программа внеурочной деятельности по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Еловикова Лариса Николаевна

Данный материал содержит пояснительную записку, календарное планирование и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_po_muzyke_5_kl.doc133.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

                                         МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ахтуба

Калининского района Саратовской области»

                          Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Мир вокального искусства»

учителя музыки

Еловиковой Ларисы Николаевны

 

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения  под общей редакцией В.И.Лейбсона,  программе дополнительного образования «Палитра детских голосов», Усачева Н.П., и «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).

         Программа «Мир вокального искусства»  предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в условиях ФГОС основного общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

       

Общая характеристика курса.

 Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.  

        Возраст детей, участвующих  в реализации программы  10-11  лет.

        Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 занятия  в год.

Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

 Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи:

.Обучающие:

  • ·        Сформировать минимальную систему знаний по музыкальной грамоте, основам вокала, хорового и сольного пения. Развивать музыкальные способности детей, слух, голос.
  • ·        Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
    Обучить детей вокальным навыкам;
  • ·        Показать на конкретных примерах применение полезных музыкальных навыков.

Развивающие:

  • ·        Развивать индивидуальность ребенка, его музыкальные и творческие способности.
  • ·        Развить музыкально-эстетический вкус;

Воспитательные:

  • ·        Продолжить нравственное и духовное развитие учащихся через приобщение их к музыкальной культуре.
  • ·        Воспитывать патриотическое чувство через песни военных лет, участие в тематических концертах.
  • ·        Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • ·        Привить навыки сценического поведения. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

        Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • занятия по музыкальной грамоте;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дыхательная гимнастика.

                     Описание места курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность вокальной студии «Мир вокального искусства» в 5 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

      Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

     Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

  • элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения дети должны

Знать:

основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дыхание, дирижерский жест,   звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);

специальную терминологию;

правила поведения в хоровом классе; правила поведения на сцене;

правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения;

элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения;

сведения о культуре исполнительского искусства;

вокально-хоровые упражнения.

Уметь:

чисто интонировать; петь легким, полетным звуком, без надрыва;

пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги);

четко пропевать текст и окончания слов в песне;

передавать образ и характер произведения;

петь в унисон, слушая товарищей;

иметь навыки исполнения на сцене;

слушать и слышать музыку;

анализировать собственное исполнение и своих товарищей;

пользоваться микрофоном, петь под фонограмму;

анализировать произведение.

Владеть:

навыками культурного поведения, общения;

навыками правильного дыхания;

элементарными основами звукообразования, звуковедения;

познакомиться с нотной грамотой,

стать активнее, смелее, трудолюбивее, улучшить свою память, развить воображение, инициативу.

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах

Диагностика результатов обучения

Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного.
           Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.
           Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

      концерт,

выступления учащихся на мероприятиях в рамках школы,района;

анкета.

Тематический план

Тема

Характеристика УУД

Кол-во часов

1

Нотная азбука.

Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

4

2

Работа с аккомпанементом.

Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.

Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

5

3

Работа с фонограммой.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.  

5

4

Работа с микрофоном.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

5

5

Сценическая культура.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

5

6

Работа над репертуаром.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен,

реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

10

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата по плану

Фактическая дата

Использование нагдядных пособий, ИКТ

Повторение

Примечания

1

Вводное занятие.

1

- наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;

- наличие микрофонов;

- фонотека (аудио - кассеты, компакт-диски ) с различными вокальными произведениями;

- фонотека с записями фонограмм;

караоке;

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Нотная азбука

1

3

Знакомство с голосовым аппаратом. Нотная азбука

1

4

Диапазон, регистр голоса. Навыки работы с микрофоном.

1

5

Подготовка к тематическим концертам в школе. Навыки работы с микрофоном.

1

6

Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Работа с аккомпанементом.

1

7

Знакомство с различной манерой пения. Нотная азбука

1

8

Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Навыки работы с микрофоном.

1

9

Выработка чистого унисона. Навыки работы с микрофоном.

1

10

Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом.

1

11

Подготовка к тематическим концертам в школе. Навыки работы с микрофоном.

1

12

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

13

Выразительные средства исполнения. Нотная азбука

1

14

Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.

1

15

Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом.

1

16

Выработка чистого унисона

1

17

Выразительные средства исполнения. Сценическая культура.

1

18

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

19

Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.

1

20

Подготовка к тематическим концертам в школе.

1

21

Ансамблевое пение.

1

22

Обрабатывание исполнительно-сценического образа. 

1

23

Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.

1

24

Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом.

1

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

25

Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.

1

26

Обрабатывание исполнительно-сценического образа.

1

27

Ансамблевое пение. Работа с аккомпанементом.

1

28

Навыки работы с микрофоном.

1

29

Подготовка к тематическим концертам в школе.

1

30

Защита проекта «Великие вокалисты прошлого и настоящего»

1

31

Ансамблевое пение.

1

32

Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.

 

1

33

Работа над репертуаром.

1

34

 Подводим итоги.Концерт.

1

Материально-техническое обеспечение курса.

Литература учителя:

1.          Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980

2.          Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983

3.          Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972

4.          «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982

5.          «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982

6.           Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003

7.           Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984

8.           Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977

9.         Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976

10.         Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002

11.         Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.

Интернет-ресурсы:

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия.

      2.Информационно-коммуникационные средства.

      3.Технические средства обучения:

  • компьютер
  • музыкальный центр
  • микрофоны
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • фортепиано
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка"

Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка" для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и способствует получению дополнительного образовани...

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Музыка. Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАмузыкального воспитания по внеурочной деятельности«Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов   Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по музыке

Проектная деятельность по внеурочной деятельности по теме "Музыкальный Петербург" Вданной разработке представлена  деятельность и виды проектов по теме :Музыкальный Петербург XVIIIвека(отПетраI...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы по программе Ритмика

Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы. Ритмика....

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке 2021-2022 учебный год

          Результатами  курса внеурочной деятельности «Серебряные нотки» -  является приобщение  детей к музыкальному искусству через пение, ...