Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) "Звук [ы] буква ы".
план-конспект на тему

Дикая Наталья Александровна

:  развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через восприятие звука [ы]; формировать умение дифференцировать понятия «звук [ы]» и «буква Ы»; закреплять навыки образования и употребления существительных именительного падежа множественного числа с окончанием –ы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y_bukvy_y.docx1011.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ы]  буква ы.

Цель:  развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через восприятие звука [ы]; формировать умение дифференцировать понятия «звук [ы]» и «буква Ы»; закреплять навыки образования и употребления существительных именительного падежа множественного числа с окончанием –ы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять звук из потока;  уметь соотносить звук с буквой; уметь образовывать множественное число существительных.

Метапредметные: учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Личностные: положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики;  зеркала; ; раздаточный материал (приложение 1, 3 слова со звуком [ы]; приложение 3 -  тренажер «Найди букву Ы»; ), презентация «Один-много»; раздаточный материал (на каждого учащегося); запись на доске, тетради, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед приветствует детей и просит занять их места.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы на нашем занятии мы могли четко и ясно все слова выговаривать и проговаривать, нужно сделать артикуляционную гимнастику.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00fa/000089b1-b4506ebe/img2.jpg

  1. Дыхательная гимнастика

Отработка правильной  воздушной струи, работа с воздушными ветрячками.

-Давайте вспомним, как мы запускали с вами воздушные ветрячки. Нужно положить язык на нижнюю губу и пустить воздушную струйку строго посредине язычка, не раздувая щеки.

-Возьмите воздушные ветрячки. Приготовились! Начали!

  1. Знакомство с темой

-Назовите картинки (на доске предметные картинки: сыр, дым, рыба, рысь) (приложение 1)

-Назовите предметы, которые отвечают на вопрос: кто это? (ответы детей: рыба, рысь) что это? (дым, сыр)

-Какой звук есть во всех этих словах? (дети выделяют звук [ы] )

-С каким звуком мы будем сегодня работать? (сегодня на занятии мы будем работать со звуком [ы], а также вспомним,  какой буквой обозначается этот звук.

  1. Основная часть
  • Дифференциация звука [ы] и буквы ы. Тренажер «Найди букву Ы».

Мы услыхали от совы,
Что нет слов на букву 
Ы.

-Возьмите красный карандаш и закрасьте те части рисунка, в которых видите  букву ы. (приложение 2)

Описание: hello_html_4e07edfa.jpg

  • Дидактическая игра «Поймай звук»  (если услышишь звук [ы] хлопни в ладоши)

Развитие фонематического восприятия.

- Сыграем и игру «Поймай звук». Если вы услышите звук [ы], то нужно хлопнуть в ладоши.

на уровне звуков: а, у, ы, а, о, ы, э;

на уровне слога: ым, ум, ыр, ал, ыл, ды, мы, ма, ло, сы, па;

на уровне слова: сыр, мак, мыть, пол, пыль, рука, копыта, стол, мышка, конь, дыра, кран, крыса.

  • Определение  звука [ы] в слове.

Развитие звукового анализа.

-Посмотрите на доску. Что вы видите?  (изображения).

Далее логопеди вывешивает на доску звуковые сетки с позицией звука в середине и конце слова.

-Почему нет сетки со звуком [ы] в начале слова? (потому что слова на [ы]  не начинаются).

На доске предметные картинки: тыква, дыня, рыба, корыто, кеды, шахматы, часы. (приложение 3)

Учащиеся по очереди подходят к доске, выбирают изображение , определяют место звука [ы]  в слове и вешают к нужной сетке.

  •  Дидактическая игра с мячом «Один - много». Презентация.  (логопед называет существительное в единственном числе, а дети - множественное число)

Развитие грамматического строя речи.

-Сейчас мы сыграем с вами в игру: Смотрите на экран, там появится изображение предмета. Кто поймает мяч от меня, тот превращает это слово во множественное число, не завывая, что в конце слова появится звук [ы].

-Итак, внимание на экран: арбуз … Аня! Превращай! (арбузы)

В этот момент на экране появляется второе изображение и подписи к изображениям для проверки ответов).

 Арбуз – арбузы, гора – горы, тюльпан – тюльпаны, коза- козы, шкаф – шкафы, мост – мосты, кукла – куклы, телефон – телефоны, апельсин – апельсины.

(приложение 4)

  1. Физминутка

Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – появились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

  1. Закрепление пройденного материала. Работа в тетради
  • Запись числа.

-Дети, запишите сегодняшнее число.

  • Минутка чистописания (прописывание буквы ы).

- В строчке пропишите буквы Ы по моему образцу.

Логопед следит за постановкой рук, осанкой учащихся.

  • Работа с раздаточным материалом.

Логопед раздает всем учащимся карточки с заданиями:

- Рассмотрите и назовите картинки. Соедините их в пары. Запишите  пары слов – названий картинок.

Абрикос – абрикосы, шар - шары, ирис-ирисы, конфета – конфеты.

(для каждого учащегося)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0c54f4248d5d2c22127f6dfc05a5beb5&n=13&exp=1 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34dd7cb588f2988f35a64c5582956d79&n=13&exp=1http://ramki-photoshop.ru/prazdnik/prazdnik23.pnghttps://i.pinimg.com/736x/c7/96/d6/c796d6367e7610677aebd70f06be8805--art-flowers-flower-art.jpg

http://rylik.ru/uploads/posts/2015-08/1440396040_iris-14.png

http://www.playcast.ru/uploads/2014/04/24/8350026.png

http://www.playcast.ru/uploads/2013/12/24/6946919.pnghttp://itd3.mycdn.me/image?id=835058363634&t=20&plc=WEB&tkn=*E1DrvBsQkKYVLQznkRAZqeAKRls

 (приложение 5)

  1. Итог занятия. Рефлексия.

-С каким звуком мы сегодня работали?

-Дайте характеристику звуку [ы].

-Кто считает, что справился со всеми заданиями?

-Кто затрудняется?

-Что нам помогло выполнить все задания на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»

Конспект логопедического занятия  в 1 классе «Звуки и буквы»...

Конспект логопедического занятия в классах НОДА

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...