Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
опыты и эксперименты
сатье размещен материал о социализации обучающихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
Дети с ОВЗ также как и все дети нуждаются в развитии, общении с окружающими, игровой деятельности. Ведь у каждого человека, независимо от обстоятельств и жизненных трудностей, в которых они находятся, существуют свои потребности и стремление к росту, развитию.
Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
- специальные условия обучения и воспитания:
- специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
- оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
- обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
- создание условий для коммуникации;
- мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Важным компонентом процесса социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательной работе. Занятия необходимо проводить с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка (окружающий социальный мир), развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся. Уроки математики, чтения, письма (математические представления, речь и альтернативная коммуникация) так же дают большой простор для социализации с опорой на практическое применение изучаемого материала.
В процесе работы фиксируются как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные внеурочные мероприятия (изготовление кормушек, уборка и озеленение пришкольной территории).
Исходя из потребностей общества и имеющейся материально - технической базы в школе ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд.
Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества различного уровня. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа. С этой целью проводятся беседы, экскурсии, презентации.
Жизнь обучающихся не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо расширить социальный опыт, круг общения детей. С этой целью проводятся выходы на различные мероприятия, проходящие вне стен учебного заведения, культурно-массовые мероприятия, посещение выставок, библиотеки, экскурсии .
Такая деятельность представляют собой практическую значимость так как позволяет обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.
Регулярно проводится мониторинг умений и практических знаний, который отслеживает развитие и возможность их использования в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах, в которых участвуют и побеждают наши дети.
Система работы по социализации и адаптации реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.
Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Обучающиеся знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов стараниями педагогов.
Работа по социализации обучающихся с опорой на практическую деятельность направлена на:
- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения,
- повышения и поддержания познавательного интереса,
- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого обучающегося.
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Поэтому школа активно взаимодействует и старается активно участвовать во всех мероприятиях села.
.
Безусловно, не все обучающиеся с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, культурными учреждениями города.
Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение спортивных мероприятий - весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Систематически проводимая в данном направлении работа обязательно принесет положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-420212-1394948376.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы поступают в высшие и средние специаль...
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-873149-1552974298.jpg)
Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.
Данна презентация рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....