Внеурочная деятельность «Логоритмика»
календарно-тематическое планирование

Яковчик Ольга Михайловна

Внеурочная деятельность «Логоритмика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmikafgos.docx72.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная)   школа № 60»

                                                                               

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К)Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Программа

 Образовательная область

Коррекционный курс. Логопедия

Внеурочная деятельность

«Логоритмика»

1-4 класс

 

Новосибирск

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логоритмика» для обучающихся первого - четвёртого класса с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС О УО
  • Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15

Методические документы:

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общая характеристика программы внеурочной деятельности по логоритмике

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию  у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики  доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности.  

Любые ритмичные движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства  рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Описание места учебного предмета

Программа разработана по курсу "Логоритмика" для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Сроки освоения программы: 4 года.

Объём учебного времени за 4 года:

1класс - 66 часов

2 класс - 68 часов

3 класс - 68 часов

4 часа - 68 класс  

За 4 года -270 час                      

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Одним из выходов из этой ситуации является обучение таких детей логоритмике. При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категория детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.

Формы организации учебного процесса по предмету:

  • занятие;
  • практическая работа под контролем учителя.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • беседа;
  • работа с наглядным и раздаточным материалом;
  • работа с различными предметами;
  • совместная практическая деятельность обучающегося и учителя.

Методы:

  • демонстрация натуральных объектов;
  • наглядные пособия, раздаточный материал;
  • использование информационных компьютерных технологий;
  • занимательные упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • использование игровых приёмов;
  • ролевые игры.

Личностная цель: формировать потребность во взаимодействии с окружающими.

Задачи: 1) формировать активность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

2) формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

3) формировать и закреплять у обучающихся ритуалы школьного поведения.

Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;

2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3) обращаться за помощью и принимать помощь.

Предметная цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

1) воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы активности взамен патологических;

2) развивать фонематическое восприятие и фонематические представления слухового внимания и памяти;

3) развивать дыхание, моторные и сенсорные функции, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

4) развивать выразительность движений как средства самовыражения.

Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.

1) научить работать по предложенному плану;

2) научить работать в общем темпе.

Коррекционная цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи: 1) уточнять артикуляцию;

2) развивать фонематическое восприятие;

3) расширять лексический запас;

4) развивать слуховое внимание и двигательную память;

5) совершенствовать общую и мелкую моторику;

6) вырабатывать четкие, координированные движения во взаимосвязи с речью;

7) развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты;

8) развивать творческую фантазию и воображение.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные:

Минимальный уровень

1) положительное отношение к школе, к предмету;

2) проявление интереса к языковой и речевой деятельности;

3) доброжелательное отношение к одноклассникам и взрослым

4) первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

5) слушать указания и инструкции учителя.

Достаточный уровень

1) положительное отношение к школе, к предмету;

2) потребность к языковой и речедвигательной активности

3) доброжелательное отношение к одноклассникам, взрослым; проявляет сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

4) сотрудничает со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

5) выполняет указания и инструкции учителя.

Предметные и коррекционные:

Минимальный уровень:

1) выполнять двигательный упражнения по образцу

2) выделение заданного звука из ряда других звуков

3) уметь ориентироваться в пространстве и выполнять движения в заданном направлении с помощью учителя

4) умеет выполнять упражнения, направленные на выработку правильной воздушной струи по подражанию

5) вокализирует гласные по силе и высоте

6) выполняет несколько артикуляционных поз по образцу учителя

7) выполняет пальчиковую гимнастику и ряд физических упражнений с помощью и по показу учителя

Достаточный уровень:

1) выполнять двигательные упражнения по словесной инструкции

2) выделение заданного звука, слога, слова из ряда других звуков, слогов, слов

3) уметь ориентироваться в пространстве и выполнять движения в заданном направлении по словесной инструкции

4) правильно выполняет упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха по словесной инструкции

5) владеет интонационной и выразительной стороной речи

6) правильно выполняет комплекс артикуляционных упражнений по словесной инструкции

7) выполняет пальчиковую гимнастику и физические упражнения по словесной инструкции

Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике

 Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.

Наглядно – зрительные (показ):

- тактильно-мышечная наглядность ;

- наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка).

Словесные: описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция. Практические: 

- игровой метод – используется при разучивании новых упражнений;

- соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных упражнений.

Принципы организации логоритмических  занятий

Общедидактические принципы:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.

3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов.

4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к выполняемым заданиям.

5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.

 6. Принцип доступности  и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.

7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

 Специфические принципы:

1. Принцип учета уровня развития ребёнка: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.  

2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм логоритмического воздействия.

 3.  Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

4. Принцип комплексности.  

Основные требования к умениям обучающихся

-согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером;

-ходить равномерным широким шагом, бегать легко и ритмично, сохраняя во время движения данный учителем темп и переходить с одного темпа на другой;

-ходить и бегать в колонне по одному и парами, змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя во время движения несложные задания;

-двигаться в колонне по одному, по два, по три, сохраняя правильное расстояние в колонне и чётко прекращать движение по сигналу;

-ориентироваться в пространстве, уступать друг другу дорогу, воспитывать навыки выдержки и поочерёдности движений;

-запоминать ряд последовательных движений и действий, отличающихся друг от друга, выполнять ряд действий с мячом, кубиками по предварительной инструкции;

-развивать чувство равновесия, ритмичность и координированность движений; воспринимать и передавать в движении акцент и несложный ритмический рисунок.

-следить за правильностью дыхания при выполнении двигательных, музыкальных и речевых упражнений.

-чётко произносить поставленные звуки.

-следить за интонационной выразительностью речи.

Содержание курса (1-4) логоритмических занятий

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.  

 Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

 Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

 Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

  Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

 Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

 Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Примерное тематическое планирование

1 класс

Количество часов - 66 часов

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

Вводная ходьба

1

Совершают правильную ходьбу и бег. Ходят и бегают друг за другом в колонне, по одному и парами. Меняют направление движений по заданию учителя; совершают ходьбу и бег змейкой, по кругу. Совершают  быструю остановку по сигналу; выполняют во время ходьбы и бега несложные задания.

Динамические упражнения

3

Согласовывают движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук.

Артикуляционные упражнения

4

Выполняют упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в занимательной форме ; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи;

Чётко произносят звуки, слоги и слова со звуками, предусмотренными программой по произношению.

Дыхательная гимнастика

5

Выполняют упражнения на развитие плавного речевого дыхания, голоса.

Фонопедические и оздоровительные упражнения

5

Выполняют упражнения, направленные на развитие силы, высоты, тембра голоса.

Упражнения на развитие внимания и памяти

3

Выполняют упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти.

Чистоговорки

5

Выполняют упражнения, направленные на правильное произношение не только отдельных звуков но и целых слов, а также выполняют упражнения на развитие речевого слуха и дикции, обогащают словарный запас.

Речевые игры

5

Выполняют  речевые игры направленные на активизацию и развитие словарного запаса; коррекцию слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Ритмические игры

5

Ходят в темпе музыки; выполняют общеразвивающие упражнения в темпе музыки. Выполняют во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходят змейкой. Запоминают ряд последовательных движений и действий.

Пение песен

5

Поют песни, выполняют движения совместно, согласовывая со словами песни.

Пальчиковые игры и сказки

5

Выполняют пальчиковые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Участвуют в театрализации русских народных сказок.

Элементарное музицирование

5

Играют на музыкальных инструментах, отбивая заданный учителем ритм или под музыкальное сопровождение.

Театральные этюды

2

Участвуют в инсценировке коротких рассказов с использованием мимики и жестов. Передают движениями содержание и форму данного произведения.

Коммуникативные игры

5

Принимают участие в играх, направленных на взаимодействие детей друг с другом.

Подвижные игры, хороводы, физминутки

8

Выполняют упражнения, позволяющие ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии. Дети соревнуются, передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр.  Выполняют упражнения с предметами (флажками, мячами, обручами). Играют в подвижные игры.

Тематическое планирование для обучающихся 1 класса

2 часа в неделю

Тема

Дата

Котёнок - шалун

Машина

Часы

Ветер

Дождик

Лужи

Весёлые человечки

Пришла осень

Листопад

Птицы улетают

Заботливое солнышко

Надоедливые мухи

Мышка и кошка

Весёлый ручеёк

Непослушная неваляшка

Облака

Колокольчик

Маленькие ножки

Друзья помогли

Русская берёзка

Тополиные пушинки

Яблоневый цвет

Весёлые инструменты

Весёлые ноты

Старый дом

Мышки - шалунишки

  1.  

На качелях

Сладкий сон

Смелые гуси

Поросята - трусишки

Учёные мартышки

Мы - шофёры

Вкусный арбуз

Смелый капитан

Не хотим мы больше спать

Мои умелые руки

Радость

Лестница

Я всё умею

В лес за грибами

Сосулька

Станем мы деревьями

Проказник  ветер

Заботливое солнце

Рыбка плавала в пруду

Весёлый оркестр

Пришла весна

Насекомые над лугом

Весёлый цирк

Весенняя капель

Мамины помощники

Обжора

Хочу быть птичкой

Паучок - ткач

Дождевые червячки

Облака

Лужи-зеркала

Юные спортсмены

Интересно всё вокруг

Футболисты проказники

Утренние заморозки

Поиграем в мяч

Мы - ребята - мастера

Такой разный дождь

Приготовили обед

Карманов много у меня

Примерное тематическое планирование

2 класс

Количество часов - 68 часов

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

Вводная ходьба

1

Совершают правильную ходьбу и бег. Ходят и бегают друг за другом в колонне, по одному и парами. Меняют направление движений по заданию учителя; совершают ходьбу и бег змейкой, по кругу. Совершают  быструю остановку по сигналу; выполняют во время ходьбы и бега несложные задания.

Динамические упражнения

3

Согласовывают движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук.

Артикуляционные упражнения

4

Выполняют упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в занимательной форме ; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи;

Чётко произносят звуки, слоги и слова со звуками, предусмотренными программой по произношению.

Дыхательная гимнастика

5

Выполняют упражнения на развитие плавного речевого дыхания, голоса.

Фонопедические и оздоровительные упражнения

5

Выполняют упражнения, направленные на развитие силы, высоты, тембра голоса.

Упражнения на развитие внимания и памяти

3

Выполняют упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти.

Чистоговорки

6

Выполняют упражнения, направленные на правильное произношение не только отдельных звуков но и целых слов, а также выполняют упражнения на развитие речевого слуха и дикции, обогащают словарный запас.

Речевые игры

5

Выполняют  речевые игры направленные на активизацию и развитие словарного запаса; коррекцию слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Ритмические игры

5

Ходят в темпе музыки; выполняют общеразвивающие упражнения в темпе музыки. Выполняют во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходят змейкой. Запоминают ряд последовательных движений и действий.

Пение песен

5

Поют песни, выполняют движения совместно, согласовывая со словами песни.

Пальчиковые игры и сказки

6

Выполняют пальчиковые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Участвуют в театрализации русских народных сказок.

Элементарное музицирование

5

Играют на музыкальных инструментах, отбивая заданный учителем ритм или под музыкальное сопровождение.

Театральные этюды

2

Участвуют в инсценировке коротких рассказов с использованием мимики и жестов. Передают движениями содержание и форму данного произведения.

Коммуникативные игры

5

Принимают участие в играх, направленных на взаимодействие детей друг с другом.

Подвижные игры, хороводы, физминутки

8

Выполняют упражнения, позволяющие ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии. Дети соревнуются, передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр.  Выполняют упражнения с предметами (флажками, мячами, обручами). Играют в подвижные игры.

Тематическое планирование для обучающихся 2 класса

2 часа в неделю

Тема

Дата

Хлеб

Соль

Сухарь

Сахар

Молоко

Масло

Утро

Солнечный денёк

Дождливая погода

Такой разный ветер

Цветник

Бедный заяц

Лесничество

Дубрава

Цирк

Кенгуру

Добрый гном

Зимушка - зима

Снегурочка

Где живёт мороз

Ледокол

Весёлый новый год

Смешной клоун

Зимовье зверей

Зима в лесу

Олень и лень

Опасная змея

Носорог и рог

Новый дом

Хорошее и плохое

Хочу всё знать

Праздник

Путешествие по сказкам

На качелях

Вежливость

Транспорт

Глаза - помощники мои

Мой друг

Любимая мама

Весна

Кукольный домик

Проказник - ветер

Кошкин дом

Дождь

Всех украшают волосы

Весна пришла!

Спор

Беспорядок

Вежливость

Глупая ворона

Старый пень

Заяц и ёжик

Весной

Трусливый барсучок

Капризная корова

Лесной бал

Непослушный Мишутка

Правила для всех!

Разговор кукол

Хвастливый Колобок

Сытая кошка

Заготовки на зиму

Яблоки-снегири

Птицы прилетели

В лесу весной

Пока скворец не прилетел

Купание воробьёв

Прилетели журавли

Примерное тематическое планирование

3 класс

Количество часов - 68 часов

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

Вводная ходьба

1

Совершают правильную ходьбу и бег. Ходят и бегают друг за другом в колонне, по одному и парами. Меняют направление движений по заданию учителя; совершают ходьбу и бег змейкой, по кругу. Совершают  быструю остановку по сигналу; выполняют во время ходьбы и бега несложные задания.

Динамические упражнения

3

Согласовывают движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук.

Артикуляционные упражнения

4

Выполняют упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в занимательной форме ; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи;

Чётко произносят звуки, слоги и слова со звуками, предусмотренными программой по произношению.

Дыхательная гимнастика

5

Выполняют упражнения на развитие плавного речевого дыхания, голоса.

Фонопедические и оздоровительные упражнения

5

Выполняют упражнения, направленные на развитие силы, высоты, тембра голоса.

Упражнения на развитие внимания и памяти

3

Выполняют упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти.

Чистоговорки

6

Выполняют упражнения, направленные на правильное произношение не только отдельных звуков но и целых слов, а также выполняют упражнения на развитие речевого слуха и дикции, обогащают словарный запас.

Речевые игры

5

Выполняют  речевые игры направленные на активизацию и развитие словарного запаса; коррекцию слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Ритмические игры

5

Ходят в темпе музыки; выполняют общеразвивающие упражнения в темпе музыки. Выполняют во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходят змейкой. Запоминают ряд последовательных движений и действий.

Пение песен

5

Поют песни, выполняют движения совместно, согласовывая со словами песни.

Пальчиковые игры и сказки

6

Выполняют пальчиковые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Участвуют в театрализации русских народных сказок.

Элементарное музицирование

5

Играют на музыкальных инструментах, отбивая заданный учителем ритм или под музыкальное сопровождение.

Театральные этюды

2

Участвуют в инсценировке коротких рассказов с использованием мимики и жестов. Передают движениями содержание и форму данного произведения.

Коммуникативные игры

5

Принимают участие в играх, направленных на взаимодействие детей друг с другом.

Подвижные игры, хороводы, физминутки

8

Выполняют упражнения, позволяющие ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии. Дети соревнуются, передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр.  Выполняют упражнения с предметами (флажками, мячами, обручами). Играют в подвижные игры.

Тематическое планирование для обучающихся 3 класса

2 часа в неделю

Тема

Дата

В берёзовой роще

Башмачник

Барабанщик

Речной вокзал

Юные пожарные

Сушь

Шёлк

Всем нужна борода

Скрипач и сверчок

Часовщик

Недовольная сова

Кот и метла

Хорёк и хомяк

Радуга

Родина

Не дождался

Переполох

Зима

Обжора

Конный двор

Кленовый сок

Стирка

По водицу

Апельсин

Засолка капусты

Волшебник

Балалайка

Дудочка

Бубен и сто

Баян, барабан и рояль

Дом и ворота

В домике

Бабушка

Замок

Кольцо

Орешки

Опасное купание

В лесу

Белка

Дом за кустом

Заяц и лиса

Слон и мышка

Кошка и мышка

Гусь и кошка

Белка и ворона

Колючий клубок

Пёс и лошадь

Динозавры

Забор

Осьминог

Коровушка

Ленивый лев

Упрямые козлы

Крокодил

Пеликан

Царственная семейка

Жираф

Пчёлка

Весна

Паук и муха

Собака и грач

Волк и лось

Буратино

Кузнец

Телефон

Муха - цокотуха

Майская песенка

Тихий час

Примерное тематическое планирование

4 класс

Количество часов - 68 часов

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

Вводная ходьба

1

Совершают правильную ходьбу и бег. Ходят и бегают друг за другом в колонне, по одному и парами. Меняют направление движений по заданию учителя; совершают ходьбу и бег змейкой, по кругу. Совершают  быструю остановку по сигналу; выполняют во время ходьбы и бега несложные задания.

Динамические упражнения

3

Согласовывают движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук.

Артикуляционные упражнения

4

Выполняют упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в занимательной форме ; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи;

Чётко произносят звуки, слоги и слова со звуками, предусмотренными программой по произношению.

Дыхательная гимнастика

5

Выполняют упражнения на развитие плавного речевого дыхания, голоса.

Фонопедические и оздоровительные упражнения

5

Выполняют упражнения, направленные на развитие силы, высоты, тембра голоса.

Упражнения на развитие внимания и памяти

3

Выполняют упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти.

Чистоговорки

6

Выполняют упражнения, направленные на правильное произношение не только отдельных звуков но и целых слов, а также выполняют упражнения на развитие речевого слуха и дикции, обогащают словарный запас.

Речевые игры

6

Выполняют  речевые игры направленные на активизацию и развитие словарного запаса; коррекцию слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Ритмические игры

5

Ходят в темпе музыки; выполняют общеразвивающие упражнения в темпе музыки. Выполняют во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходят змейкой. Запоминают ряд последовательных движений и действий.

Пение песен

5

Поют песни, выполняют движения совместно, согласовывая со словами песни.

Пальчиковые игры и сказки

5

Выполняют пальчиковые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Участвуют в театрализации русских народных сказок.

Элементарное музицирование

5

Играют на музыкальных инструментах, отбивая заданный учителем ритм или под музыкальное сопровождение.

Театральные этюды

2

Участвуют в инсценировке коротких рассказов с использованием мимики и жестов. Передают движениями содержание и форму данного произведения.

Коммуникативные игры

5

Принимают участие в играх, направленных на взаимодействие детей друг с другом.

Подвижные игры, хороводы, физминутки

8

Выполняют упражнения, позволяющие ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии. Дети соревнуются, передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр.  Выполняют упражнения с предметами (флажками, мячами, обручами). Играют в подвижные игры.

Тематическое планирование для обучающихся 4 класса

2 часа в неделю

Тема

Дата

Игрушки

Именинница Иринка

Игрушки для девочек

Игрушки для мальчиков

Сказки

Маленький городок

Русские народные сказки

Козёл и капуста

Части тела

Одежда

Посуда

Волшебный котелок

Мебель

Мягкая мебель

Продукты

Холодильник

Геометрические формы

Углы

Солнце

Музыкальные инструменты

Подручные "Музыкальный инструмент". Кастрюля, ложки

Подручные "Музыкальный инструмент". Поверхность стола

Овощи

Овощи на земле

Овощи под землёй

Овощи сырые

Овощи варёные

Овощи солёные

Овощи далёких стран

Фрукты

Фрукты с косточкой

Цветы

Цветы и имена детей

Сказка о цветах

Цветы в лесу

Растения

Загадки о растениях

Растения на воде

Ёлочки в лесу

Сосны в бору

Берёзки. Хоровод берёзок

Стихи о берёзке

Листья осенью

Красавицы рябинки

Грибы

Сказка о мухоморе

Грибы в лукошке

Грибы - поганки

Дикие животные

Запасы белки

Помощь зайке

Ягода в лесу

Умный ёжик

Маленькая мышка

Дикие птицы

Болтливая сорока

Птенцы

Зимующие птицы

Домашние птицы

Улитка

Мышь и улитка

Черепаха

Черепаха и улитка

Животные жарких стран

Домашние животные

Крова и коза

Лошадь

Домашние птицы

Материально-техническое оснащение кабинета

Материальное

название

Количество ( шт.)

1.

Стол  ученический

2

2.

Стул  ученический

5

3.

Шкаф  для  наглядных  пособий

1

4.

Шкаф-пенал

1

5.

Доска  классная

1

6.

Стол  учителя

1

7.

Стул учителя

1

Учебники

название      

1.

Технология организации логопедического обследования О.Е.Грибова

личная

2.

Нарушения речи у школьников

Е.П.Фуреева, В.Шипилова, .В.Филиппова

личная

3.

«Веселые скороговорки для «непослушных звуков» И.Г. Сухин, Ярославль 2004г.

личная

4.

Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. В.К.Воробьёва

личная

5.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Е.А. Алябьева, М. 2005г.

личная

6.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Е.Ф.Архипова

личная

7.

Словарь логопеда. В.И.Селиверстов

личная

8.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л.Н.Ефименкова

личная

9.

Логопедия практическое пособие. В.И.Руденко

личная

10.

Дидактический материал по коррекции произношения звуков г,к,х. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

личная

11.

Коррекция акустической дисграфии. Е.В.Мазанова

личная

12.

Альбом для логопеда. О.Б.Иншакова

личная

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Название

1

100 скороговорок для развития речи

2

Укрепляем память

3

Мелкая моторика-гимнастика для пальчиков

4

Логопедические тетради по автоматизации звуков

5

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

6

Веселые уроки - развиваем память, внимание, мышление

Мониторинг

ФИ обучающегося_____________________________________________

Дата зачисления______________________________________________

Класс________________________________________________________

1. Состояние орального праксиса:

выполняет самостоятельно в полном объёме - 5 баллов

выполняет самостоятельно не в полном объёме - 4 балла

по показу в полном объёме - 3 балла

выполняет по показу не в полном объёме - 2 балла

частично выполняет заданный ряд артикуляционных упражнений - 1 балл

не выполняет, отказ от выполнения задания - 0 баллов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

2. Состояние просодической и динамической стороны речи

темп

речь отсутствует - 0 баллов

медленный - 1 балл

ускоренный - 2 балла

нормальный - 3 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

ритм

не воспринимает, не воспроизводит - 0 баллов

воспроизводит с помощью учителя - 1 балл

воспринимает и воспроизводит с незначительными ошибками - 2 балла

воспринимает и воспроизводит без ошибок - 3 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

интонация

речь отсутствует - 0 баллов

монотонная - 1 балл

чаще монотонная - 2 балла

снижено модулирование - 3 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

дыхание

низкий объём речевого дыхания - 1 балл

снижен объём речевого дыхания - 2 балла

недостаточный объём речевого дыхания - 3 балла

без особенностей - 4 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

голос

речь отсутствует - 0 баллов

снижена сила голоса - 1 балл

без особенностей - 2 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

3) Состояние звукослоговой структуры слова

речь отсутствует - 0 баллов

затруднено воспроизведение односложных слов - 1 балл

затруднено воспроизведение двусложных слов - 2 балла

затруднено воспроизведение трёхсложных слов - 3 балл

затруднения в воспроизведении многосложных слов и фраз - 4 балла

не испытывает затруднения в воспроизведении многосложных слов и фраз - 5 баллов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

4) Состояние фонематического восприятия

речь отсутствует - 0 баллов

не сформировано - 1 балл

грубое недоразвитие - 2 балла

затруднено - 3 балла

не испытывает затруднения - 4 балла

сформировано в полном объёме - 5 баллов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

5) Состояние общей моторики

нарушение общей моторной сферы - 0 баллов

наблюдается общая моторная неловкость - 1 балл

моторика развита слабо - 2 балла

моторика развита не в полном объёме - 3 балла

моторика достаточно развита - 4 балла        

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

6) Состояние мелкой моторики

моторика рук не развита - 0 баллов

частично развита - 1 балл

почти развита - 2 балла

развита в полном объёме - 3 балла

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...