Адаптированная рабочая программа по тифлотехнике для слепых детей
рабочая программа (5 класс)

Сафронова Лариса Николаевна

Именно современные информационные технологии, в частности, обычный компьютер или смартфон, сегодня – один из важнейших инструментов адаптации людей, потерявших зрение.  На уроках «Тифлотехники»  незрячий ребенок, благодаря специальным программам, не глядя на экран, осваивает невизуальные навыки работы на компьютере. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Larisa\Pictures\2020-04-23\006.jpg

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету «Тифлотехника» для учащихся 5 класса (вариант 3.2)  ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Закон «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г. (с изменениями);
  •  Устав ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида;
  • Учебный план ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида;
  • Положение об адаптированной рабочей программе ФГОС ООО;
  • АООП ООО для слепых детей ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой (М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014) и ориентированной на работу по учебно-методическому комплекту:
  • Босова,Л.Л.  Информатика.  Программа  для  основной  школы.  5–6  классы.  7–9  классы  / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
  • Босова, Л. Л. Электронное приложение к учебнику  «Информатика.  5 класс»  /  Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Режим доступа : http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

Лица со зрительной депривацией при работе с информацией вынуждены использовать специфические технические средства, которые объединяются термином «тифлотехнические средства», т.е. средства, позволяющие людям с глубоким нарушением зрения получать, обрабатывать и передавать информацию. Самым распространенным видом тифлотехнических средств обработки информации в настоящее время является персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации и брайлевским (тактильным) дисплеем. Адаптированная программа для  слепых обучающихся «Тифлотехника» направлена сформировать у обучающегося с глубоким нарушением зрения необходимые умения и навыки использования современных тифлотехнических устройств, тем самым снижая информационный дефицит, делая визуальную информацию доступной без зрительного контроля.

Ввиду специфики обучения использованию тифлотехнических устройств и персонального компьютера с программой невизуального доступа и брайлевским дисплеем лиц с глубоким нарушением зрения, программа адаптирована для слепых детей.

Цели:

  • Формирование и развитие навыков использования тифлотехнических устройств доступа к информации;
  • Закрепление и развитие навыков работы на персональном компьютере с использованием брайлевского (тактильного) дисплея и программы невизуального доступа;
  • Закрепление и развитие навыков ориентирования в виртуальном пространстве.

Задачи:

  • Закрепление и развитие навыков ввода текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Освоение элементов управления компьютером;
  • Закрепление и развитие навыков ориентирования в виртуальном пространстве;
  • Развитие навыков использования восьмиточечного (компьютерного) брайля;
  • Развитие способности восприятия синтезированной речи;
  • Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

В 5 классе 3 незрячих. Для слепых учащихся характерны следующие особенности:

-обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы;

 -в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений;

- в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве;

- возникновение формализма и вербализма знаний;

- наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения;

-возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения;

-трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения)

II. Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Изучение предметов «Тифлотехника» и «Информатика» взаимосвязаны и  идут параллельно. Многие темы изучаются на обоих предметах, концентрически, т.е. несколько раз на протяжении основной школы на все более глубоком уровне от класса к классу.

 Предмет «Тифлотехника» обеспечивает возможность слепому обучающемуся успешно осваивать «Информатику» в полном объеме. Таким образом, при разработке рабочий программы данных предметов учитывается эта связь.

Нарушение зрения существенно ограничивает спектр доступных источников информации. Предмет «Тифлотехника» снижает информационный дефицит за счет использования всего арсенала современных электронно-цифровых тифлотехнических средств, что позволяет обучающимся с глубоким нарушением зрения использовать в учебном процессе практически любые источники информации, включая интернет-ресурсы и электронные учебные издания.

III. Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом школы для изучения п курса информатики  и ИКТ  выделено:

5 класс —  1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год;

        Поскольку отсутствует наличие учебника в рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля, учащиеся не имеют возможность изучать дополнительные разделы расширенного курса самостоятельно.

        Количество учебных часов в учебном плане скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения ГБОУ СКОЩИ№62.

IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Осознавать себя полноценной частью социума;
  • сопоставлять и корректировать восприятие окружающей среды с учетом полученных знаний;
  • демонстрировать способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • Сопоставлять учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области тифлотехники в условиях развития информационного общества;
  • Проявлять интерес к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов тифлотехники;
  • Применять в коммуникативной деятельности вербальную и невербальную формы общения.

Метапредметные результаты освоения:

  • Владеть тактильно-осязательным и слуховым способом восприятия информации;
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  •  Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Использовать полученные знания при изучении других предметов.

Предметные результаты освоения курса:

Знать:

  • Номенклатуру тифлотехнических средств невизуального доступа к учебной информации, используемых в основной школе;
  • Назначение и основные функции программы невизуального доступа к информации на экране компьютера;
  • Назначение и основные функции брайлевского (тактильного) дисплея;
  • Расположение и назначение элементов управления брайлевского (тактильного) дисплея;
  • Набор клавиатурных команд стандартной клавиатуры;
  • Набор клавиатурных команд брайлевского (тактильного) дисплея;
  • Основы восьмиточечной системы Брайля.

Уметь:

  • Ориентироваться в файловой структуре операционной системы Windows;
  • Ориентироваться в тексте и аудиокниге;
  • Выполнять основные операции с файлами и папками с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Выравнивать абзацы в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Изменять начертание и размер символов в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Запускать диспетчеры программы невизуального доступа JAWS и изменять некоторые настройки;
  • Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • Аргументировать свою точку зрения;

Владеть:

  • Приемами навигации по файловой структуре операционной системы Windows с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Приемами навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Приемами элементарного форматирования текста с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;
  • Элементарными настройками программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWS;
  • Приемами ввода команд с помощью кнопок брайлевского дисплея;
  • Вводом текстовой информации в восьмиточечной системе Брайля;

Элементарными навыками алгоритмизации действий по использованию тифлотехнических устройств доступа к информации.

Виды учебной деятельности учащихся на уроке тифлотехники,  с указанием кода.        

1 – чтение текста        

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Виды, формы контроля:

Самостоятельная работа- 4

Контрольная работа- 2

V. Содержание учебного предмета

Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей слабовидящих обучающихся и воспитанников.

На уроках незрячие дети и дети с остаточным зрением обучаются самостоятельному выполнению определенных трудовых операций, что дает возможность выработать уверенность в своих силах и способностях к полезной деятельности.

Уроки облегчают процесс самораскрытия, самопознания и самоутверждения детей, обеспечивают социальную абилитацию и адаптацию детей с ограничениями по зрению.

Ограниченные возможности и слабое здоровье обучающихсяшколы-интерната приводят к неизбежным пропускам части основных занятий по предмету «Информатика», поэтому на уроках «Информатика» по учебному плану III в. обучающиеся, одновременно с приобретением практических ИКТ-навыков, имеют возможность ликвидировать отставание от пропущенных ими изучавшихся ранее тем.

Совпадение большей части изучаемых тем связано с тем, что раздел "Информационные процессы" следовало бы изучить несколько глубже, иных устройств ввода информации позволяет учащимся получить в процессеобучения ранее недоступные им компетенции.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся.

  1. Использование компьютерной клавиатуры для ввода текстов – 21 часов

Техника безопасности. Цели и задачи предмета. Русская раскладка клавиатуры. Специальные символы и их обозначения. Компьютерные знаки. Использование клавиш клавиатуры: Основной буквенный ряд. Верхний буквенный ряд. Нижний буквенный ряд. Ввод слов, словосочетаний и предложений. Цифры. Знаки препинания. Английская раскладка клавиатуры. Основной буквенный ряд. Верхний буквенный ряд. Нижний буквенный ряд.

  1. Основы работы в операционной системе Windows – 10 часов

Основные технологии доступа к информации для инвалидов по зрению. Операционная система MicrosoftWindows 7: основные функции и компоненты. Рабочий стол. Панель задач. Работа с окнами Windows. Создание и удаление файлов и каталогов.

  1. Числовая информация – 3 часа

Программа Калькулятор. NumLock Calculator

  1. Резерв – 2 часа

Карточки с контрольными заданиями подготавливаются для каждого обучающегося рельефно-точечным шрифтом Брайля. Конкретные задания подбираются преподавателем с учетом индивидуальных особенностей и общего уровня подготовки обучающегося.

Критерии оценивания:

Оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся за полное, самостоятельное, быстрое и безошибочное выполнение задания.

Оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся за выполнение задания с незначительными ошибками или за использование незначительной помощи преподавателя.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся за выполнение основной части задания с использованием помощи преподавателя.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся при условии не выполнения им основной части задания.

Данная программа не является окончательной, возможно наполнение её другим содержанием, в зависимости от имеющихся и используемых в учебном процессе программных продуктов, выделяемых учебных часов и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников школы-интерната. В связи с постепенным переходом российского образования на стандарты нового поколения, а также с ожидаемым выходом специального федерального государственного стандарта образования детей с нарушениями зрения, программа данного предмета, несомненно, будет переработана в дальнейшем.

За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется каждую четверть.

VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1

2

3

4

Использование компьютерной клавиатуры для ввода текстов

Основы работы в операционной системе Windows

Числовая информация

Резерв

19

10

3

2

•Осознавать себя полноценной частью социума;

сопоставлять и корректировать восприятие окружающей среды с учетом полученных знаний;

демонстрировать способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

Сопоставлять учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области тифлотехники в условиях развития информационного общества;

Проявлять интерес к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов тифлотехники;

Применять в коммуникативной деятельности вербальную и невербальную формы общения.

Знать:

Номенклатуру тифлотехнических средств невизуального доступа к учебной информации, используемых в основной школе;

Назначение и основные функции программы невизуального доступа к информации на экране компьютера;

Назначение и основные функции брайлевского (тактильного) дисплея;

Расположение и назначение элементов управления брайлевского (тактильного) дисплея;

Набор клавиатурных команд стандартной клавиатуры;

Набор клавиатурных команд брайлевского (тактильного) дисплея; Основы восьмиточечной системы Брайля.

Уметь:

Ориентироваться в файловой структуре операционной системы Windows;Ориентироваться в тексте и аудиокниге;

Выполнять основные операции с файлами и папками с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

Выравнивать абзацы в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

Изменять начертание и размер символов в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевскогодисплея;Запускать диспетчеры программы невизуального доступа JAWS и изменять некоторые настройки;

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;Аргументировать свою точку зрения;

Владеть:

Приемами навигации по файловой структуре операционной системы Windows с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

Приемами навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

Приемами элементарного форматирования текста с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевскогодисплея;Элементарными настройками программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWS;

Приемами ввода команд с помощью кнопок брайлевского дисплея;Вводом текстовой информации в восьмиточечной системе Брайля;

Владеть тактильно-осязательным и слуховым способом восприятия информации;

Соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

 Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Использовать полученные знания при изучении других предметов

VII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

  1. «Клавиатуры для ввода текстов» Составитель Е.А.Созонович – Москва 2012.
  2. Методическое пособие для инвалидов по зрению «Основы работы в операционной системе Windows» Составитель К.А Лапшин – Москва 2012.
  3. Методическое пособие для инвалидов по зрению «Введение в технологию сканирования и распознавания текстов» Составители К.А. Лапшин, Е.Е. Арнопольский – Москва 2012.
  4. Методическое пособие для инвалидов по зрению «Основы работы с текстовым процессором MicrosoftWord» Составитель К.А. Лапшин – Москва 2012
  5. Методическое пособие для инвалидов по зрению «Основы работы с табличным процессором MicrosoftExcel» Составитель К.А. Лапшин – Москва 2012
  6. Методическое пособие для инвалидов по зрению «Основные принципы обмена информацией с использованием глобальной сети Интернет» Составители К.А. Лапшин, Е.Е. Арнопольский – Москва 2012.
  7. Ахметов К. Windows 95 для всех. - М.: «КомпьютерПресс», –  1997.
  8. Белов Н.В. 10-ти пальцевый метод набора вслепую на компьютере. Русский и английский языки. Быстрый и правильный набор вслепую. «Харвест», – 2007.
  9. Богумирский Б. Энциклопедия Windows- 98. – «Питер», –  1999.
  10. Бондаренко С. 100 лучших программ для офиса. Популярный самоучитель. СПб.: «Питер». 2005.
  11. Киселёв А.В. Шаг к прозрению. – (Электронный ресурс). - http://www.tiflocomp.ru/docs/step/index.php
  12. Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих (Электронный ресурс) –  http://www.tiflocomp.ru.
  13. Компьютерные технологии. –  СПб.: «Чтение».
  14. Курс звуковых занятий для начинающих незрячих пользователей компьютерной техники. –  (Электронный ресурс). –  http://www.tiflocomp.ru/download/audio/.
  15. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2008. –  960 с.
  16. Методическое пособие по эксплуатации компьютерной техники для незрячих пользователей. Звуковое учебное пособие. –  М.: ОООИ «Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов», 2003. –  на 5 кассетах.
  17. Морли С. Windows-95 иллюстрированное пособие для слепых и слабовидящих пользователей. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2003.
  18. Пасько В.  Колесников А. Самоучитель работы на персональном компьютере .–  Киев, 1999.
  1. Российская компьютерная система восьмиточечных кодов Брайля. // Математическое обеспечение брайлевского принтера «EVEREST». Руководство пользователя. –  М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1996. –  24 с.
  1. Рощина М.А. Основы компьютерных тифлотехнологий. –  Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2007. – 60 с.

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система
  • Программа Jaws
  • Аппаратно-программый комплекс «Читающая машина»
  • Брайлевский дисплей к персональному компьютеру
  • Брайлевский принтер
  • Электронная лупа
  • Рельефообразующий аппарат
  • Аппарат для чтения цифровых «говорящих книг» на флеш-картах

Условия обеспечения учебного процесса

Для эффективного обучения практическим приемам использования тифлотехнических устройств доступа к информации без визуального контроля, необходимо следующее техническое и программное обеспечение:

  1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом с большим столом, на котором можно свободно расположить необходимые тифлотехнические устройства, рельефно-графические пособия и прибор для письма по Брайлю.
  2. Каждое рабочее место должно быть оснащено достаточно мощным персональным компьютером со стандартной клавиатурой, высококачественным монитором 19 дюймов и активной акустической системой с возможностью подключения индивидуальных наушников. Манипулятор мышь должен отсутствовать.
  3. Каждое рабочее место должно быть оснащено брайлевским (тактильным) дисплеем, совместимым по расположению и назначению элементов управления с дисплеем Focus 40 Blue.
  4. Каждый обучающийся должен быть обеспечен тифлофлешплеером для прослушивания учебных материалов и записи необходимой звуковой информации.
  5. На учебных компьютерах должна быть установлена операционная система Windows актуальной версии, интегрированный пакет офисных приложений MicrosoftOffice актуальной версии и программа невизуального доступа к информации на экране компьютера, обеспечивающая полный доступ к прикладному программному обеспечению и совместимая по функционалу и системе команд с программой JAWS forWindows.

Требования к программному и аппаратному обеспечению

1. Программа невизуального доступа к информации на экране компьютера. Программа позволяет слепым пользоваться возможностями персонального компьютера, включая Интернет, путём осуществления вывода информации с экрана компьютера на синтезатор речи и/или на тактильный (брайлевский) дисплей.

Технические и функциональные характеристики (требования) к программе невизуального доступа:

  • Наличие русскоязычного синтезатора речи;
  • Поддержка синтезаторов речи VocalizerDirect;
  • Поддержка 64-разрядных синтезаторов в стандарте SAPI5;
  • Русифицированный интерфейс;
  • Возможность комфортно работать в основных приложениях операционной системы Windows, а также в приложениях пакета Microsoft Office и других популярных приложениях;
  • Возможность работы в браузерах Microsoft Internet Explorer, GoogleChrome и Firefox без необходимости переформатировать документ для упрощённого представления;
  • Обеспечение доступа к технологиям Adobe PDF, AdobeFlash и JAVA;
  • Набор клавиатурных команд, который может быть расширен пользователем;
  • Возможность эмуляции манипулятора «мышь» при помощи клавиатурных команд, В том числе эмуляция таких действий как drag-and-drop;
  • Поддержка приложений Windows со стандартным интерфейсом без необходимости их специальной конфигурации;
  • Набор сервисных утилит (диспетчеров), позволяющих настраивать как глобальную конфигурацию, так и параметры для отдельного приложения;
  • Язык скриптов, позволяющий сделать доступным любое нестандартное приложение;
  • Удобная система онлайн-справки, позволяющая пользователю самостоятельно осваивать возможности программы;
  • Поддержка тактильного (брайлевского) дисплея без необходимости установки дополнительных драйверов;
  • Отображение информации на тактильном (брайлевском) дисплее в стандартном восьмиточечном русском брайле;
  • Поддержка ввода информации со встроенной клавиатуры тактильного (брайлевского) дисплея в стандартном восьмиточечном русском брайле;
  • Поддержка виртуального курсора;
  • Наличие функции «FlexibleWeb» - (Функция избирательного чтения на веб-страницах, исключающая озвучивание ненужных пользователю элементов);
  • Программа должна быть обеспечена полным сопровождением со стороны российского дилера.

Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является JAWS forWindows американской компании FreedomScientific. Ее используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых.

2. Брайлевский (тактильный) дисплей. Тактильный Дисплей - это устройство, обеспечивающее не только возможность вывода текста при помощи 40 (20 или 80) рельефных символов, но и ввода информации с помощью встроенной клавиатуры Перкинса. Оно подключается и к персональному компьютеру, и к всевозможным мобильным устройствам (планшеты, смартфоны и проч.).

Технические и функциональные характеристики (требования) к брайлевскому (тактильному) дисплею:

  • Поддержка беспроводной технологии Bluetooth;
  • Эргономичное расположение кнопок управления;
  • Бесшовный дизайн между ячейками, позволяющий пользователю ощущать точки Брайля как на бумаге;
  • 40 обновляемых ячеек;
  • 8-клавишная клавиатура Перкинса с двумя дополнительными кнопками SHIFT;
  • Кнопка маршрутизации курсора (роутинга) над каждой ячейкой Брайля;
  • 2 кнопки панорамирования на передней панели, 2 кнопки-качельки для перемещения по строке, 2 кнопки выбора;
  • Кнопки переключения режимов расположены с обеих сторон дисплея для быстрого перемещения по файлам, спискам, меню, а также строкам, предложениям или абзацам;
  • Режим ускоренного чтения, который позволяет настроить дисплей на работу с 20 ячейками Брайля;
  • Возможность выбора жесткость рельефных точек дисплея;
  • Подключение USB кабелем, либо беспроводное подключение Bluetooth с не менее, чем 20 часовой работой от батареи;
  • Поддержка режима BrailleStudy (интерактивный инструмент для обучения системе Брайля);
  • Устройство должно быть обеспечено полным сопровождением со стороны российского дилера.

Приведенным требованиям отвечает брайлевский дисплей Focus 40 Blue.

Приложение

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Элементы содержания

(базовые понятия)

Кол-во часов

Использование компьютерной клавиатуры для ввода текстов – 19 часов

Техника безопасности в компьютерном классе

1

Цели и задачи предмета

1

Клавиатура компьютера

Клавиатура компьютера Русская раскладка клавиатуры.

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Знать постановку рук. Уметь тренировать руки на быстрое и безошибочное нахождение исходной позиции. Уметь вводить изучаемые буквы с использованием клавиши пробела.

1

Обозначения и соглашения.

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Знать постановку рук. Уметь тренировать руки на быстрое и безошибочное нахождение исходной позиции. Уметь вводить изучаемые буквы с использованием клавиши пробела.

1

Специальные символы и их обозначения

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь возвращать пальцы в исходную позицию. Уметь вводить буквы верхнего ряда в чередовании с буквами основного ряда.

1

Специальные символы и их обозначения

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

1

Компьютерные знаки

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Уметь возвращать пальцы в исходную позицию. Уметь вводить буквы нижнего ряда в чередовании с буквами основного ряда.

3

Закрепление пройденного

2

Использование клавиш клавиатуры. Основной буквенный ряд

компьютерный практикум

Уметь вводить буквы верхнего, основного и нижнего рядов. Уметь вводить слова, словосочетания и предложения

2

Использование клавиш клавиатуры. Верхний буквенный ряд. Знаки препинания

компьютерный практикум

1

Повторение и закрепление пройденного. Нижний буквенный ряд.

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Отработка ввода арабских цифр, римских цифр, знаков препинания. Отработка ввода предложений со всеми изученными знаками препинания.

1

Повторение и закрепление пройденного. Ввод слов, цифр.

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

1

Английская раскладка клавиатуры. Основной буквенный ряд

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Знать постановку рук. Тренировка рук на быстрое и безошибочное нахождение исходной позиции. Уметь вводить изучаемые буквы с использованием клавиши пробела.

1

Основной буквенный ряд

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

1

Английская раскладка клавиатуры. Верхний буквенный ряд

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Уметь возвращать пальцы в исходную позицию. Уметь вводить буквы верхнего ряда в чередовании с буквами основного ряда.

Английская раскладка клавиатуры. Нижний буквенный ряд

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Уметь возвращать пальцы в исходную позицию. Уметь вводить буквы нижнего ряда в чередовании с буквами основного ряда. Уметь вводить знаки препинания, слов, словосочетаний и предложений

1

Выполнение упражнений

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

Уметь возвращать пальцы в исходную позицию. Уметь вводить буквы нижнего ряда в чередовании с буквами основного ряда. Уметь вводить знаки препинания, слов, словосочетаний и предложений

1

Контрольная работа №1

1

Основы работы в операционной системе Windows – 10 часов

Основные технологии доступа к информации

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Знать основные технологии доступа к информации для инвалидов по зрению

1

Операционная система

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Знать операционную система MicrosoftWindows 7: основные функции и компоненты

1

Рабочий стол. Панель задач

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь включать и выключать компьютер. Уметь настраивать Рабочий стол. Определять характеристики компьютера. Определять комбинацию клавиш для переключения на русский (английский) язык

1

Самостоятельная работа

1

Работа с окнами Windows

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Знать кнопки управления состоянием окна

1

Самостоятельная работа

1

Создание и удаление файлов и каталогов

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь настраивать программное окно программы «Проводник». Уметь создавать и удалять файлы и каталоги

1

Самостоятельная работа

1

Копирование и переименование объектов

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь получать представление о буфере обмена ОС Windows. Освоить основные приемы копирования и переименования файлов и каталогов

1

Самостоятельная работа

Уметь получать представление о буфере обмена ОС Windows. Знать основные приемы копирования и переименования файлов и каталогов

1

Числовая информация – 3 часа

Программа Калькулятор. NumLock Calculator

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь владеть вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе.

1

Программа Калькулятор. NumLock Calculator

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

Уметь владеть вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе.

1

Контрольная работа № 2

5 – итоговое тестирование

Уметь владеть вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе.

1

Резерв

1

Резерв

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей

Выпускная курсовая работа "Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей"...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по информатике для слепых детей

Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая гото...

Адаптированная рабочая программа по информатике для слепых и слабовидящих обучающихся (7-9доп. класс)

Данная рабочая программа расчитана на пролонгированное обучение (4 года) детей с ОВЗ и ориентированна на учебник Л.Л. БосовоЙ Информатика 7-9 класс....