Программа внеурочной деятельности учителя-дефектолога по хореографии «В мире танца».
рабочая программа (10 класс)

Мишанина Надежда Николаевна

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание и приобрело широкое распространение. Танец воспитывает выразительность движений, формирует осанку, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Занятия хореографией совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, дают возможность овладеть многообразием стилей танцевального искусства, постичь сложность темпов и ритмов, что колоссально обогащает мир звуков детей с нарушением слуха, но и представляет сложность в обучении танцу. Искусство танца позволяет этим детям не только понять ритмический рисунок музыкального произведения, но различать характер мелодии, что способствует достижению высокого художественного уровня в исполнении танца, развивает тактильно – вибрационное восприятие музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_horeografii_mishanina_n.n.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Республики Татарстан

                                                                                                  «Утверждено»

                                                                                            Директор ГБОУ «Бугульминская

                                                                               школа-интернат для детей

                                                                                             с ограниченными возможностями

                                                  здоровья»

                                                                                          _________________Н.А.Корытин

                                                                                  «____»_____________20___г.

Программа

внеурочной деятельности учителя-дефектолога

по хореографии «В мире танца»

 I квалификационной категории

Мишаниной Надежды Николаевны

на 2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа «В мире танца» составлена на основе:

– Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 12, 13, 25, 28);

− Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288 с изменениями от 10.03.2000 г. №212, от 23.12.2002 г. №919, от 01.02.2005 г. №49 от 18.08.2008 г. №617);

- Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений I – VIII видов»;

- Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  I  вида, – М.: «Просвещение», 2005

 - Устава ГБОУ «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- Учебного плана ГБОУ «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- Локального акта «Положения о рабочей программе».

Программа рассчитана на 1 год для детей с 8 по 12 классы.

Программа   рассчитана  на  70 учебных  часов. Занятия  проводятся  2  раза  в  неделю. Продолжительность  занятий   для   детей  с нарушением слуха, учитывая их психофизические возможности,  не более 1 часа. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований,   продолжительность  занятия  соответствует  возрасту  детей.

Программа внеурочной деятельности хореографического кружка "Рассвет" составлена учителем-дефектологом (учитель музыкально-ритмических занятий) Мишаниной Н.Н. в соответствии с особенностями её функционирования на базе ГБОУ «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Бугульма, с учётом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание и приобрело широкое распространение. Танец воспитывает выразительность движений, формирует осанку, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Занятия хореографией совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, дают возможность овладеть многообразием стилей танцевального искусства, постичь сложность темпов и ритмов, что колоссально обогащает мир звуков детей с нарушением слуха, но и представляет сложность в обучении танцу. Искусство танца позволяет этим детям не только понять ритмический рисунок музыкального произведения, но различать характер мелодии, что способствует достижению высокого художественного уровня в исполнении танца, развивает тактильно – вибрационное восприятие музыки.

Программа включает ознакомление детей с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий. Программа состоит из  разделов, темы которых отображают творческий процесс в хореографическом коллективе. Методические рекомендации позволяют ориентироваться в педагогическом процессе хореографического класса, совершенствовать методы и формы в изучении хореографического материала. Требования к знаниям детей отображают дидактический принцип – от простого к сложному.

Программа  долгосрочная, общая, обращена на творческое развитие ребёнка во всех областях его деятельности, на выявление его способностей, индивидуальности, как способов социализации и формирования социальной компетентности.

Назначение программы – осуществление хореографического образования детей с нарушением слуха в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.

Новизна.

     У детей с нарушением слуха внимание неустойчиво, дети  отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому  они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать  разные виды ритмической деятельности: использовать пластические этюды, дыхательную гимнастику. Особое место в программе уделяется подбору музыкального репертуара.  При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями.

Актуальность хореографического образования.

В годы школьного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

Решение вышеизложенных задач возможно реализовать в процессе хореографического образования особенных детей, детей с нарушением слуха.

Выбор обоснованного решения.

Успешное решение поставленных задач на танцевальных занятиях возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок;
  • принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

  • Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом.
  • Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ движений).

Целесообразно выделить в этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:

  • считывание с губ, которые должны быть ярко выделены;
  • использование дактиля – азбука языка глухих;
  • жестовая речь;
  • прием глобального чтения (показ табличек);
  • показ движений педагогом.

Широко используется фонетическая ритмика. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Педагогическая  целесообразность.

Просмотры спектаклей в театре,  кино, видео, и телефильмов, посвященных танцу, посещение концертов хореографических коллективов – это все нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее. Ритмические упражнения – универсальное средство развития у детей памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения, что немаловажно для детей с нарушением слуха.

Цель программы:

духовное и физическое развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальных способностей в области хореографии.

Задачи программы:

Обучающие:

• знакомство детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией);

• обучение самостоятельному использованию полученных знаний и навыков в работе над пластическими образами танцев;

• обучение основам импровизации.

Развивающие:

• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• формирование художественного вкуса;

• развитие выразительности движения;

• развитие координации движения.

Воспитательные:

• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические и танцевальные движения слаженно;

• развитие мышления, воображения, познавательной активности.

Коррекционные:

  • развитие слухового и тактильно-вибрационного восприятия;
  • выработка внутреннего ритма танцевальных движений;
  • развитие восприятия различной акустической информации, речевых, неречевых звуков, музыки;
  • развитие мышления, памяти, воображения.

Отличительные особенности программы.

Программа составлена для детей с нарушением слуха, желающих научиться красиво двигаться под музыку.

В программе я соединила новые современные и авторские упражнения, которые  создают комфорт и непринуждённую обстановку на занятиях.

 Благодаря несложным движениям которые являются видимым айсбергом глубинных психических процессов по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Структура  занятия  по  хореографии – общепринятая.  Каждое  состоит  из  трёх  частей: подготовительной, основной  и  заключительной.

I.        Подготовительная  часть занятия   занимает  5-15%   общего времени. Задачи  этой  части  сводятся  к  тому, чтобы  подготовить  организм  ребёнка  к  работе, создать  психологический  и  эмоциональный  настрой. В  нее  входят:  гимнастика  (строевые, общеразвивающие  упражнения);  ритмика; танцы (танцевальные  шаги, элементы  хореографии, ритмические  танцы); музыкально- ритмическая  композиция.

II.         Основная  часть  занимает   70-85%  от  общего   времени. В  этой  части  решаются  основные  задачи, идёт  основная  работа  над  развитием  двигательных  способностей. В этой части даётся  большой  объём  знаний, развивающих  творческие  способности  детей. В нее входят: ритмические   и  различные  танцы, гимнастика.

III.Заключительная часть занятия длится  от  3 до 7 %  общего времени. Здесь  используются  упражнения  на  расслабление  мышц, дыхательные  и  на  укрепление  осанки, пальчиковая гимнастика. В конце   занятия   подводится   итог.

Занятия  составлены  согласно  педагогическим  принципам  и  по  своему  содержанию  соответствуют  возрастным  особенностям  и  психофизическим  возможностям  детей, которые   позволяют ребенку   не  только  в   увлекательной   форме  войти  в  мир музыки  и  танца, но  и  развивают  умственные  и  физические  способности, а  также  способствуют   социальной   адаптации   ребенка.

Научно-методические условия и средства:

- учебно-методический комплекс, включающий наглядные пособия и дидактический материал;

- специальная литература по хореографии.

Техническое обеспечение:

- просторное помещение для занятий;

- музыкальный инструмент: синтезатор;

- музыкальный центр, компьютер, мультимедийная установка;

- аудио диски с записями репертуара (флеш носители), презентации;

- реквизит к танцевальным постановкам.

Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы школы-интерната, а также на всевозможных конкурсах и фестивалях разного уровня (международные, всероссийские, республиканские, муниципальные) проводимых в течение года.

Планируемый результат:

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:

Дети должны знать и уметь:

  • названия и правила выполнения танцевальных движений;
  • правила поведения в хореографическом зале;
  • ориентироваться в музыкально-пространственных упражнениях;
  • слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
  • выполнять  расслабляющие упражнения и правильно дышать;
  • координировать простейшие танцевальные движения;
  • различать танцевальную музыку, акцентировать сильную долю;
  • названия и правила выполнения элементов современного танца;
  • уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку.

Критерии определения уровня усвоения программы.

А. С трудом повторяет танцевальные движения после показа педагога, хотя присутствует желание воспроизводить движения также хорошо. Навыков выразительности нет.

Б. Выполняет танцевальные движения хорошо, владеет навыками эмоцио -

нально-выразительного исполнения.
   В. Имеет творческое воображение, импровизирует, танцевальные движения эмоционально окрашены, имеет навыки актёрской выразительности. Сразу может
повторить после показа педагога.

Карта определения уровня освоения программы заполняется на группу 3 раза в год карандашами разных цветов.

С воспитанниками проводится промежуточная диагностика.

№ Ф.И. воспитанника

Уровни усвоения программы

1

А

Б

В

2

3

Форма итогового контроля: контрольные занятия, показ танцевальных номеров на школьных праздниках, конкурсах, фестивалях.

  Учебно-тематический план.

п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

Музыкальная грамота.

1

1

2

3

Ритмический тренажер.

1

14

15

4

Портерный экзерсис.

1

13

14

5

Элементы современного танца

1

12

13

6

Постановочная работа.

3

20

23

7

Воспитательная работа.

1

1

2

Итого

70

Содержание программы обучения хореографии.

  1. Вводное занятие:

Программа обучения, правила техники безопасности и поведения во время занятий.

  1. Музыкальная грамота:

Динамические оттенки музыки. Знакомство с жанром современной музыки,

понимание ритма. Характеристика построения музыкального произведения (вступление, музыкальная фраза, заключение).

Определение темпа, динамических оттенков музыки. 
Практическая работа:

1.Понятие о музыкальном вступлении и заключении. 
2.Определение и передача в движении характера музыки (веселая, грустная), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (громко, тихо). 
3.Определение музыкального размера (2/4 и 4/4). Выделение сильной доли каждого такта хлопком или ударом стопы по VI позиции. Исполнение хлопками, притопами, шагами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений.

  1. Ритмический тренаж:

Постепенный разогрев мышц: ходьба с носка, на полупальцах, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги. Упражнения для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, гибкости позвоночника, для исправления осанки. Пластические этюды, этюды с предметами (гимнастическими лентами и гимнастическими палками).

  1. Партерный экзерсис (в течение года):
  • упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
  • упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава;
  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
  • упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
  • упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
  • упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
  • упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы;
  • упражнения для развития выворотности ног танцевального шага;
  • упражнения для исправления осанки.
  1. Элементы современного танца:
  • Хип-хоп – базовые элементы:
    1.движения ног и корпуса – полуприсед с легким наклоном корпуса вперед.
    2.bounce – покачивания вперед и назад, из стороны в сторону с легким приседанием ног;
    3. ball change – шаги вперед и назад (одна стопа приземляется на пол, на другую делается небольшой прыжок);
    4.sham rock – движение корпусом с разворотом стоп в противоположную сторону;
    5. criss cross – на широко расставленных ногах исполняется прыжок, с приземлением на скрещенные ноги;
    6. running man – бегущий человек.
  • Комплекс упражнений  «Моё движение».
  • Подготовительные упражнения, направленные на снятие эмоционального  напряжения:
  • таскание партнера по полу за различные части тела;
  • раскручивание суставов (сам себе) для познания новых двигательных ощущений. Самостоятельная работа в партере на основе полученных ощущений;
  • мысленная медитация под предложенную музыку, создание образа; упражнение «Падаю».
  • Упражнения, направленные на уход от привычных двигательных стереотипов, изучение естественных возможностей собственного тела с перспективой создания связи между эмоцией и телом («честное движение»):
  • изучение возможностей собственного тела в тех или иных движениях (предлагаемых педагогом);
  • передвижение разными походками, включая самые экзотические;
  • фиксирование различных форм тела (позы, в том числе в парах и группах);
  • работа с ведущей частью тела (следование за рукой, стопой и т. п.).
  • Упражнения, направленные на создание новых двигательных моделей на основе собственного опыта: 
  • написать свое имя, используя собственные двигательные формы;
  • создание двигательных форм по формуле (руки, ноги, корпус, поворот), усложнять за счет работы в пространстве;
  • создание двигательного образа на основе яркого музыкального материала.
  • Упражнения, направленные на внесение смысловой нагрузки в привычные движения: 
  • «Что ты делаешь?» Вопрос задается во время выполнения движения (одного и того же). Ценность в оригинальности ответа. Применимо к движениям и к позам. Работа в группах по 2–3 человека;
  •  работа с предметом (цель — максимально разнообразное использование предмета);
  •  работа с предметами, расставленными на площадке;
  • передвижение по диагонали в партере в различных образах.
  • Упражнения на развитие мышления и движения на основе субъективной модели: 
  • Показать тяжесть. Показать легкость. Изобразить фразу «Я свободен!»;
  • придумывание двигательного выражения для словосочетаний;
  • «Объемные картинки».
  • Упражнения на приобретение навыка конструировать образы и находить им двигательное выражение через различные художественные средства: 
  • прослушивание музыкальной композиции, создание образа во время прослушивания, затем его двигательное выражение под ту же композицию;
  • импровизация в группе из 3–4 человек на заданную тему;
  • самостоятельная импровизация на танцевальной площадке.

6. Постановочная работа:

Разучивание этюдов современных танцев с характерным исполнением движений.

Практическая работа:

«Мы – олимпийцы»

«Четыре стихии»

«Магия огня»

«Китайские мотивы»

7. Воспитательная работа:

Проведение праздников внутри школы-интерната, участие в городских мероприятиях, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. Индивидуальная работа с детьми.

Методические рекомендации

Задача педагога внеурочной деятельности состоит в создании условий для полного раскрытия и реализации способностей детей. Это возможно при воспитании осознанного отношения к обучению: выразительному исполнению хореографической лексики и пониманию её образного значения. Для этого на занятиях используются в воспитательной работе формы и методы: обучающие, тренировочные занятия, постановочная работа, индивидуальные занятия, беседы по истории хореографического искусства, неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива), выступления на концертах и фестивалях. В хореографическом классе важными являются методы: словесный (объяснение, замечание); наглядный (личный показ педагога); практический (выполнение движений).

В процессе освоения программы на занятиях основными принципами являются: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори».

Знакомство с хореографическим искусством рекомендуется начинать с беседы об истории танца, его происхождении и значении. Важным является ознакомление с основами музыкальной грамоты (характеристика ритма, темпа, музыкального размера), развитие образного мышления. Освоение элементов хореографической лексики должно происходить постепенно. От профессиональных знаний и практического опыта педагога во многом зависит обучение и воспитание детей в хореографическом классе. Педагог должен выбрать оптимальный режим работы в классе, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности детей с нарушением слуха.

Необходимо выбирать хореографический лексический материал, который можно варьировать. Освоение танцев в быстром темпе, с достаточно сложной техникой исполнения, трудной координацией движений, происходит постепенно, по принципу «от простого к сложному». Увеличение темпа усложняет исполнительскую технику движения, обостряет чувство ритма.

Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет учащемуся «считывать» движения. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять задания. Анализируя ошибки детей, педагогу необходимо детально,  конкретно и доступно объяснить способы их искоренения. Это приучает детей с большей ответственностью относиться к заданиям и стремиться к творческому совершенствованию. Параллельное изучение двух-трех танцев позволяет разнообразить занятие, переключает внимание и повышает интерес детей. Включение элементов соревнований и конкурсов на занятиях позволяют активизировать исполнительские возможности ребенка. Важно найти нужные слова, образные примеры, чтобы дети смогли приблизиться к смысловому и образному восприятию танца. Каждый ребенок минимум 2 раза в год должен принимать участие в школьных праздниках. Все критерии оценок необходимо систематизировать в диагностику физического состояния (гибкость, координация, растяжка, пластичность, ритмичность) и диагностику эмоционального состояния (концентрация внимания, эмоциональный зажим, выразительность, художественный вкус, актерское мастерство).

Дети старшего возраста способны осмыслить свои действия на занятиях. Их умение анализировать необходимо использовать и развивать. Объяснение педагога должно быть конкретным, что позволит сохранить темп занятия. Необходимо обратить внимание на технику исполнения хореографической лексики, условий ее выполнения: какие мышцы и как надо правильно включить их в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу в движении и т.д. Когда усвоена техника, можно перейти и в область ощущений, ассоциаций.

Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники танца.

Успешное выполнение всех рекомендаций для работы в хореографическом зале должно сочетаться с созданием психологического микроклимата. Педагог, свободно общаясь с учащимися на принципах содружества, сотворчества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие детей и, поддерживая общую атмосферу радости, интереса побуждает к творчеству. Педагог, приобретая опыт в работе, вырабатывает свою, индивидуальную манеру общения, которая позволяет мобилизовать внимание детей на занятиях.

Список литературы

1. Антонюк С. Профилактика и коррекция дефектов осанки средствами оздоровительной и лечебной физической культуры. М., 1994.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2001

3. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 2011г.

4. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.

5.Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

6.Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Просвещение, 1991.

7. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель.

8. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. М., 2003.

9. Иванова О. Занимайтесь ритмической гимнастикой. М., 1988

10. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по современной хореографии. Челябинск, 2012г.

11. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.

12.Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина,

13.Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение). Челябинск, 2011г.

14. «Мир танца» Программа дополнительного образования составленная Н. И. Седых, 2011 год.

15. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990г.

16. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хореография 3 класс. Срок реализации 1 год

laquo; Если у вас есть талант, поделитесь с ним с другими!Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!...»Наталья Княжинская Современная образовательная среда - это условия, в которых ...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса "В мире математики"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возмож...

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы по программе Ритмика

Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы. Ритмика....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов «В мире книг»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов " В мире книг" составлена на основе программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вор...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся «В мире информации»

ПРОГРАММАвнеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся«В мире информации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...