Напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок: горизонтальные, вертикальные, круговые линии. Обязательно перед началом рисования предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки. В конце занятий сопоставлять совместно с ребенком его рисунки с образцом.

Слайд 6

ЕСЛИ ДЕТИ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАЮТ КОНСТРУКТИВНЫМИ И ГРАФИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ, ТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОДОЛЖИТЬ ИХ ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ ДЕТСКОГО САДА.

Слайд 7

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Слайд 8

Литература: Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.

Слайд 9

СЧАСТЬЯ ВАМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу  логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук.  Связи с нейропсихоло...

Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов и сравнительный анализ их психического развития....

Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоц...

Коррекционное обучение и воспитание детей с церебральным параличом в условиях массовой общеобразовательной школы

Данная статья поможет в воспитании детей с церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.В последние годы дети с двигательными нарушения­ми стали поступать в массовые общеобразовательные...

Изучение специфики развития детей с церебральным параличом.

Рассматривается развитие когнетивной сферы ребенка с ОВЗ...

Особенности логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом.

Международный форум «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» ФГАОУВО «КФУ», кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики....