Конспект логопедического занятия в классах НОДА
план-конспект на тему

Илюшина Ольга Львовна

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия представлен как образец работы в разных зонах специально оборудованного логопедического кабинета для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом)

Тема:        Дифференциация звуков [з]-[ж] (групповое занятие, 1 класс).

Задачи:

Коррекционно-обучающая-

Учить различать на слух звуки [з], [ж]

Коррекционно-развивающая-

Уточнение и сравнение артикуляции звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики, грамматического строя речи; развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательная- воспитание культуры речи.

Оборудование: зеркала, картинка мимозы, индивидуальные карточки, дидактический материал.

Ход занятия.

Структура занятия

Предполагаемые действия и

ответы детей

Учащиеся работают в 1 зоне

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Займите рабочие места.

Ответьте на вопросы:

  • Какой сегодня месяц?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какое сегодня число?

Дети встают за конторки.

Сегодня март месяц.

Сегодня день недели среда.

Сегодня 1 число.

2. Артикуляционная гимнастика

-Возьмите зеркала, делаем следующее упражнения:

  • заборчик, улыбка, хоботок,
  • заборчик, блинчик, вкусное варенье,
  • почистили верхние зубки, теперь нижние, чашечка.

Выполняют упражнения

3. Введение в тему.

- Ребята, буквы спрятались, узнайте их.

- Прочитайте эти буквы.

- Ребята, какие звуки обозначаются этими буквами?

(Мягкий звук з, называется, но в работу не включается)

Разгадывают заштрихованные буквы З и Ж. Прочитывают.

Называют соответствующие звуки.

4. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков

- Дайте характеристику звуку [з], какой он?

- Как расположены: губы, язык?

- Проверьте работу голосовых связок.

Аналогичная характеристика даётся звуку [ж].

- Давайте послушаем, закройте уши руками и произнесите

звуки [з], [ж]. Что заметили?

- Сделайте вывод. Что общего у звуков [з], [ж]?

- Чем эти звуки отличаются?

- Поэтому важно научиться различать эти звуки.

Учащиеся испытывающие трудности в построении ответов могут обратиться в IV зону за подсказкой.

Согласный, звонкий, твёрдый

[з]- в улыбке, у нижних зубов,

[ж]- рупором, чашечкой.

Согласные, звонкие, твёрдые

Местом образования преграды

5. Развитие фонематического слуха

а) Ребята, послушайте внимательно слоги и повторите за мной:

За-жа           жа-за-жа

Зи-жи           жи-зи-жи

Зу-жу           жу-зу-жу

Жоз              аз-аж

Зож               уз-уж

Произносят слоговые дорожки

б).Слуховой диктант слов.

Хлопнуть, если услышите «з», топнуть, если услышите «ж».

 признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика ,

Дети топают и хлопают.

6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Приготовили свои ладошки. Кто скажет, какие осадки выпадают весной? Правильно дождик. Давайте поиграем в дождик. По левой руке бьём одним пальцем, теперь двумя, тремя, и т. д.

Дождик.]

Дети хлопают в ладоши.

Переход во 2 и 3 зоны

7. Работа в тетрадях

- Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию «з» или «ж»):

пожар, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный,

вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил,    кружить, грузить.

- Проверяем. Читаем по цепочке.

Дети записывают слова в два столбика в тетради, поочерёдно работают у доски, затем проверяют.

8. Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Давайте проверим. Что это за цветок?

Желтые огоньки

На веточке сидят

И на нас глядят.

(Мимоза.)

- Составляем звуковую схему.

-Записываем отгадку в тетрадь и на доске.

- Проверяем у доски.

- Сколько слогов в слове?

- Назовите первый слог.

- Назовите 1 звук, последний слог,  предпоследний звук.

Да. Давайте.

Мимоза. Демонстрация картинки.

В слове мимоза 3 слога, потому что 3 гласных.

-ми

[м], -за,  [з

9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные буквы: з, ж:    

 _иму мы _дали,

 _иму мы _вали.

Ну_на _имой шуба,

Ну_ны _имой сани

                          Ё_ик   пол_ёт   в   овра_ек.

                          Тя_ело   нагру_ены   во_ы.

_вонкое   пение   стри_ей   слышно   из   далека.

Наше   _вено   называют   дру_ным.

Песню   раннюю   _апел   в   ла_ури   _аворонок.

Раздаются карточки, дети выполняют задание.

Учащиеся переходят в 4 зону

10. Динамическая пауза. Игра с мячом.

 Изменить слова по образцу, отмечая чередования з—ж:

Образец: возить - я вожу.

Резать - _________...

скользить — ___________..

мазать —.__________

грузить —.____________..

сказать —.____________

заказать —._______________..

отказать —.____________..

Поймав мяч, ребёнок изменяет слово, называет и отправляет мяч ведущему.

11. Игра «Собери предложения»

-Ребята, нужно собрать предложения из слов, которые «разбросаны» на столе.

зажигают Зимой рано огни:

не было дорог Раньше железных.

костёр разожгли Мы

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Покажите схему этого предложения.

 

Зимой рано зажигают огни.

Раньше не было железных дорог.

Мы разожгли костёр.

Дети показывают схемы.

12. Подведение итогов. Рефлексия.

-Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

- Покажите зелёную карточку кто научился различать звуки [з], [ж], красную – кому трудно.

- Вспомните, какие звуки учились различать?

- Что у этих звуков общего?

- Чем они различаются?

- Спасибо за работу, до свидания.

Проводят самооценку.

Называют звуки: «з»  «ж».

Согласные, звонкие, твердые.

Местом образования преграды.

Учитель-логопед МАОУ СОШ № 154

Илюшина О.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Презентация к докладу по теме: "Логопедическая работа в классах НОДА"

Данная презентация подготовлена для сопровождения доклада по этой теме....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...