Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
план-конспект

Слинкина Лариса Анатольевна

 

Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Автор: Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (г. Москва)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Автор: Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (г. Москва).

Цели:

1. совершенствование лексико-грамматического строя речи;

2. формирование представления о смысловом значении предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА».

Задачи:

1. отработать понимание пространственного значения предлога ЗА; ПЕРЕД, ИЗ-ЗА;

2. работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

3. развивать память, внимание, мышление;

4. обогащать словарный запас;

5. развивать у детей зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

6. воспитывать культуру коммуникации;

7. формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: таблица символов-предлогов; наглядный материал (наглядные картинки, сюжетные картинки с предлогами; схемы с предлогами, кукольный театр «Репка», массажные шарики «су-джок»).

Ход занятия

1. Приветствие детей.

Логопед:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика «Су-джок»

Дети совместно с логопедом:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

3. Организационный момент.

Логопед последовательно вывешивает картинки на доску: девочка, мальчик, дом, дерево, забор.

Логопед: посмотрите на картинку, что это? (Дети отвечают: «Дерево»). Где находится мальчик? (Дети отвечают: «За» деревом). Где находится мальчик? (Дети: «Перед деревом»).

Посмотрите на картинку, что это? (Дети: «Забор»). Где находится девочка? (Дети: «За забором»). Где находится девочка (Дети: «Перед забором»).

Логопед: посмотрите на другую картинку, что это? (Дети: «Дом»). Откуда выглядывает девочка?

(Дети: «Из-за дома»). Откуда выглядывает мальчик? (Дети: «из-за дома»).

Логопед: посмотрите на картинку, что это? (Дети: «Дерево»). Откуда выглядывает мальчик? (Дети: «Из-за дерева»). Какие маленькие слова мы произносили? (Дети отвечают: «за», «перед», «из-за»). Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о предлогах «за», «перед», «из-за»).

Логопед последовательно вывешивает на доску схемы предлогов («за», «перед», «из-за»).

Предлог «ЗА» мы обозначаем такой схемой, предлог «ПЕРЕД» - другой схемой, а предлог «ИЗ-ЗА» - третьей.

4. Игра с героями кукольного театра «Репка».

Логопед: Дети, к нам в гости сегодня пришли сказочные герои Вы узнали, из какой сказки они пришли? (Дети отвечают: «Репка»). Расположите их по порядку.

Дети: Репка, за репкой дедка, за дедкой – бабка, за бабкой – внучка, за внучкой – Жучка, за жучка – кошка, за кошкой – мышка.

Логопед: А теперь перечислите героев, начиная с конца, употребляя предлог «перед».

Дети: Перед мышкой - кошка, перед кошкой - Жучка и т.д.

Логопед: А теперь угадайте, о ком я говорю: Этот герой стоит за бабукой? (Дети отвечают: «Внучка»). Этот герой стоит перед кошкой? (Дети: «Жучка»). Этот герой стоит перед мышкой? (Дети: «Перед мышкой кошка»).

Логопед: А какие маленькие слова Вам встречались в сказке?

Дети: «ЗА» и «ПЕРЕД».

Логопед: (На доске несколько схем предлогов, дети должны выбрать нужную схему )

Дети, а какая схема предлога «За»?                                    

Логопед: А когда употребляется предлог «За», предлог «Перед»?

Дети: когда предмет находится позади чего-то. Когда предмет находится перед чем-то.

Логопед: Дети, спрячьте руки за спинку, за голову, за ноги.

5. Физкультминутка

За елками, за кленами

(дети разводят руки в стороны, дети поднимают руки вверх)

Растут кусты зеленые

(дети присели, согнули руки в локтях).

За домом, полем, за рекой

(руки домиком, руки в второны, руки вперед)

Ребята все бегут гурьбой

(бег на месте).

6. Игра: «Подскажи словечко» (логопед произносит предложение, пропуская предлоги «За», «Перед», «Из-за»)

Девочка спряталась_____ забором.

Дети идут_____ ягодами.

Дети стоят____домом.

Волк гонится ____зайцем.

Собака выбежала _____ куста

Девочка сидит ______столом.

Девочка вышла ____ стола.

Цветы растут_______домом.

7. Заключение:

Логопед: Ребята, давайте, вспомним, о каких маленьких словах (предлогах) мы сегодня говорили.

Дети: Мы говорили о предлогах «За», «Перед», «Из-за».

Логопед: Когда мы употребляем предлог «За», «Перед», «Из-за»?

Дети дают свои ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками

Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (восприятии) КНИГ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги стан...

Конспект развития по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") "Музыка чувашских композиторов" для детей старшего дошкольного возраста.

В даном конспекте по музыкальной деятельности раскрывается   тема  воспитания   уважения к традициям своего народа, формирования  устойчивого и уважительного отношение к ...

Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...

Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы  жизненный опыт ребёнка, многократное повторение  данных понятий и терпение родителей. Д...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...