«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
статья на тему

Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Социализация детей с ОВЗ

через организацию внеурочной деятельности».

Подготовила воспитатель ГПД

Лукьянова Елена Геннадьевна

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.

Основной целью работы любой школы 8 вида является социальная адаптация  её будущих выпускников, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать  в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт.

Ведущим звеном системы работы по социальной адаптации учащихся в коррекционной школе,  является курс социально-бытовой ориентировки. Однако эффективность работы по данному курсу напрямую зависит от четкой и правильной организации воспитательного воздействия на учащихся во внеурочное время. При этом внеурочная деятельность не копирует занятия по социально-бытовой ориентировке, но в ней осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных обучающимися на уроках СБО. Происходит автоматизация умений, формирование  полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Другими словами внеурочная деятельность  создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

Что же включает в себя понятие «адаптивная среда» во внеурочной деятельности?

  • Это индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
  • Экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
  • Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.
  • Деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.

Все мероприятия с детьми, исследовательская, социально значимая, творческая и кружковая деятельность в рамках адаптивной среды во внеурочное время должны быть направлены на моделирование реальных ситуаций и анализ учащимися своего отношения к ним, или поведения в них.

При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:

- выдержанность общих целей и задач работы;

- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;

- её общественно – полезная направленность;

- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

Организуя воспитательную деятельность со своими воспитанниками, я и опираюсь именно на эти принципы.

Например, в экскурсии на предприятия и организации города, в трудовые десанты, социальные акции, во всевозможные плановые мероприятия, я обязательно вовлекаю всех воспитанников группы. Старюсь организовать эти коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы дети испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности.

Ежедневно в группе провожу индивидуальные и групповые беседы,  практические занятия, трудовые десанты  по развитию и совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания.

Основная деятельность по решению задач социальной адаптации воспитанников - это работа по программам здоровьесберегающей и социально-нравственной направленности «Азбука здоровья» и «Я – гражданин России», реализуемых в группе. Участвуя в мероприятиях в рамках этих программ, ребята овладевают экономико-бытовыми знаниями и умениями, знаниями о правах и обязанностях человека и гражданина, приобретают навыки общения и безопасности жизнедеятельности, развивают творческие и коммуникативные способности.

Хочу надеяться, что организованная мной внеурочная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении

Выступление на семире "Перспективы дистанционного обучения детей-инвалидов" (презентация к докладу)...

Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность

Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...

Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"

В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....

Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)

Педсовет на тему "Воспитание и  социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...