Работа с родителями — важное звено в комплексной программе помощи ребёнку со зрительной патологией
статья

Нуриахметова Татьяна Викторовна

Работа с родителями является важным звеном в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией. Такие семьи требуют особой заботы и внимания, ведь болезнь ребенка является психологической травмой для родителей. Многое зависит от того, как родители относятся к дефекту своего ребенка. Некоторые родители стремятся оградить своего ребенка от всех проблем, настроение у них постоянно тревожное, что передается ребенку. Для других характерно неумение сдерживать свой гнев, раздражение. Многие родители приходят к нам в состоянии растерянности, подавленности. Как помочь своему ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuriahmetova_statya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями  важное звено в комплексной программе помощи ребёнку со зрительной патологией.

Работа с родителями является важным звеном в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией. Такие семьи требуют особой заботы и внимания, ведь болезнь ребенка является психологической травмой для родителей. Многое зависит от того, как родители относятся к дефекту своего ребенка. Некоторые родители стремятся оградить своего ребенка от всех проблем, настроение у них постоянно тревожное, что передается ребенку. Для других характерно неумение сдерживать свой гнев, раздражение. Многие родители приходят к нам в состоянии растерянности, подавленности. Как помочь своему ребенку? ФГОС дошкольного образования нацеливает нас на тесное сотрудничество с родителями. Их роль такова: они участники адаптированных и общеобразовательных программ, которые реализуются в детском саду. Кроме того, родители, при взаимодействии с педагогами, создают в семье условия благоприятные для общего развития ребёнка, по преодолению нарушений в развитии детей, являясь активными участниками всех проектов и коррекционно-образовательного процесса в целом.

Не секрет, что многие родители плохо представляют особенности дефекта зрения у своего ребенка. Поэтому одна из важнейших форм работы – индивидуальные беседы медсестры, врача офтальмолога, дефектологов с каждым родителем об особенностях патологии органов зрения, о принципах воздействия на нее, о зрительных возможностях ребенка.

Мы активно включаем родителей в процесс лечения, обучения и воспитания детей. На протяжении многих лет с этой целью используем такую форму работы, как домашние задания в специальных тетрадях, альбомах. Задания включают в себя обучающие и коррекционные задачи.

Мы находимся в постоянных поисках новых форм работы с семьей. В группах для детей с нарушениями зрения работает семейный клуб. Вся система клубной работы в детском саду осуществляется под девизом «Поверь в свое дитя!».

Мы отказались от традиционных родительских собраний, где общение построено по схеме назидательно-поучительной, а родители являются пассивными слушателями. В клубе родители объединены общей проблемой, поисками оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется родителями. В работе клуба принимают участие все специалисты.

Работа клуба значительно повысила компетентность родителей, вселила уверенность в своих силах, значительно повлияла на сплоченность коллектива детей и родителей. Атмосфера в дошкольном учреждении стала более домашней,  отношения — искренними и доброжелательными.

Мы ищем любые способы вовлечения родителей в процесс реабилитации детей. Очень результативной формой взаимодействия с семьёй стала тифло-школа для родителей. На заседаниях родителям предлагаются разучивать различные пальчиковые игры, комплексы упражнений для глаз. Учитель-дефектолог показывает специальные приёмы и игры для повышения остроты зрения, для развития у детей зрительного восприятия, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.

Интересной формой взаимодействия с семьей является игротека. Все игры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей к общению с ребенком. Таким образом, игротека стала еще одним эффективным способом в коррекции детско-родительских отношений.

Удачной находкой совместной деятельности педагогов и семьи оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах обучения и развития ребёнка. Совместные с родителями проекты, «Правильное питание - залог здоровья», «Сделаем книгу своими руками», «Бережём глазки», заняли первые места на городском конкурсе проектов.

В группах большое внимание уделяется развитию ребёнка с ОВЗ как личности с его индивидуальными способностями. Организация персональной выставки детского творчества способствует формированию у ребёнка с ОВЗ положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Открытие выставки - это большой праздник, которого с нетерпением ждут дети и взрослые.

Родители специализированных групп являются активными участниками различных интернет-сообществ. На сайте ДОУ можно ознакомиться с консультациями всех специалистов. В социальной сети «В Контакте» создана группа для родителей специализированных групп, где также специалисты и воспитатели размещают различную полезную информацию (консультации, фотографии с мероприятий, новости, разъяснения по тем или другим вопросам и т.д.). Родители с удовольствием оставляют комментарии, обсуждения, делятся своим опытом.

Детский сад работает по основной образовательной программе, составленный на основе примерной программы «Радуга», поэтому прочно вошли в жизнь детского сада традиционные мероприятия. Театр, где роли распределяются между взрослыми и детьми, костюмы и атрибуты обговариваются и готовятся совместно с родителями. Во время театрализованного действа и происходит то самое единение семьи, которое имеет первостепенное значение в воспитании детей.

Праздники, которыми изобилует жизнь детского сада. Большой успех у зрителей имеют мини спектакли (на праздниках), когда родители экспромтом обыгрывают роли под бурные аплодисменты зрителей. Иногда необходима серьезная подготовка, например, разные виды оркестров, главные роли, тогда родители приходят на репетицию. И вот конечный результат: зрители, т.е. дети, - в восторге. С неизменным успехом выступают мамы в двигательном двухголосии – «хор рук», когда дирижерами являются двое детей, а остальные дети и родители исполняют первую и вторую партии соответственно.

Конкурсы — это совместное творчество родителей и их детей. Сегодня они очень разнообразные: «Осенние дары», «Новогодняя игрушка», «Кормушка», «Заботливая мама» и т.д.

Не обходимся мы и без походов, экскурсий, дней открытых дверей, вечеров встреч с выпускниками детского сада, с будущими учителями.

Мы не замыкаемся в рамках своей группы, понимаем актуальность проблемы интеграции детей с нарушением зрения в коллектив здоровых сверстников. Наши дети общаются со своими сверстниками во время совместных игр на прогулках, на праздниках, соревнованиях. Например, «День здоровья», «Праздник дружбы», «День смеха», «Спартакиада», «Масленица» и др.

В тесном контакте с семьей мы развиваем в детях заложенное изначально чувство общности, помогаем чувствовать себя полноценными членами общества.

Литература

1. Белкина В.Н. Инновации в дошкольном образовании. Ярославский педагогический вестник – 2017 - № 1 –374с.

2. Иванова Т.Е., Лагутина Н.Ф., Микляева Н.В., Полякова Н.А. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 201.-128с.

3. Орлова Ю.Е. Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том II - 45с.

4. Социально–бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Под редакцией Е.Н. Подколзиной. - М.: Город Детства, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактического материала в условиях индивидуального дифференцированного подхода у детей с различными зрительными патологиями.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Они развивают умение детей различать, сравнивать, выделять и называть характерны...

Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей

В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обра...

«Работа концертмейстера, как важнейшее звено в цепочке «композитор – исполнитель -слушатель».

В данной статье, мне хотелось бы раскрыть проблему   недооцененности  концертмейстерской работы. Я сама являюсь концертмейстером, и потому эта тема очень близка мне....

«Работа концертмейстера, как важнейшее звено в цепочке «композитор – исполнитель -слушатель».

В данной статье, мне хотелось бы раскрыть проблему   недооцененности  концертмейстерской работы. Я сама являюсь концертмейстером, и потому эта тема очень близка мне....

Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.

Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...

Мастер - класс «Работа с родителями – важное звено в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией».

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, ребенка с особыми возможностями здоровья требуют особой заботы и внимания. Болезнь является психологической травмой для родителей. Многое зависит от того, как ма...

Консультация для родителей "Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией ?"

Материал предназначен для родителей дошкольников. Учитель - логопед консультирует по речевым диагнозам ОНР, ЗРР, ДИЗАРТРИЯ....