Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы по программе Ритмика
методическая разработка

Шубина Лариса Викторовна

Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы. Ритмика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_muzyki_i_tantsa_._vneurochka.docx52.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жемчугская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю: Директор МБОУ Жемчугская СОШ

О.Э. Маланова      ____ ____________

«___» _______ 2018г. «___» ____________2018г.

Программа внеурочной деятельности «В мире музыки и танца» по предмету ритмика

Возраст обучающихся: 8-17 лет

Разработчик: Шубина Лариса Викторовна,

педагог дополнительного образования

с. Жемчуг – 2018 г.

Пояснительная записка

                                                                    «Мы не знаем более могущественного и более                                                                                         благоприятного средства воздействия на жизнь

 и процветание всего организма, чем чувство радости...

Урок ритмической гимнастики должен

 приносить детям радость, иначе он теряет

половину своей цели.» (Жак Далькроз)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: Материал программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа направлена на реализацию ФГОС НОО в аспекте реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Методика организации занятий опирается на профессионально-хореографические программы с учётом специфики хореографии и методики хореографической работы в школе ведущих специалистов-балетмейстеров (педагогов) русской хореографической школы: Т. Барышниковой («Азбука хореографии»), Л. Бондаренко («Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»), программа по ритмической пластике для детей.

Разработка рабочей программы обусловлена изменением возраста обучающихся, а также изменениями в содержании программы как в репертуаре, так и в изменении уровня сложности и самостоятельности при развитии моторики обучающихся младших классов. Изменения обусловлены требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности.

Социальная значимость внеурочной деятельности по ритмике обусловлена СанПинами, требованиями к организации внеурочной деятельности для обучающихся НОО: обеспечение двигательной активности, развитие моторики, эстетического развития и воспитания.

Занятие ритмикой и танцем – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством корой являются комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Достоинство музыкально-двигательных занятий как средство воздействие на психическое и физическое состояние ребенка переоценить невозможно. Такие занятия воздействуют на эмоциональную, сердечно- сосудистую, нервно- мышечную, эндокринную системы организма.

Ребята близко знакомятся с многообразием музыкальных жанров, с основными движениями народных танцев, учатся держать себя на сцене, выступать на публике. Формируется двигательная культура ребенка, которая во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями.

Материал занятий изучается концентрическим методом в течение всего курса. Занятия необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, не допускать физического утомления, перенапряжения, не злоупотреблять партерной гимнастикой и прыжковыми упражнениями.

Программа предусматривает разучивание детьми разнообразных танцевальных постановках и выступления на различных тематических праздниках.

На занятиях решаются как частные, так и общие задачи- оздоровительные, учебные, воспитательные, развивающие.

Педагогическая значимость введения занятий по ритмике направлено на удовлетворение естественной потребности в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Углубленный анализ медицинского осмотра показывает, как одну из наиболее частых патологий патологию опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопие. Занятия танцами способствуют профилактике нарушений, формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус.

Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества. При занятиях ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа. Материал программы учитывает сезонные изменения в организме младших школьников: в зависимости от времени года вводятся специфические для этого периода упражнения. Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями, повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в окружающем мире.

Методологические основы программы базируются на идеях развивающего и системно- деятельностного подхода работы с детьми, здоровье сохранности. Он посвящён процессу овладения детьми танцевальных движений движениями с музыкальным сопровождением. В соответствии с учебным планом с 1- 6 классы на внеурочную деятельность, по курсу «В мире музыки и танца», отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Занятия проводятся в актовом зале.

  1. Цель рабочей программы «В мире музыки и танца» и ее

задачи.

Цель программы - является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи программы - привить интерес и любовь к хореографическому искусству;

- дать знания основ детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;

- познакомить с историей танца, с творчеством талантливых исполнителей;

- учить фантазировать и творить посредством пластического искусства;

- выработать осанку, красивую походку, выразительность движений;

- развить чувство ритма и гармонии.

- доступная физическая подготовка детей,

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма

-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям

-Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора

-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям, развитие общей музыкальности, формирование музыкальной выразительности;

-Формирование выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях, формирование основных двигательных качеств и навыков.

-   ориентировка в пространстве и коллективе, развитие пространственных представлений;

-  знакомство с различными жанрами музыкальных произведений и обучение умению выполнять движения, соответственно характеру музыки;

-   усвоение основных необходимых теоретических понятий музыкальной грамоты;

-  освоение через танцевально-ритмическую деятельность основных элементов народного, бытового, шуточного танцев, а также знакомство с современными направлениями в танце;

- воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, ответственности, культуры поведения и общения;

  1. Основные принципы реализации.

Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

-принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные)

-принцип доступности, который требует, чтобы перед обучающимся ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных элементов.

-принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.

  1. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (как внеурочное занятие).

  1. Вариативность программы.

Особенностью программы является       её вариативностьУчитель вправе выбирать или менять предложенное программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач

- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения

- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)

  1. Формы и методы проведения занятий,

использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.

Содержание программного материала, структура программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.

Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.

В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:

-Ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти обучающегося, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.

-разучиваниезакрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.

-совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.

Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.

При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.

На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:

-фасилитатор - консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.

-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):

-эмоциональные позиции -игровые позиции

- рефлексивные позиции

1.9. Формы оценки результатов.

-Показательные выступления.

-Открытые занятия, открытый урок.

-Концерты.

2.Предполагаемые результаты реализации программы.

Виды УДД

УУД

Личностные УУД

•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•различать способ и результат действия;

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

•выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•контролировать действия партнера;


2.1. Личностные результаты и метапредметные результаты.

Личностные

Метапредметные

Предметные

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила поведения в танцевальном классе и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

полученные сведения о многообразии танцевального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья

  • необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;

танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты.

- работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка;

  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе.
  • выступать перед публикой, зрителями.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.


2.2. Уровни воспитательных результатов.

          Проектная деятельность

Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития.

-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности;

- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

- первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности;

- первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)

- мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально- образовательных проектах школьников в окружающем школу социуме.


         
Содержание курса

Программа курса включает в себя:

- музыкальную грамоту;

-  общеразвивающие упражнения;

-  основы классического танца;

-  музыкальные игры;

-  танцевальные движения;

-  музыкально-ритмические упражнения;

-  партерную гимнастику;

- танцевальные этюды, постановки разнообразного жанра.

Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет с 1-4 классы - курс обучения – 4 года., а также дополнительно на детей в возрасте 12-13 лет 5,6 классы – курс обучения 2 года (дополнительно)

Первый год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Понятие о громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение музыкального произведения.

Ориентировка в пространстве и коллективе

  1. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, вправо, влево, в круг, из круга.
  2. Музыкальные построения в колонну, шеренгу.
  3. Шаг по диагонали.
  4. Выполнение простых движений при ходьбе, соблюдая дистанцию.
  5. Произвольное размещение и построение в шахматном порядке в заданном промежутке времени и в музыкальном оформлении.

Общеразвивающие упражнения

Потягивания. Ходьба на носках с фиксацией корпуса. Потягивания с наклоном вперед и прогибом спины. Затяжные наклоны вправо-влево. Присед, полуприсед на полупальцах – широкая выворотная позиция. Упражнения «мах-дощечка», «вертолет», «плечики», «сброс», «взлет», «акцент», вращения и повороты головы.

Музыкальные игры

Выстукивание музыкального ритма хлопами, топами.

«Хлопы-шлепы»

«Ехали-ехали»

«Хлопушечки»

«Паровозики»

«Я шофер»

«Медведи и лисицы»

«Уснул-проснулся воробей»

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

  1. Прыжки:

            - на двух ногах, по I, VI позициям

            - на одной ноге

            - поочередно на одной и двух ногах

            - с выбрасыванием ноги в сторону

            - «гвоздики»

            - с топом  

2. Марш. Виды марша.

3. То бегом, то шагом.

4.  Ускоряя, замедляя шаги.

5. «Пружинка»:

             - с поворотом

             - в боковом шаге

             - с движениями рук

6. «Пяточки»:

             - с плечами

             - мягкие

             - с руками «закрыть-открыть»

             - с «брызгами»

7. «Качалка» на ногах с движениями рук.

8. Шаги вперед с движениями рук.

9. Приставной шаг.

10. «Неваляшка».

11. Притопы:

             - одной ногой

             - двумя ногами

             - поочередные

             - с правильной постановкой рук, головы

12. Бег:

              - с высоким подниманием голени

              - легкий на полупальцах с фиксацией корпуса

              - по кругу в заданном ритме, соблюдая дистанцию.

13. Шаг:

               - бытовой

               - легкий с носка (танцевальный)

               - на полупальцах

               - с подскоком

               - с притопом

               - приставной

14. Позиции ног: I, II, III ,VI

15. Поднимание на полупальцы по позициям.

17. Позиции рук.

18. Движения рук, принятые в русской пляске:

                - свободно опущенные вниз

                - руки в бок

                - скрещенные на груди

                - взмахи женские, мужские

                - движения с платочком

                - движения рук по ходу

19. Реверанс.

20. Поклон.

21. Русский ход в сочетании:

                 - с руками

                 - поворотом

                 - с притопом

22. Ковырялочка.

23. Припляс.

24. «Мячики» с выпрыгиванием.

Элементы партерной гимнастики

  1. Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.
  2. Положение на спине или сидя: сокращение и вытягивание стоп в VI и I позициях.
  3. Подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине, руки вдоль тела.
  4. «Колбаска».
  5. Вытянуться на спине, поднять ноги за голову, соблюдая правила.
  6. Стоя на коленях, сесть вправо -  и.п.- влево – и.п., руки перед собой.

Танцевальные этюды

Кричалки, речевки, оформленные характерными танцевальными движениями. Ритмическая миниатюра среднего темпа с музыкальным сопровождением простого характера.

Второй год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Закрепление знаний и навыков, полученных в первый год обучения. Понятия: акцент, вступление, часть, куплет, припев. Такт, затакт, сильная и слабая доля такта. Мелодия и аккомпанемент. Размер 4/4.

Ориентировка в пространстве

1.Закрепление изученного материала первого года обучения.

2.Музыкальные перестроения хороводным шагом, приставным в диагональ, круг, два круга.

3.Перестроения в круг из шеренги, цепочки.

4.Свободное размещение в зале.

5.Шаги с перемещением и возвращением на место.

Общеразвивающие упражнения

Включают в себя:

             - упражнения на формирование правильной осанки;

             - упражнения для развития эластичности мышц кисти, предплечья, плеча;

             - упражнения для улучшения пластичности плечевого пояса и подвижности

                  плечевых, локтевых и лучезапястных суставов;

             - упражнения для развития гибкости шеи.

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

1.Прыжки:

             - с полуповоротом

             - «Буратино»

             - «Скок-скок»

             -  высоким подъемом колен к груди

             - с поворотом

             - с поворотом, притянув колено

             - с развернутым коленом

             - ноги поочередно в стороны – вместе – точка.

             - с поочередным выбрасыванием ног вперед, сохраняя правильную позицию

                                корпуса

2.Выставление ноги вперед-назад с движением рук.

3.Подскоки.

4.Шаги:

             - хороводный с притопом

             - шаг польки

             - боковой с выставлением ноги на пятку, руками «открыть-закрыть»

             - вперёд с прыжком

             - с соскоком

5.Бег:

             - с высоким подниманием колен к груди

             - боковой галоп

             - широкий высокий

             - приставной с прыжком

             - с хлопками

6.Развороты и наклоны с движениями рук и продвижением.

7.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.

8.Выдвижение ноги:

              - в сторону из VI и III позиций

              - вперёд из VI и III позиции

              - с ударами вытянутого носка вперёд и возвращение в позицию

              - тоже в сторону

              - тоже назад

9.Базовая присядка.

Элементы партерной гимнастики

1.Закрепление изученного в первый год обучения.

2.Махи вверх, вперёд, лёжа на бедре и локте

3. «Полукруг».

4.Лёжа на спине, увести сцепленные руки вправо- вернуть вверх- влево.

5. «Велосипед».

6. «Фиксация».

Третий год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Закрепление полученных знаний и новых навыков. Понятие о ладе и ладовых связях. Метрическая пульсация в музыке. Музыкальная фраза, кульминация, повторение. Размер 3/4, 2/4. Поочередное вступление каноном на 4/4 , 2/4 , ¾.

Ориентировка в пространстве

1.Ритмические шаги вперед с активным движением рук, плеч- нога на пятку, шаги назад-нога на носок.

2.Шаги по квадрату с движениями рук.

3.Перестроения в пары и обратно. Шаги, повороты парой.

4.перестроения «Звездочка», «Карусель», «Воротца».

5.Перестроения хороводным шагом из двух кругов в две линии.

6.Перестроения из одного круга в два концентрических, движущихся в разные стороны.

Музыкальные игры

«Деревянная кукла»

«Тряпичная кукла»

«Музыкант»

«Цветочек»

«Волна»

Общеразвивающие упражнения

Включают в себя:

          - упражнения на формирование правильной осанки;

          - упражнения на укрепление всех групп мышц;

          - упражнения для улучшения подвижности позвоночника, тазобедренных, голеностопных суставов, эластичности мышц спины, бедра;

          - упражнения на развитие двигательной динамики, на повышение амплитуды движений (тела, рук, ног, головы)

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

1.Прыжки:

          - по I, VI, II позициям

          - с легким выпадом в стороны

          - с выпадом вперёд пружинистые

          - комбинирование с выпадом и перебегом

          - топ-пятка, топ-пятка

          - комбинированный на такт (пружинка, приземление в широкую позицию)

          - в повороте

2.Бег:

          - с остановками на прыжок

          - переменный бег

3.Русский переменный ход вперёд.

4. «Моталочка».

5.Поднимание на полупальцы по I II VI позициям.

6.Поуприседания, приседания по I II III позициям.

7.Раскрывание рук в характере русского народного танца.

8.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.

9.Выдвижение ног:

            - в сторону, вперед по позициям в сочетании с полуприседанием

            - в сторону, вперед с переводом и «носок-каблук» в характере русского народного

                           танца

            - с переводом с носка на каблук (вперед- в сторону) в сочетании с      

                          полуприседанием

10.Дробные выстукивания:

              - базовые

              - с выбросом пятки

              - с перескоком

11.Присядка:

               - с пяточкой

               - с высокими руками

12.Хлопушки простые.

13.Боковой русский ход «Гармошка», «Елочка».

Партерная гимнастика

 1.Закрепление изученного материала.

2.Упражнение «Циркуль».

3.Разновидности наклонов корпуса.

4.Упражнение «Рулетка».

5.Упражнение «Вниз головой».

6. «Уголок».

Танцы и танцевальные этюды

 К концу дети должны знать:

          - хоровод среднего темпа с сольными частями

          - танец парами с элементами польки

          - шуточная композиции среднего и быстрого темпов

          - комплекс ритмической разминки

Четвертый год обучения

Элементы музыкальной грамоты

         Умение определять характер предлагаемой музыки, музыкальный размер, строение и двигаться в характере музыки. Понятие интонация, мотив, предложение. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз). Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз.

Ориентировка в пространстве

      Движения с перемещениями:

                - шаги с поворотами и продвижением вперед- назад

                - шаги боковые с затяжным прыжком, руки в стороны-вверх-в стороны (держать

                         дистанцию по линии)

                - шаг назад по диагонали с махом ноги, возвращением на место и

                         комбинированным прыжком

                - шаги по квадрату парами, четверками

                - «Шен»

Музыкальные игры

   «Завал»

«Лечу вниз»

«Раз- два- взяли»

«Удар»

«В зоопарке»

Общеразвивающие упражнения

Расширение блока общеразвивающих упражнений второго и третьего года обучения; составление на базе изученного основного разминочного комплекса.

Музыкально- ритмические и танцевальные упражнения

1.Прыжки:

          - различные комбинации на два такта

          - с вариантами захлеста

          - в повороте

          - комбинированные с притопом

         - перескок с поворотом

          - с выбросом ноги и шагами «крестом»

          - резкие, четкие в сторону с подниманием рук и выставлением ноги на пятку

2.Бег:

          - короткий вперед, нога назад – вперед – на пятку

          - жесткий назад с зависанием ноги назад

         - бег с точкой («Коняшка»)

3.Галоп:

          - боковой

          - цыганский

4.Боковой русский ход и припадания.

5. «Веревочка»

6.Полуприседания по I II III позициям:

          - с выдвижением ноги с вытянутым носком вперед из I II позиций

          - то же назад

           - то же в сторону

7.Перескоки.

8.Па дегаже по II III позициям.

9.Положение анфас, положение апольман.

10.Классический шаг на ¾.

11. Присядка с махом ноги («Разношка»)

12.Хлопушки с усложнением.

Партерная гимнастика

1.Сидя на полу, ноги широко в стороны, руки за головой (широкие локти), спина натянута. Наклоны корпуса вправо, влево, касаясь локтем пола.

2. Сидя на полу, ноги согнуты врозь, руки перед грудью. Поворот корпуса ылево, правым локтем коснуться левого колена, левую руку увести назад и коснуться пола. Тоже в другую сторону.

3.И.П.: Лежа на спине, сильно вытянуться, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди, опустив голову. Вернуться в и.п. Вытянуться, прижать поясницу к полу

4. Стоя на коленях, наклониться вперед, предплечье на полу, потянуться плечами к полу. Вернуться в и.п.

5. Поочередные махи ногой вперед, назад, в сторону из положения лежа, стоя на коленях, сидя.  

Танцы и танцевальные этюды

 К концу года дети должны знать:

      «Русский перепляс»

      «Цыганочка»

     Танцы в ритме вальса.

Учебно –тематический план.

1 класс

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Вводное занятие.

   4

Определение возможностей детей, их потенциала.

Мимически-ритмические игры «Сыр-изюм», «Лезем, лезем высоко».

2

Знакомство с музыкальной грамотой, простейшие элементы музыкальной грамоты.

   6

   

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Понятие о громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение музыкального произведения.

3

Марш.  

6

Виды марша. Шаги в заданном ритме. То бегом, то шагом. Простукивание, протопывание музыкального ритма в форме музыкальных игр.

4

Разминочный комплекс ритмической гимнастики.

6

Потягивания, упражнения для развития эластичности мышц, подвижности суставов, развития музыкальности. Виды шагов, прыжков, подскоков, бег с прыжками, виды наклонов, поворотов.

5

Правильная постановка рук, ног, корпуса, головы.

5

I, II, III позиции рук; I, II, III, IV позиции ног; свободно опущенные руки; руки вбок; скрещенные на груди; взмахи женские, мужские; движения с платочком, движение рук по ходу.

6

Знакомство с классикой, ее основные элементы.

6

Батман тандю; плие, гранд плие по позициям; батман тандю жете; поклон; релеве (на полупальц. по поз.); соте (прыжки по поз.); соте на эшапе; шажманы (из V в V со сменой ног).

7

Характерные мимические игры.

5

«Брызги», «уснул-проснулся воробей», «медведи и лисица», «хлопы-шлепы».

8

Прыжки.

6

По позициям; поочередные; «гвоздики»;  с выбрасыванием ног; подскоки.

9

Ориентировка в пространстве.

6

Вперед-назад-вправо-влево-в круг-из круга. Шаг по диагонали. Простые движения при ходьбе, соблюдая дистанцию.  «Шахматка». Произвольное размещение. Колонна. Шеренга.Игры на ориентировку в пространстве.

10

Движения характера русского народного танца.

10

«Качалка», «неваляшка», «пяточки» в комбинации, топы, притопы, «пружинка» в комбинации, русский ход, русский ход в комбинации, «ковырялочка», припляс, «мячики».

11

Шаги характера русского народного танца.

8

Бытовой, легкий с носка, на полупальцах, с подскоком, с притопом, приставной.

12

Элементы партерной гимнастики.

5

Положение на спине- упражнение I, II, III; Подъемы ноги; упражнения в положении сидя; стоя на коленях.

13

Обобщающие занятия.

     5

Урок актерского мастерства. Потешка «Тень-тень-     потетень», кричалки. Ритмическая разминка- нарезка.

Учебно –тематический план.

2 класс

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Вводное занятие. Уроки повторения..

   2

Повторение, закрепление знаний и навыков, полученных в первый год обучения.

2

Музыкальная грамота

   4

   

Понятия:  вступление, куплет, припев, часть, доля, мелодия, акцент, размер 4/4, такт, затакт.

3

Прыжки. Виды прыжков. Прыжки в комбинации.

6

 «Буратино», «скок-скок», с полуповоротом, поворотом, с подъемом колен к груди, с развернутым коленом, в сторону-вместе-точка, с выбрасыванием вперед, с приставным.

4

Виды шагов.  

8

Хороводный с притопом, шаг польки, вперед с прыжком, с соскоком, боковой с выставлением ноги на пятку, руки «открыть-закрыть».

5

Разминочный комплекс ритмической гимнастики второго года обучения

8

Упражнения на формирование правильной осанки, эластичности мышц, пластичности суставов; прыжковой блок с комбинированными прыжками; музыкальные шаги классические и эстрадного варианта; развороты, наклоны в комбинации с движениями рук, простые танцевальные связки.

6

Правильная постановка рук, ног, корпуса, головы.

8

Пор де бра I, II, III; эшапе; I, II, III, IV, V, VI позиции ног, все позиции рук.

7

Элементы экзерсиса.

6

Комбинации прыжков соте; комбинации прыжков па эшапе; прыжок ассамблее; прыжок жете; гранд батман; ронд де жамп партер; тан лие партер.

8

Ритмические перестроения.

10

Перестроения хороводным шагом, шагом с каблука в диагональ, круг, два круга; в круг из шеренги, цепочки.

9

Виды бега.

6

Широкий высокий, приставной с прыжком, с хлопками, боковой галоп.

«Прогулка»

4

На основе изученных шагов, прыжков, перестроений постановка хореографической картинки «Прогулка»

10

Партер.

4

Повторение изученного ранее. Махи на бедре и локте. «Полукруг». Упражнение «скручивание рук» лежа на спине. «Велосипед». «Фиксация».

11

Обобщающие занятия.

2

Разминочный комплекс, экзерсис, «Прогулка».

Учебно –тематический план.

3 класс

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Музыкальная грамота. Уроки повторения..

   2

Закрепление полученных знаний и навыков. Понятие о ладе и ладовых связях. Метрическая пульсация в музыке. Музыкальная фраза, кульминация, повторение. Размер 3/4, 2/4. Поочередное вступление каноном на 4/4, 3/4, 2/4.

2

Комплекс ритмической разминки.

   4

   

В трех частях:

     1: медленная: потягивания, наклоны, перекаты с ноги на ногу, прогибы, приседания по позициям, движения рук, позиции.

     2: быстрая: разогрев всех групп мышц, танцевальные движения быстрого темпа.

     3: прыжковая; восстановление дыхания.

3

Тренировочные упражнения.

6

Упражнения на формирование правильной осанки, на формирование выворотности стопы  

4

Урок актерского мастерства.

8

Музыкальные игры на развитие пластики, артистизма. «Тряпичная кукла», «Деревянная кукла», «Музыкант», «Цветочек», «Волна».

5

Полька.

10

Основной ход польки. Прыжки с выдвинутой ногой на носок. Движения в парах. Ход «звездочка», «ручеек» ход в «воротца». Соло девочек, соло мальчиков. Парные движения по кругу с продвижением. Комбинация в «шахматке», «топ-пятка-топ-пятка», комбинированные с выпрыгом и перебегом; в повороте.

6

Основные элементы классики.

4

Тан леве с перегибом корпуса. I и II арабески с носком в пол. IV пор де бра. Малые позы круазе эффасе. Прыжки глиссад, сиссон ферме, па эшапе в позы  круазе и эффасе.Элементарное адажио.

7

Русский ход.

4

Ход по кругу, переменный ход, «елочка», танцевальный ход с изменением направления

8

Динамические танцевальные движения.

6

«Моталочка», «Ковырялочка», «Ковырялочка» с подскоком, с притопом, амплитудные движения рук. Комбинация: прыжок в с разворотом с притопом.

9

Дроби.

4

Одинарная, двойная, горох, «утюжок» с каблукам, шаг с притопом.

10

Хлопушки. Присядка.

4

С пяточкой, с высокими руками, «разножка», с коленцем. Простейшие хлопушки.

11

Движения в парах.

6

Комбинации движений в парах в умеренном и быстром темпе.

12

Хоровод.

6

На основе изученных шагов, движений, комбинаций разучивание простого хоровода.

13

Партер.

4

Потягивания из положения лежа на спине; махи из положения лежа, стоя на коленях, сидя; движение I, II из положения сидя.

Учебно –тематический план.

4 класс

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие. Уроки повторения

   2

Закрепление полученных знаний и навыков по темам экзерсис; перестроения; разминка; русский народный танец.

2

Музыкальная грамота.

   4

   

Лад; размер3/4; 2/4; музыкальная фраза; кульминация; повторение; интонация, часть, мотив, предложение.

3

Ритмическая разминка.

8

Разучивание разминки для четвертого года обучения из 4-х частей: разогрев, динамичный силовой блок, прыжковая часть, партер.

4

Ориентировка в пространстве.

6

Перестроения: «звездочка», «квадрат», «прочес», «расход». Движения с перемещениями.

6

Элементы классики.

12

Правильная постановка рук, корпуса, ног, головы. Па де буре с переменой ног. V и VI пор де бра; III IV арабески с носком в пол. Подготовка к вращениям. Прыжки па ассамблее с продвижением и в позах, па эшапе на одну ногу

7

Вальс

16

Основной ход танца. Положения рук, Вальсовый шаг, Шаг-крест с динамичными руками. Характерные повороты. Соло мальчиков. Соло девочек. Комбинации в парах. Комбинации в ходе по кругу. Финальный блок.

8

Партер.

6

Наклоны корпуса из положения сидя; движения ногами из положения лежа ( согнуть-прижать ноги), махи из положения лежа, упражнения для позвоночника.

9

Перепляс.

8

Характерные движения русского народного танца.

10

Соло

     4

Сольные блоки русского народного танца

11

Обобщающие занятия.

2

Русский перепляс.  Вальс.

Учебно-тематическое планирование

 5 класс

Название темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

2

Разминка.

2

3

Общеразвивающие упражнения.

6

4

Ритмико-гимнастические упражнения

6

5

Танец «Полонез»

8

6

Разминка.

1

7

Упражнения на развитие координации движений.

4

8

Танец «Сударушка»

8

9

Разминка

2

10

Общеразвивающие упражнения.

4

11

Упражнения на координацию движений.

6

12

 Танец «Самба».

8

13

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

2

14

Разминка.

2

15

Общеразвивающие упражнения.

2

16

Индивидуальное творчество.

4

17

Урок-смотр знаний

2

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Упражнения на развитие координации

Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями.

Например:

- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;

- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;

- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

Свободные комбинации.

Упражнения на улучшение гибкости

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Диско танцы

     1. Танец «Полонез»

- шаг-полонеза по одному, в парах;

- движения рук по одному, в парах;

- рисунок танца по одному, в парах;

- шаг-поворот по одному, в парах;

- полностью танец по одному, в парах.

     2. Танец «Сударушка»

- шаг по л. т. по одному, движения рук;

- выход в парах;

- приглашение к танцу;

- «расходимся – сходимся».

4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)

     1. Танец «Самба»

- основное движение по одному, в парах;

- самба-ход на месте по одному, в парах;

- бота-фого по одному, в парах;

- виск по одному, в парах;

- виск с поворотом;

- самба-ход;

- самба-ход в променадной позиции;

- поворот под рукой;

- Вольта

5. Индивидуальное творчество

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- знать танцевальные схемы;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе

Учебно-тематическое планирование

 6 класс

Название темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

2

Разминка.

4

3

Общеразвивающие упражнения.

6

4

Танец «Джайв».

12

5

Разминка.

4

6

Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса.

4

7

Танец «Джайв»

6

8

Общеразвивающие упражнения.

2

9

Разминка.

1

10

Упражнения на развитие координации.

2

11

Танец «Менуэт»

8

12

Разминка.

2

13

Упражнения на улучшение гибкости.

4

14

Танец «Менуэт»

8

15

Урок-смотр знаний

4

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;

- упражнения на развитие координации;

- Упражнения на улучшение гибкости.

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)

      1.Танец «Джайв»

- основной шаг по одному, в парах;

- раскрытие и закрытие по одному, в парах;

- американ спин;

- хлыст по одному, в парах;

- смена мест справа налево по одному, в парах;

- смена мест слева направо по одному, в парах;

- стоп энд гоу по одному, в парах.

4. Менуэт

-основные шаги;

- балансе;

- правый поворот;

- левый поворот;

- окошечко;

- раскрытие;

- повороты;

- дорожка;

- переходы из позиции в позицию;

- поклон.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.
  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.
  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

программа внеурочной деятельности по музыке

Данный материал содержит пояснительную записку, календарное планирование и т.д....

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 8 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...