Коррекционная педагогика дефектолога.
методическая разработка

Дефектолог и коррекционные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_pedagogika.odt30.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Совместная деятельность

учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии»

(из опыта работы)

Работая по теме «Поиск эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии», мы пришли к выводу, что одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, это работа с родителями, так как большую часть времени дети находятся в семье. Несмотря на то, что дети, посещающие коррекционные дошкольные учреждения, получают всестороннюю помощь специалистов, с ними проводятся занятия, оздоровительные процедуры, но зачастую этого оказывается мало, так как малыши болеют или находятся на санаторно-курортном лечении, а по возвращении в детский сад очень часто с ребенком приходится начинать работу с начала. Поэтому важна совместная работа родителей с педагогами ДОУ. То, что ребенок видит, слышит и узнает в детском саду, обязательно должно закрепляться дома.

 Мы поставили перед собой цель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Чтобы данная работа была целенаправленной, поставили задачи.

  • Привлекать родителей к проблемам воспитания детей в детском саду.
  • Обучать правильной организации досуга детей.
  • Учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманности.
  • Формировать из родителей коллектив единомышленников, способных воплощать новаторские идеи в воспитании своих детей.
  • Знакомить с теоретическими знаниями по педагогике, с традиционными и нетрадиционными методами работы с детьми.
  • Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого родителя в педагогически процесс.
  • Настроить на активное участие в жизни детского сада.

Прежде чем начать работу в данном направлении, мы изучили литературу, сделали подборку анкет и памяток для родителей, разработали анкету «Помогите нам, пожалуйста», перспективный план работы с родителями на год. В этом плане отразилось: анкетирование, экскурсии, собрания, школа для родителей, открытые занятия, выставки. Для участников собрания изготовили пригласительные открытки. На первом родительском собрании ознакомили родителей с годовым планом.

Нам хочется порекомендовать вам некоторую литературу, которую мы использовали в своей работе. В книге, «Работа ДОУ с семьей» авторов Козловой Анастасии Владимировны и Дошеулиной Раисы Прокофьевны, вам будут представлены разные виды диагностических исследований, в виде таблиц,  опросников, анкет, тестов. Также вы сможете найти рекомендации по планированию с перечнем тем собраний в разных возрастных группах, конспекты лекций, консультации, мониторинги.

Очень интересные ток-шоу, устные журналы, родительские собрания и консультации представлены в книге «Родительские собрания в ДОУ» авторов Зверевой Ольги Леонидовны и Кротовой Татьяны Викторовны.

Если в вашей группе есть дети с отклонениями в развитии, мы рекомендуем использовать книгу Елены Михайловны Мастюковой и Аллы Григорьевны Московкиной «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии». Эта книга поможет вам оказать любую консультативную помощь родителям имеющим  особенных детей.

Книга английского автора Дженни Лешли  поможет вам решить некоторые психолого-педагогические проблемы, которые встают перед педагогами и родителям.  В центре внимания автора вопросы коррекции поведения детей и развития речи.

Очень интересно представлена психокоррекционная работа с родителями в книгах Ткачевой. В них вы можете найти рекомендации по формированию и организации психокоррекционных групп, конспекты групповых занятий. В своей работе мы используем рекомендованные  Викторией Валентиновной аутотренинги,  релаксации, разминки в виде игр.

В книге «Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ» авторов Микляевых Натальи Викторовны,  Юлии Викторовны и Яровой Юлии Васильевны вы узнаете о современных подходах к анализу и моделированию ситуаций в целостном воспитательно-образовательном процессе и организации сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.

Познакомиться с системой взаимодействия педагогов с семьей можно в книге «Приходите к нам на праздник» авторов Сидоровой Людмилы Александровны, Шарифуллиной Кадрии Шавкатовны и Яговкиной Татьяны Викторовны. Также здесь можно найти сценарии праздников и развлекательных мероприятий.

«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», автором-составителем которой является Глебова С. В., можно познакомиться с системой работы с родителями и педагогическим коллективом. Издание содержит материалы, рассчитанные на педагогов с целью структуирования работы с родителями, а также конспекты мероприятий с участием родителей.

В сентябре месяце мы провели диагностику взаимодействия родителей и детей во время утреннего приема детей в группу, где отмечалось настроение ребенка и родителя, процедура раздевания, общение, прощание.

Также была проведена диагностика во время вечернего прощания детей с группой, куда вошли реакция ребенка на приход родителя, взаимодействие ребенка с родителем (разговоры, активность ребенка и родителя), настроение родителей, процедура сбора домой. Используя эти данные, с родителями велись индивидуальные беседы и консультации. В конце учебного года результаты диагностики изменились в положительную сторону.

Анкета: «Помогите нам, пожалуйста» помогла узнать какие родительские собрания, встречи, занятия, экскурсии хотят посетить родители, что необходимо учитывать, приглашая их на собрания, занятия и консультацию, наиболее свободные дни и часы недели, которыми располагают родители, какую помощь могут оказать сами родители в проведении совместных мероприятий.

По результатам анкеты был разработан перспективный план работы с родителями на год. В нем указывается месяц, планируемое мероприятие,  его цель, ответственный и дата проведения. В проведении мероприятий принимали участие воспитатели, логопед, дефектолог, психолог, медсестра лечебной физкультуры, музыкальный руководитель и сами родители.

К каждому собранию для родителей изготавливали пригласительные открытки, в которых было написано приглашение на собрание и даны памятки для родителей по воспитанию детей. В изготовлении данных открыток посильную помощь принимали сами дети.  В клювике открытки – «Утенок» можно написать приглашение, а если её развернуть, можно написать рекомендации и памятки по теме вашей встречи. На открытки – «Пингвин», приглашение и памятку можно написать с обратной стороны. Приглашение – «Ёлочка», содержит много листочков, на которых можно записать много полезной информации. Приглашение «Домик» в дальнейшем может послужить рамкой для фотографии. В красивом цветочке – книжке, откуда выглядывает пчелка или бабочка, можно записывать короткие советы.

Чтобы заинтересовать родителей предстоящей встречей, мы тщательно продумывали текст приглашения, два из которых предлагаем вашему вниманию.

В нашем банке данных собрано 25 памяток для родителей, 4 из которых разработаны нами.

Памятка «Для Вас родители» знакомит с режимом работы и услугами детского сада.

Чтобы узнать удовлетворены ли родители первым проведенным собранием, им были предложены вырезанные из цветной бумаги шарики, где они написали отзыв о проведенной встрече.

Очень интересно прошла совместная осенняя экскурсия. Наш детский сад находится в живописном месте, на окраине города. Мы смогли понаблюдать за домашними животными. Воспитатели показали родителям, как правильно провести наблюдение, на что следует обратить внимание и как задавать вопросы. Прямо на дорожке ребята нашли грибы. Педагоги вместе с детьми рассмотрели строение грибов, загадали загадку, провели беседу. Интересное наблюдение было около реки. Дети вспоминали, какой речка была весной и летом. Провели сравнительный анализ об изменениях в природе. Вспомнили правило поведения около водоемов. Родители, педагоги и дети играли в подвижные и пальчиковые игры. Ребята подкрепились на лоне природы и не забыли убрать все за собой. Лежащее неподалеку бревно помогло выполнить упражнения на равновесие. А какой золотой дождь они устроили вместе с воспитателями. Когда пришло время прощаться, дети не хотели идти домой, были даже слезы.

После проведенного мероприятия мы предложили родителям заполнить анкету «Проведение экскурсии с родителями» с целью выявить удовлетворенность данным мероприятием и как часто, по мнению родителей, они должны проводиться, что еще можно привнести в их организацию.

Интересное собрание было проведено в форме брейн-ринг «Этот чудный мир природы» между родителями и детьми двух групп. Перед началом собрания  в соответствии с темой был украшен музыкальный зал, организованна выставка поделок из природного материала, выполненная руками родителей вместе с детьми. В начале игры, после приветствия команд, родителей ознакомили с результатами предварительного анкетирования «С любовью к природе». После чего с детьми и родителями была проведена разминка в виде «мозгового штурма».  

Жюри, в составе старшего воспитателя и учителя-дефектолога, за правильные ответы награждали команды фишками. Между заданиями с детьми проводили пальчиковые и малоподвижные игры.

Дети рассказывали родителям стихи, выученные в группе с воспитателями. Родителям была предложена игра «Наборщик», со словом ЛЕСНИЧЕСТВО, а дети в это время выкладывали по контуру из семян фасоли узоры. Ребята показали родителям театрализованную сценку «Лиса и еж». В конце игры победила дружба, а дети получили в подарок от Лесовичка вкусные печенья в форме медвежат. Родители написали отзывы об игре на приготовленных заранее силуэтах.

Сможете ли вы собрать родителей на собрание 27 декабря, попробуйте, а у нас получилось. Единственным препятствием был карантин в группе, поэтому не все родители смогли подойти. Тема собрания была «Семейные традиции». Родители как всегда заполнили анкету, были сделаны пригласительные билеты.

Во время собрания, после короткой беседы, родители с детьми делали елочные украшения. И как не странно, многие из них пришли  в затруднение, они не сразу сообразили, что можно сделать из бумаги. Им также было предложено сделать экибано для новогоднего стола. Одна из мам выступила в роли деда Мороза. Дети рассказывали стихи, проводились совместные подвижные и малоподвижные игры. Был устроен конкурс загадок для детей и родителей. Наигравшись, родителям было предложено оформить новогоднюю открытку. На снеговике надо было продолжить фразу «Мне сегодня понравилось …», на елочке «В следующий раз мне бы хотелось …», а на облачке просто написать новогоднее поздравление. После чего все вместе сели пить чай.

Не одно родительское собрание у нас не проходит без игр и конкурсов. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями. Расслабиться, отдохнуть, снять напряжение после рабочего дня, помогает релаксация.

Объединение педагогов детского сада и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная педагогика

Статья "Социализация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами внеклассной работы по литературе"...

Индивидуальная интегрированная программа коррекционной работы дефектолога и педагогов дополнительного образования с ребёнком с ЗППР и нарушением ОДА

Программа предназначена для специалистов дошкольного образовательного учреждения при условии соответствующей квалификации кадров и нацелена на развитие и коррекцию детей с диагнозом задержка психорече...

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы...

Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики

В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...

ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с

1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...

ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группы АФК 191, АФК 192

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...

Коррекционная работа дефектолога в условиях дистанционного обучения

Коррекционная работа дефектолога в условиях дистанционного обучения...