«Методы и приемы активизации речевой деятельности детей»
презентация к уроку

Баринова Елена Геннадьевна
       К.Д.Ушинский доказал: 
«Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог родное слово!».
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Методы и приемы активизации речевой деятельности детей» Подготовила Е. Г. Баринова

Слайд 2

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста. К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Слайд 3

Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на: формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности; совершенствование способности к подражанию действиям ( эхопраксии ) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии ; развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков; формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение; формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного); профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Слайд 4

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант , Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы : наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами. Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности. Поговорим о них более подробно.

Слайд 5

Для активизации речевой деятельности и развития социально – коммуникативных функций рекомендуют использовать следующие приёмы: Диалог-образец. Разговор с самим собой. Параллельный разговор. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Распространение. Использование малых форм фольклора. Звукоподражание. Развитие речевого дыхания. Выбор. Поручения. Опосредованное общение. Пескотерапия . Продуктивные виды деятельности. Замещение. Музыкальные игры. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук Мнемотехника

Слайд 6

Мнемотехника - Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Мнемотаблицы используются для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

Слайд 7

Этапы работы с мнемотаблицей Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Слайд 8

Для детей младшего и среднего возраста Мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы. Для детей старшего возраста желательно рисовать мнемотаблицы в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 9

Составление рассказа по мнемотаблицам 1.Рассматривание мнемодорожек . 2.Составление предложений по мнемодорожкам . 3.Рассматривание мнемотаблиц . 4. Составление рассказа воспитателем. 5.Составление рассказа детьми .

Слайд 10

Пересказ рассказа по мнемотаблицам : 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2.Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста). 3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы . 4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу . 5.Коллективный пересказ. 6.Самостоятельный пересказ текста. 7.Анализ самостоятельных пересказов детей.

Слайд 11

Этапы работы над стихотворением: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу . 3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. 4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. 5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . 6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу .

Слайд 14

Примерный план ответа Наступила зима. Стало холодно, часто идет снег. На окнах от мороза остаются красивые узоры. Люди одевают теплую одежду. Скоро наступит новый год и мы будим украшать елку. К нам придет Дед Мороз и Снегурочка подарят нам подарки.

Слайд 15

Наступила зима. Часто идет снег. Снежинки все разные и очень красивые. Перелетные птицы (какие) улетели в теплые края. С нами остались зимующие птицы (какие ). На улице стало холодно, в дамах топят печки. Птицам трудно найти под снегом себе пищу. Люди строят кормушки и подкармливают птиц зерном, семечками, хлебом. Наступила зима. На небе много туч. Часто идет снег. Снежинки все разные и очень красивые. Девочки и мальчики любя зиму. Зимой можно лепить снеговика. Кататься на санках, коньках и лыжах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....

«Применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности – условие успешности процесса обучения детей с ОВЗ»

Выступление с докладом в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года России"...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проя...

Статья "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей на уроках английского языка".

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности детей  на уроках английского....