Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
опыты и эксперименты

Полуэктова Людмила Николаевна

 сатье размещен материал о социализации обучающихся с ОВЗ  через доступную практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.

 Дети с ОВЗ также как и все дети нуждаются в развитии, общении с окружающими, игровой деятельности. Ведь у каждого человека, независимо от обстоятельств и жизненных трудностей, в которых они находятся, существуют свои потребности и стремление к росту, развитию.

 

Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

  •  специальные условия обучения и воспитания:
  • специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
  • оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
  • обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
  • создание условий для коммуникации;
  •  мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

    Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей  в школе применяются   новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться  активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

     Важным компонентом процесса социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательной работе. Занятия необходимо проводить с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.

   Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка (окружающий социальный мир),  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся. Уроки математики, чтения, письма (математические представления, речь и альтернативная коммуникация) так же дают большой простор для социализации с опорой на практическое применение изучаемого материала.

   В процесе работы фиксируются как положительные, так и отрицательные  моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.

 Опыт работы  показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные внеурочные мероприятия (изготовление кормушек, уборка и озеленение пришкольной территории).

 Исходя из потребностей общества и имеющейся материально - технической базы  в школе ведется профессионально-трудовое обучение  по направлениям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд.    

Знания и умения,  полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества различного уровня. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа.   С этой целью проводятся беседы, экскурсии, презентации.

   Жизнь обучающихся не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо  расширить социальный опыт, круг общения детей.  С этой целью проводятся выходы на различные мероприятия, проходящие вне стен учебного заведения, культурно-массовые мероприятия, посещение выставок, библиотеки, экскурсии .

Такая деятельность представляют собой  практическую значимость так как позволяет обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки  социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.

Регулярно проводится мониторинг умений и практических знаний, который отслеживает развитие и возможность их использования в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах,  в которых участвуют и побеждают наши дети.

     Система  работы по социализации и адаптации реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.

Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Обучающиеся знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов стараниями педагогов.

Работа по социализации обучающихся с опорой на практическую деятельность направлена на:

- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей   обучающихся, их самовыражения и самоопределения,

- повышения и поддержания познавательного интереса,

- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации  каждого обучающегося.

Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве.  Поэтому школа активно взаимодействует и старается активно участвовать во всех мероприятиях села.

.

  Безусловно, не все обучающиеся с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение  работы в данном направлении: работать в содружестве  с общественными организациями, культурными учреждениями города.

     Следующим направлением деятельности является  спортивно-оздоровительная работа,  которая   включает в себя проведение спортивных мероприятий -  весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

     Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

   Систематически проводимая в данном направлении работа обязательно принесет  положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знания,  которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в  выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы  поступают в высшие и средние специаль...

«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».

Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....

Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.

Данна презентация  рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....