Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А».
план-конспект на тему

Конивец Ирина Васильевна

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР.

«Звук и буква А».

Задачи:

1. Образовательные:

познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;

учить выделять звук [а] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова.

2.Коррекционно-развивающие:

корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;

развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.

3. Воспитательные: формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: наборное полотно, касса букв, «Городок букв», предметные картинки, паровоз с красными вагончиками, индивидуальные зеркала, фишки для поощрения правильных ответов.

Ход урока

1. Организация начала урока

Логопед: Здравствуйте ребята.

2. Подготовка  к усвоению нового материала

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Мы пришли к доктору, у нас болит горло (рассматриваем картинку в «Букваре»). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Все широко открывают рот и произносят звук [а]. Теперь возьмем зеркало и посмотрим, какое у нас горлышко. Наблюдаем, где лежит язык, мешает ли он нам произносить звук.

Дети: Нет.

Логопед: Мы можем этот звук спеть. Все вместе поем песенку звука [a] и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках.) Поем колыбельную песенку со звуком [a]. Это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы.

Логопед: Посмотрите в зеркальце и произнесите еще раз этот звук. Как мы его назвали?

Дети  повторяют хором и индивидуально.

Коррекция фонематического слуха. Игра «Поехали- поехали»

Дети  изображают руками движение поезда. Логопед показывает картинки и называет их. Примерный набор картинок: автобус, нос, альбом, гриб, арбуз, дом. Если в слове учащиеся слышат звук [а], они кладут руки на парту и говорят «приехали». Логопед  помогает им в этой игре и в случае неверного движения некоторых школьников возвращается к произнесению слова, акцентируя звук [а]. Если в слове нет заданного звука, дети  продолжают движение поезда. Игру можно выполнять стоя у парты. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются игровой фишкой. Фишкой могут награждаться и слабо успевающие дети, для которых помощь логопеда оказывается действенной.

3. Изучение нового материала

Знакомство с буквой

Логопед: Звук можно записать буквой. (Учитель пишет на доске большую и маленькую буквы: Аа. )

Затем показывает разборную большую букву, раскладывает ее на элементы и устанавливает их правильное расположение.

Дети выходят к доске  и под руководством логопеда  пишут буквы на доске. Далее дети получают конверты с разборной прописной и строчной буквами и выкладывают у себя на парте большую и маленькую буквы.

Физкультминутка с речевым сопровождением:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

(Дети повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.)

4. Закрепление изученного материала

Работа с букварной страницей

Рассматривание в квадрате напечатанных букв. Чтение их. Разбор картинки «Девочка на приеме у врача»

Логопед: Какой звук произносит девочка, чтобы врач лучше сумел посмотреть ей горлышко.

Дети : звук А

Логопед : Как вы думаете, почему врач всегда просит произнести этот звук? Давайте еще раз посмотрим в зеркало и произнесем звук [a]. Где лежит язык? Преграды никакой нет. Язык не мешает свободно проходить голосу. Вспомните: как мы назвали такой звук?

Дети: Гласный

Логопед: Гласные буквы в «Букваре» всегда будут обозначены красным цветом.

Чтение буквы А под картинкой.

Логопед: Кто произносит этот звук?

Для чего она это делает?

Дадим девочке такое имя, чтобы оно начиналось со звука [а].

Что говорит Аня?

Повторите мне все предложение.

Посчитайте, сколько в нем слов.

Какое последнее слово?

Поощрение первоклассников игровыми фишками. Пение песенки со звуком [а] по мере движения указки учителя и детей от одной буквы до другой (сначала по прямой линии, потом по волнистой).

Работа по развитию звукового анализа. Рассматривание картинок. Называние каждого предмета, нарисованного на картинке, соотнесение его с обобщающим названием («Аист — это птица»), показ, где «написано» слово и где нарисован предмет. Выделение первого звука в слове по схеме. Объяснение, какой это звук.

Логопед: Какого цвета дан квадратик для буквы а?

Дети: Красного.

Логопед: Какие еще слова вы помните, которые начинаются со звука [а]?

Логопед помогает вспомнить имя девочки, картинки в «Букваре» и др. Награждение игровыми фишками.

Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Володя). Рассматривание картинки, продолжение работы по выделению первого звука в слове, установление сходства изображенного на второй картинке предмета с буквенным знаком.

Нахождение буквы в классной кассе, ее демонстрация классу. Произнесение соответствующего звука. Знакомство с «Городком букв». Размещение в красном домике на первой улице буквы а.

5. Подведение итогов

Логопед: Какой звук мы сегодня изучали, а какую букву?

Какая работа понравилась?

Посчитайте, сколько у каждого фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква О»

Занятие можно использовать при обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточнсотью....

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»

Конспект логопедического занятия  в 1 классе «Звуки и буквы»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"

Цель данного занятия: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М"....

Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) "Звук [ы] буква ы".

:  развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через восприятие звука [ы]; формировать умение дифференцировать понятия «звук [ы]» и «буква Ы&raq...