Конспект занятия: "Я - ученик"
план-конспект

Минаева Светлана Сергеевна

Материалы занятия могут быть использованы в работе педагога - психолога с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ya_-_uchenik.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального занятия

Тип урока: комбинированный

Тема: «Я - ученик!»

Цель: Формирование навыков произвольности и учебного поведения в деятельности

Образовательные задачи:

  • актуализировать знания учащегося по теме: «Правила учебного поведения»;
  • актуализировать знания учащегося по теме: «Школьные принадлежности»;
  • закреплять представления о названии школьных предметов, школьных принадлежностях в процессе выполнения практической деятельности;
  • расширять словарный запас учащегося через речевое взаимодействие с ним;
  • тренировать  умения выполнять действия по наглядному образцу и словесной инструкции;
  • тренировать умение ориентироваться на плоскости и в малом пространстве;

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать эмоциональные проявления, умения управлять своим состоянием в процессе обучения;
  • развивать навыки произвольности в деятельности;
  • корригировать и развивать навыки устойчивости слухового и зрительного внимания;
  • развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • корригировать и развивать моторику, координацию движений;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательную активность, любознательность;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать умения взаимодействовать с взрослым;
  • обучать элементарным правилам учебного поведения;
  • формировать компетенции «Я – ученик»;

Здоровьесберегающие задачи:

  • создавать благоприятный психологический климат;
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • контролировать правильную посадку ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания

Оборудование: мяч; пособия: мягкие формы (кирпичики), кочки, «Следы»; пиктограммы «Настроение»; ромашка «Правила поведения»; карточки с загадками; предметы: линейка, тетрадь, книга, карандаш, ластик, портфель; индивидуальные карточки «Найди картинки - отгадки и раскрась»; микрофон «Детские песни»; мешок с карточками «Названия школьных предметов с условным знаком»; индивидуальные карточки «Объедини школьные принадлежности в группы»; творческие материалы для изготовления поделки «Закладка для книги»; шаблон поделки «Закладка для книги».

Ход занятия

Этапы

Виды работы на этапе

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Организационный этап

Приветствие обучающегося

Задание 1: "Выбор карточки "Настроение" (грустное / веселое)";

Задание 2: «Улыбка»

1. Предлагает ребенку рассмотреть карточки – пиктограммы и произвести выбор;

2. По образцу выполнить мимическое движение.

Задание 3: «Психогимнастика для детей»

Выполнение упражнений из комплекса: «Психогимнастика для детей»

Приветствие педагога

Задание 1: Рассматривание картинок «настроение», выбор «настроения» (выбор карточки, прикрепление на доске);

Задание 2: Выполнение по образцу мимического движения (улыбка)

Задание 3:

Выполнение по образцу упражнений из комплекса: «Психогимнастика для детей»

учить элементарным правилам приветствия при взаимодействии с педагогом; создавать положительный эмоциональный настрой; организовывать внимание

II. Подготовительный этап

Задание 1: «Знакомство» Совместное выполнение задания.

Предлагает ребенку ответить на вопросы по определенному алгоритму. Демонстрирует образец речевого высказывания.

Оборудование: мяч

Задание 2: «По дорожке – по мостику – по кочкам»

Предлагает выполнить определенные передвижения в пространстве в соответствии с инструкцией: «Пройти по дорожке, перешагнуть через кирпичики, пройти по кочкам», удерживая равновесие. Оказывает практическую помощь при выполнении задания

Оборудование: мягкие формы (кирпичики), кочки, «Следы»

3. Сообщение темы занятия

Задание 1: Выполнение упражнения по образцу.

Отвечает на вопросы педагога по определенному алгоритму.

Задание 2: Выполнение определенных передвижений в пространстве в соответствии с инструкцией

снимать мышечное напряжение, развивать мозговую активность; организовывать внимание

III. Актуализация опорных знаний

Задание 1: "Ромашка с правилами"

Совместное обсуждение с ребенком правил поведения в школе.

В процессе обсуждения педагог оказывает помощь ребенку при выкладывании на плоскости «лепестков» с правилами.

Оборудование: «лепестки» с правилами поведения

Задание 2: «Портфель ученика»

Загадывает загадки по теме «Школьные принадлежности». Формулирует инструкцию. Оказывает практическую помощь при отгадывании загадок и выборе предметов – отгадок.

Оборудование: карточки с загадками; предметы: линейка, тетрадь, книга, карандаш, ластик, портфель

Задание 3: "Графическое упражнение «Найди предметы - отгадки на картинке и раскрась»

Инструкция: «Найди на картинке предметы (школьные принадлежности), которые положили в портфель» (задание №2), раскрась».

При необходимости оказывает помощь в припоминании, актуализации запоминаемого материала.

Оборудование: 

индивидуальные карточки; цветные карандаши

Задание 4: "Графическое упражнение «Объедини предметы в группы «название урока – необходимые школьные принадлежности»»

Актуализирует знания о школьных предметах (названия уроков)

Вопросы для беседы: «Вспомни названия школьных уроков. Какие уроки тебе нравятся? Какие уроки не нравятся?»

Организует работу по выполнению задания (произвольный выбор таблички «название школьного предмета», поиск картинок (школьные принадлежности к определенному уроку)), графическое оформление (обведение карандашом определенного цвета группы картинок).

Оказывает помощь при выполнении задания.

Оборудование:

«волшебный мешочек с карточками «Названия школьных предметов с условным знаком»; индивидуальные карточки; цветные карандаши

Задание 1:

 Выбирает «лепесток», заслушивает текст, участвует в обсуждении, выкладывает на плоскости лепестки в форме цветка «Ромашка», повторяет правила поведения.

Задание 2:

Отгадывает загадки. Осуществляет поиск отгадок (реальные предметы) – собирает портфель ученика. Называет предметы; при затруднениях – выполняет задание совместно с педагогом

Задание 3: Выполняет графическое упражнение: рассматривает картинку, находит картинки –отгадки, раскрашивает.

Задание 4:

Отвечает на вопросы. Выполняет графическое упражнение:

осуществляет

- произвольный выбор таблички «название школьного предмета»;

- поиск картинок (школьные принадлежности к определенному уроку),

- обведение карандашом определенного цвета группы картинок

При затруднениях – выполняет задание совместно с педагогом

активизировать познавательную деятельность,

учить действовать в соответствии с инструкциями, предъявляемыми для восприятия на слухо – зрительной, слуховой и зрительной основе;

помогать в правильном выполнении заданий для достижения задач коррекции и развития

IV. Динамическая пауза

Подвижная игра: «Веселый звонок»  

Выполнение определенных действий – движений под определенную музыкальную композицию.

Формулирует инструкцию, осуществляет подробный разбор этапов. Демонстрирует образец выполнения действий и движений под определенную музыкальную композицию.

Оборудование: микрофон «Детские песни»

Выполняет определенные действия – движения под определенную музыкальную композицию.

При затруднениях – выполняет задание по образцу.

предупреждать появление признаков утомления, снимать мышечное напряжение

V. Закрепление полученных знаний

Творческое задание: «Закладка для учебника»

Загадывает загадку (ответ – учебник, книга).

Предлагает на выбор несколько видов заготовок закладки.

Предлагает украсить закладку с помощью материалов для творчества.

Оказывает практическую помощь.

Организует мини – беседу по теме «Чувства и ощущения во время выполнения творческого задания».

Отгадывает загадку. Осуществляет самостоятельный выбор заготовки, материалов для творчества. «Украшает» заготовку в соответствии  с собственными представлениями и предпочтениями. Демонстрирует работу, участвует в обсуждении на заданную тему.

При затруднениях – выполняет задание совместно с педагогом

развивать способность использовать знания и умения в процессе самостоятельного выполнения работы;

корригировать и развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию; способствовать снятию эмоционального напряжения  и формированию положительного отношения к выполняемой деятельности

VI. Подведение итогов

Активизирует деятельность по оформлению речевого высказывания при ответе на вопросы.

Вопросы:

- Тебе понравилось занятие?;

- Какие задания понравилось выполнять; какие было легко выполнить; какие вызывали затруднения?

- Вспомни, как должен себя вести настоящий ученик?

Рефлексия в виде графического изображения пиктограммы настроения.

«Нарисуй свое настроение».

Отвечает на вопросы.

«Рисует» собственное настроение в виде пиктограммы.

Благодарит за работу на занятии.

установить положительную обратную связь для сохранения позитивного настроя;

учить элементарным правилам прощания, выражения благодарности при взаимодействии с педагогом

                               

                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Презентация занятий с учеником

В презентации представлено расписание занятий и фотоматериалы по 5 предметам: зрительно-слуховая стимуляция, тактильная стимуляция, коммуникативная стимуляция, стимуляция обонятельной чувствительности...

Индивидуальная программа занятий с учеником.

Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретного ученика 10  класса, проявляющего повышенный интерес к изучению географии и необходима для подготовки к единой государственной аттестации...

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А».

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ 3 Г КЛАССА (С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ). ШКОЛА № 7, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН.

Занятие разработано для коррекционных классов школьников начальной школы (3 класс), имеющих ментальные нарушения. Это конспект занятия по внеклассной работе, посвященное теме - лето по приметам. Прово...

Конспект занятия по теме "Познай себя и других" для учеников 5-6 класс

Конспект занятия разработан для учеников 5-6 классов с целью развития личностных и коммуникативных УУД. В процессе занятия делается акцент на личностные особенности, интересы, увлечения, качества...