ПРОГРАММА адаптированная образовательная по коррекции нарушений речи с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
рабочая программа

Гурей Татьяна Семеновна

ПРОГРАММА

адаптированная образовательная по коррекции

нарушений речи с детьми  с ОВЗ

в  условиях ФГОС ДО

Цель Программы:

психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы  педагога- психолога  и учителя – логопеда  в соответствии с программным содержанием.
  3.  Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  4. Обеспечение условия для социализации детей.
  5. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ЗРР у детей.
  6. Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
  7. Развивать активное вовлечение родителей в образовательный процесс МКДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_adaptirovannaya_s_ovz_logopeda.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аистёнок» пос. Правокубанский»

Согласовано:                                                                                                                        Утверждено:

Зам. зав. по В-ОР                                                                                                      Зав. МКДОУ «Д/сад «Аистенок»

_______________ Л. М. Джандарова                                                                          _____________ О. Р. Болурова

«____»_______2019г.                                                                                                                      «____»_______2019г.

ПРОГРАММА

адаптированная образовательная по коррекции

нарушений речи с детьми  с ОВЗ

в  условиях ФГОС ДО

Составитель:

учитель-логопед

I  квалификационной категории

Гурей Татьяна Семеновна

п. Правокубанский

2019

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Обучение по адаптированной к возможностям детей с ОВЗ образовательной Программе по коррекции нарушений речи дошкольного образования реализует обеспечение равного доступа этой категории детей к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Программа направлена на обеспечение комплексного подхода и коррекционно-логопедического  сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в речевом  развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности,   Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им коррекционно-развивающей  помощью.

Муниципальное казённое  дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Аистенок» пос. Правокубанский  ( далее МКДОУ «д/с «Аистенок» п. Правокубанский» )  соответствии с Законом РФ «Об образовании» обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ , охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:

 Конвенция ООН о правах ребенка;

 Декларация прав ребенка;

 Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного  учреждения  (ООП ДОО).

 Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного

  образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября

2013 г. №1155

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  30 августа 2013  г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам  дошкольного образования»

 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).

Федеральным закон «О специальном образовании лиц с ограниченными

возможностями здоровья».

В основе создания Рабочей программы учтены современные коррекционно-развивающие программы утвержденные Министерством Образования РФ, научно-методические рекомендации:

 Программа по коррекции нарушений  речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

 Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

 Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Г. В. ЧиркинаТ. Б. Филичева,Т. В. Туманова.

 разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.  

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в  действие  нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ.

 Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для

  коррекции недостатков речевого развития, психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

Данная адаптированная образовательная  программа по коррекции нарушений речи  предназначена для работы с детьми возраста от 4 до 7  лет с ОВЗ.

 Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.

1.2. Цели и задачи:

Программа МКДОУ «д/с «Аистенок» п. Правокубанский», согласно федеральным государственным образовательным стандартам ДО, направлена на:

 ● развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;

 ● формирование общей культуры детей;

 ● формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

 ● сохранение и укрепление здоровья детей;

● коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

 

Цель Программы:

психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы  педагога- психолога  и учителя – логопеда  в соответствии с программным содержанием.
  3.  Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  4. Обеспечение условия для социализации детей.
  5. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ЗРР у детей.
  6. Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
  7. Развивать активное вовлечение родителей в образовательный процесс МКДОУ.

  1. Основные принципы построения программы:

1. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

     полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество  с семьей;
  3. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  6. учет этнокультурной ситуации развития детей.    

Кроме того, в основу программы положены и  

основные общедидактические принципы:

  • Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате взаимосвязи   воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Программа  является адаптированной образовательной с детьми ОВЗ по коррекции нарушений речи, на основе которой разрабатываются индивидуальные образовательные программы на конкретного ребенка с учетом всех его индивидуальных особенностей.

 

1.4. Индивидуальные особенности контингента детей

Ребенок  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - воспитанник с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16) Понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. В группу дошкольников с ОВЗ могут входить дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.  К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

МКДОУ могут посещать следующие категории детей с нарушениями развития, имеющие инвалидность:          

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;  дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями);
  • дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.);
  • дети, страдающие дизартрией, дефекты звуковой стороны речи у которых обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата;

1.4.1. Особенности развития детей с ТНР

Группу дошкольников с тяжѐлыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической деятельности. Развитие психики ребѐнка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребѐнка в норме. Однако системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психических функций (память, внимание, восприятие, мышление).

Общая характеристика речевого развития детей с ТНР.

В классической литературе выделено 4 уровня, характеризующих речевой статус детей с общим недоразвитием речи (ОНР): 

  1. Первый уровень развития речи характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована;
  2. На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают. Дети начинают общаться не только с помощью жестов, лепетных слов, как на первом уровне, но и с помощью достаточно постоянных, хотя и искажѐнных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.
  3. Третий уровень речевого развития характеризуется более или менее развѐрнутой обиходной речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей отмечаются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
  4. Для детей четвѐртого уровня речевого развития характерны нередко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий.

1.4.2. Особенности развития детей с ЗПР

  • деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;  
  • им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
  • сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,   отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;  
  • недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
  • у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
  • отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
  • наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
  • нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Динамика в речевом развитии;

Динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;

освоение детьми специфических видов деятельности на уровне самостоятельности;

взаимная социальная адаптация  детей с ограниченными возможностями;  

Целевые ориентиры для детей с задержкой психического развития

  1. Соотносит действия, изображѐнные на картинке, с реальными, дорисовывает недостающие части рисунка, воссоздаѐт целостное изображение предмета, соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа.
  2. Производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи между персонажами и объектами, изображѐнными на картинках; соотносит  текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение «четвѐртый лишний»;
  3. Осуществляет количественный счѐт в прямом и обратном порядке, счѐт от средних чисел ряда, порядковый счѐт в пределах десяти, пересчитывать предметы и изображения при разном их расположении, определяет место числа в числовом ряду, измеряет множества используя условную мерку, имеет представление о сохранении количества, знает цифры от 0 до 9, соотносит их с числом;
  4. Называет своѐ имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он проживает; узнаѐт и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофѐр; выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детѐнышей; определяет признаки  времѐн года; различает время суток: день, вечер, ночь, утро.
  5. умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использует в речи имена сущ.  глаголы в ед. и мн. числах;  глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения; отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет еѐ основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия.
  6.  Составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками,  сюжетным картинкам; определяет количество слов в предложении  и место слов в предложении; делит слова на слоги (части), определяет количество слогов в слове; определяет первый звук в слове, соотносит звук с буквой.  

Целевые ориентиры для  детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  2.  употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
  3.  умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  4.  умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
  5.  правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели  умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
  6.  умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
  7.  составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  8.  умеет составлять творческие рассказы;
  9.  осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  10.  владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  11.  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  12.  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  13.  умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
  14.  знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
  15.  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);  
  16. воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).  

1.6. Система оценки результатов освоения программы

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Наряду с этим, реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках логопедической  диагностики (оценки индивидуального развития речи дошкольников с ОВЗ, связанной с оценкой эффективности коррекционно-развивающих  действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка исходя из результатов оценки его индивидуального речевого развития в процессе наблюдений за ним в различных видах деятельности и проведения диагностики. Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ позволяет определить оптимальный логопедический  маршрут, соответствующий его возможностям и способностям, обеспечить индивидуальным комплексным сопровождением каждого воспитанника, спланировать коррекционные-развивающие мероприятия, разработать индивидуальные программы коррекционной работы, оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы, определить условия обучения и воспитания, необходимые для успешного развития ребенка.

 Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе, не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики речевого развития детей, основанная на методе наблюдения, адаптированного тестирования, создания ситуаций диагностики,  проводимая логопедом в сентябре, январе, мае. Система мониторинга ставит целью дальнейшую оптимизацию действий по отношению к детям  с ОВЗ. Оценка качества образовательной деятельности поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывает вариативность путей и форм развития ребенка и коррекции его развития.

  1. Содержательный раздел

2.1. Речевое развитие:

Основная цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языковой системой.

Задачи развития речи:

  1.  Формировать  структурные компоненты  системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
  2.  Формировать  навыки владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
  3.  Формировать  способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

  1. развитие словаря;
  2.  воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
  3. обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи;
  4. овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
  5.  формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
  6.  развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания.
  7.  формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
  8.  развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

 Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Большое значение отводится чтению художественной литературы как источнику расширения кругозора, обогащения и уточнения словаря.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Необходимо создание специальных условий – разработок грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности.  

2.2. Содержание коррекционной логопедической работы

Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики  развития детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.      

Содержание коррекционной работы направлено на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.  

Содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы обеспечивает:

 • выявление особых образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития;

 • осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

 • возможность освоения детьми с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития основной общеобразовательной и дополнительных  программ и их интеграции в образовательном учреждении.

   

2.2.1. Основные направления деятельности учителя-логопеда:

  • своевременная систематическая коррекционно-развивающая логопедическая  помощь детям с отклонениями в развитии;
  •  консультативно-методическая поддержка их родителей в организации речевого развития  детей;
  • взаимодействие с воспитателями, педагогом-психологом, специалистами учреждения в вопросах  комплексного подхода к речевому развитию детей с ОВЗ;
  •  социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

2.2.2. Основные задачи работы учителя-логопеда

  1. осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей с ОВЗ;
  2.  формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ;
  3. создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей с ОВЗ;
  4.  взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей с ОВЗ, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

2.2.3. Организация образовательного процесса учителя-логопеда

Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. Это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Приоритетные направления работы с детьми:

  •  логопедическая коррекция дефекта;
  •  развитие речи и речевого общения

Образовательный процесс  включает:

  •  расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием
  •  реализацию личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменения содержания обучения  и совершенствование методов и приемов работы

План индивидуальной коррекционной работы

по коррекции звукопроизношения

  1. Подготовительный этап

Задача:

Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной  работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое  восприятие в играх и

специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до  уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) рекомендовать укреплять физическое здоровье воспитанников  логопедического пункта ДОУ (консультации врачей – узких  специалистов при необходимости медикаментозное лечение,  массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования  исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

 свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

 шипящий Ш

 шипящий Ж

 шипящие Ч, Щ

 соноры Л, Ль

 соноры Р, Р'

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной  гимнастики):

 для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,

«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

 для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,

«Грибок», «Погреем руки»;

 для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,

«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

 для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых  слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах  со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем  в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога  и параллельно

вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и

закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по  автоматизации

звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в  подгруппы. Вся

дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в

отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,

чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах,  экскурсиях, труде и т. д.).

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам

и картинам);

2. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,

чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

  1. Обеспечение в МКДОУ комплексного подхода к коррекции нарушений у детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех специалистов МКДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты МКДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально- эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро преодолеть нарушения развития. Это возможно лишь при условии формирования в МКДОУ вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны учитель-логопед, воспитатели группы, медицинский персонал, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья. Коррекционная работа с детьми строится последовательно и постепенно – от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.

  1. Взаимодействие воспитателей и специалистов в организации коррекционной работы

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей групп, дети которых посещают коррекционные занятия, осуществляется в следующих направлениях:

1.) коррекционно-воспитательное;

2.) общеобразовательное.

        Воспитатель совместно со специалистами участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Воспитатели знают характер этих нарушений и владеют основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для детей с ОВЗ коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.

        У большинства детей  есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонематические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. В связи с этим основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателей в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

•        учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

•        воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Деятельность учителя-логопеда направлена на:

•        Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.

•        Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи.

•        Коррекция звукопроизношения.

•        Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

•        Устранение недостатков слоговой структуры слова.

•        Обучение грамоте.

•        Отработка новых лексико-грамматических категорий.

•        Развитие связной речи и речевого общения.

•        Предупреждение нарушений письма и чтения.

•        Развитие психических функций.

В функции воспитателя входит:

•        Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

•        Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

•        Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

•        Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.

•        Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

•        Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию учителя-логопеда.

•        Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

•        Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.

•        Развитие игровой и театрализованной деятельности.

•        Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель-логопед проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение месяца (сентябрь). Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в разных видах деятельности, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

        Заканчивая обследование, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию:

•        речевую карту на каждого ребенка;

•        тетрадь записи домашних заданий для каждого ребенка;

•        перспективный план работы на год.

Основные требования к организации в ДОУ логопедических занятий с детьми, имеющими речевые нарушения:

•        занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;

•        занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;

•        занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;

•        на занятиях происходит тренировка правильной речи;

•        занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

•        занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Учитель-логопед проводит коррекционно-логопедические занятия  до обеда. Эти занятия могут быть индивидуальными  и подгрупповыми (2-4 ребенка). Проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков). Продолжительность индивидуального речевого занятия учителя-логопеда с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии - 10-20 минут.На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами.

        Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Особая значимость этой работы в том, что она представляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.

Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

• психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

• участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

• консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года педагог – психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника с ОВЗ.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Работа  музыкального руководителя включает задачи: 

  •  способствовать гармоничной социализации ребёнка с ОВЗ;
  •  способствовать развитию слухового восприятия, внимания;
  •  формировать способность адекватно воспринимать музыку;
  •  привлекать детей к участию в доступных видах музыкальной деятельности;
  •  способствовать  появлению динамики в эмоциональном реагировании на музыку.

Работа  инструктора по физической культуре включает задачи:

  •  формировать начальные двигательные навыки  детей с ОВЗ ,
  •  повышать их двигательную активность,
  •  способствовать формированию двигательной культуры,
  •  создавать положительный эмоциональный настрой.

Общая цель: максимально возможное развитие жизнеспособности детей с ОВЗ, формирование элементарных представлений о способах социально-одобряемого поведения и двигательных умениях, доступных для индивидуума на основе развития интеллектуальных возможностей. Обеспечение системного подхода к условиям развития детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «д/с «Аистенок» п. Правокубанский».

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:

- готовность родителей быть участниками педагогического процесса;

- распределение ответственности за успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями;

- обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

В таких случаях  выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений.  

Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка.

С самого начала знакомства  определяется готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

 

Основными задачами работы с родителями  являются:

  1.  создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
  2.  овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;
  3.  овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
  4.  родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители продолжают с ним работать.
  5.  Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую.  
  6.  Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ в развитии психофизических процессов дошкольников с ОВЗ  может дать положительную динамику.  

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МКДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.  

  1. Организационный раздел

3.1  Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной  среды.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в кабинете учителя – логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта детей с ОВЗ, преодоления отставания в речевом развитии, способствует всестороннему гармоничному развитию личности воспитанников.

Развивающая среда рассматривается педагогами МКДОУ как комплекс психолого-педагогических условий для развития физических, интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве.

Цель создания развивающей предметно - пространственной среды - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей, в том числе и в речевом развитии,  и совершенствованию структуры детской личности.

Оборудование логопедического кабинета соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного  возраста развивающий эффект.

Функции логопедического пункта МКДОУ

  • Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению речевых нарушений.
  • Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
  • Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Развивающая предметно-пространственная среда является: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной (ФГОС ДО).

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить

несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит

следующие разделы:

 Материалы по обследованию речи детей;

 Методическая литература по коррекции речи детей;

 Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

 Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

  1. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на стендах в приемной  группы, в логопедическом кабинете и содержит

популярные сведения о  развитии и коррекции речи детей.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются горизонтально вытянутые зеркала и рабочие полки, где

проходит коррекционная работа, над зеркалом  имеются изображения основных

 артикуляционных упражнений и  звуковых профилей.

  1. Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована учебными и игровыми  пособиями, детским столом.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы

является наличие основной документации:

  1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

  1. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное

учреждение.

  1. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

  1. Речевая карта на каждого ребенка с речевыми нарушениями.

  1. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.

  1. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.

  1. График  работы учителя-логопеда, утвержденная  руководителем дошкольного

 образовательного учреждения, согласованная с  администрацией учреждения.

      8 . Перечень оборудования, учебных и наглядных  пособий, находящихся  в

логопедическом кабинете.

  1. Копии отчетов об эффективности коррекционной работы.

Расписание работы кабинета:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00 – 13.00

Методическая работа

9.00 – 13.00

9.00 – 13.00

9.00 – 13.00

9.00 – 13.00

ОСНАЩЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Количество

Инв  №

Примечание

1

Стол письменный

1

 

 

2

Стол ученический детский

1

 

 

3

Скамейки детские

2

 

 

4

Шкаф демонстрационный

1

 

 

5

Стул большой мягкий

Стул малый детский

1

2

 

 

6

Зеркало настенное

2

 

личное

7

Дополнительное освещение у зеркала.

2

личное

8

Зеркала индивидуальные малые

5

личное

КАТАЛОГ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ п/п

Авторы

Название

1

Иншакова О. Б.

Альбом для логопеда

(альбом диагностики речевого развития ребенка)

2

Косинова Е.

Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту

3

Крупенчук О. И. , Воробьева Т. А.

Логопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика

4

Лылова Л. С. И другие

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

5

Фомичева М. В.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения

6

Автор-составитель Дедюхина Г. В.

Альбом звукоподражаний и слов

к коррекционно-развивающим занятиям с детьми раннего и предшкольного возраста с задержкой психофизического развития

7

Воробьева Т. А.

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

8

Резниченко Т. С.

Ларина О. Р.

Говорим правильно С Ц З

9

Кантур Т. Г.

Сидорова Т. С.

Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в 2 частях

10

Гадасина Л.Я.

Ивановская О. Г.

Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р и Л

11

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков П,Б,Ф,В,Т,Д

12

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков К,Г,Х,Й

13

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков С,З,Ц

14

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков  Ш,Ж

15

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков Ч,Щ

16

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков Л

17

Гальская Н. В.

Тетрадь для закрепления произношения звуков Р

18

Воробьева Т. А.

Воробьева П. А.

Дыхание и речь

Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения

Наглядность, дидактические материалы и

 пособия для логопедических занятий

№ п/п

Название

количество

назначение

1

Артикуляционная гимнастика

20

Показ правильности выполнения

2

Ротик-домик согласных звуков

1

Демонстрация позиций согласных звуков

3

Человек: строение и органы чувств

1

Строение человека

4

Путешествие от А до Я

1

Буквы от А до Я

5

Твердые и мягкие согласные

1

Твердые и мягкие согласные

6

Поющие звуки

1

Поющие звуки

7

Город гласных и согласных

1

Показ позиций гласных и согласных

8

Профили звуков в картинках

9

Нормальная артикуляция звука

9

Пособия для дыхательной гимнастики

Пособия для дыхательных упражнений

  1. Ракеты и летающие тарелки

8

Пособия для дыхательных упражнений

  1. Горячая чашка

2

Пособия для дыхательных упражнений

  1. Летят листики

11

Пособия для дыхательных упражнений

  1. Снежинки

2 +7

Пособия для дыхательных упражнений

  1. Сдуй снежинку с рукавички

3

Пособия для дыхательных упражнений

10

Логопедический тренажер

1

Игра для закрепления произношения

11

Клубника из камней

26

Для мелкой моторики, счетный материал

12

Карточки-звукоподражания №1

17*2

Вызывание звукоподражаний

13

Карточки-звукоподражания №2

20*2

Вызывание звукоподражаний

14

Пальчиковая цветная гимнастика

20*2

Для выполнения пальчиковых упражнений

15

Прищепки  с основами для прикрепления

1 комплект

Для мелкой моторики, для вызывания звукоподражаний

16

Конструктор Коврик-пазл

1 комплект

Для мелкой моторики

17

Подкова для кисти (эспандер)

1

Для мелкой моторики

18

Фасоль в коробочках

2

Для мелкой моторики

19

Моталки «Якорь»

3

Для мелкой моторики

20

Счетные палочки

3 комплекта

Для мелкой моторики

21

Круглый фигурный конструктор

2 комплекта

Для мелкой моторики

22

Очки-трубка

1

Для дыхательной гимнастики

23

Пальчиковый кукольный театр

8+3+4

Для мелкой моторики, для вызывания звукоподражаний

24

Куклы на руку

2

Для мелкой моторики, для вызывания звукоподражаний

25

Машинки грузовые

5

Для мелкой моторики, для вызывания звукоподражаний

26

Клубки ниток

7

Для мелкой моторики

27

Мягкий конструктор из ЭВА материала

1 комплект

Для мелкой моторики

28

Мыльные пузыри

2

Для дыхательных упражнений

29

Кубики для игр

4

Для настольных игр

30

Фигурки животных

7+1

Для настольных игр, мелкой моторики, вызывания звукоподражаний

31

Мультипликационные фигурки животных

1+2+1

Для настольных игр, мелкой моторики, вызывания звукоподражаний

32

домик

1

Для настольных игр, мелкой моторики, вызывания звукоподражаний

33

барабан

1

Для настольных игр, мелкой моторики, вызывания звукоподражаний

34

Лото Ассоциации

48 фишек

6 карточек

Настольная игра

35

Лото  Домашние животные

24 фишки

Настольная игра

36

Лото Чей Малыш?

48 фишек

6 карточек

Настольная игра

37

Развивающее лото Животные и птицы

Настольная игра

38

Развивающее лото Окружающий мир

Настольная игра

39

Развивающая книжка с наклейками  В деревне

1

Развивающая книжка с наклейками  

40

Развивающая книжка с наклейками  Кто в лесу живёт

1

Развивающая книжка с наклейками  

41

Развивающая книжка с наклейками  Формы

1

Развивающая книжка с наклейками  

42

Развивающая книжка с наклейками  Транспорт

1

Развивающая книжка с наклейками  

43

Пазл-сказка Курочка Ряба

1

Пазл-сказка

44

Пазл-сказка Курочка и цыплята

1

Пазл-сказка

45

Карточки для детей Режим дня

1

Карточки для детей

46

Детская настольная игра-бродилка Золушка

1

Настольная игра

47

Наглядное пособие Изучаем календарь

1

Изучаем календарь

48

Пальчиковый твистер настольная игра

1

Для настольных игр, мелкой моторики,

49

Дидактическая игра Божьи коровки

1

Для настольных игр, мелкой моторики, изучения цвета

50

Логопедическое лото 5 щенков

Ш,Щ,Ч,СЬ,ТЬ

1

Логопедическая игра

Сложи цветочек

Логопедическая игра

51

Зашумленные картинки на букву

4*2

Зашумленные картинки

52

Массаж ложками

2*2

Наглядное пособие

53

Массаж колючими мячиками

4*2

Наглядное пособие

54

Обучающие тематические карточки

  1. Одежда

16

тематические карточки

  1. Транспорт

16

тематические карточки

  1. Мамы и детки

16

тематические карточки

  1. Дорожные машины

8

тематические карточки

  1. Животные и детеныши

12*2

тематические карточки

  1. Профессии

32

тематические карточки

  1. Домашние животные

12

тематические карточки

55

Логопедические игры

  1. Лото «Разложи подарки»

Логопедические игры

  1. Подарки Деда Мороза

Логопедические игры

  1. Найди тень

3*2

Логопедические игры

  1. Одеваемся по погоде

Игра-лото

  1. Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…

Логопедические игры

  1. Какой цвет?

Игра-лото

  1. Жил -был Кружочек

Обучающая игра

  1. Настольная игра «Запоминайка»

56

Осенние листья для ориентации в пространстве

8

для ориентации в пространстве

57

Снежинки для ориентации в пространстве

8

для ориентации в пространстве

58

Пальчиковые шаги

8*2

карточки

59

Осенние пальчиковые игры

8*2

картотека

60

Зимняя пальчиковая гимнастика

5*2

картотека

61

Обобщающие карточки

36*2

9*2

карточки

62

Карточки «Какой, какая, какие?»

18*2

карточки

63

Алгоритмы приготовления

8*2

карточки

64

Тематические карточки Насекомые

4*2

Тематические карточки

65

Пальчиковые дорожки для обеих рук

5*2

Обучающие карточки

66

Карточки логопедические Найди слова на букву

15*2

Карточки логопедические

67

Зашумленные цветные картинки

4*2

Зашумленные картинки

68

Напольные счёты

1 шт

Для моторики, развития счета, цветового восприятия

69

Цветные резиночки

Для моторики, развития счета, цветового восприятия

В процессе изготовления

Литература

1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-

развивающей работе в дошкольной образовательной организации для

детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения

ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск:

Цицеро, 2014. – с.80

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008

4. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Коррекционно-развивающее обучение» - М, 2013г.

5.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи. – М:, просвещение, 2016г.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической

работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.

методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ –

М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и

организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. :

АРКТИ, 2003.

8. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б.,

2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

Адаптированная образовательная программа "Совершенствование произносительной стороны речи глухих обучающихся 7-10 классов"

В связи с задачей интенсификации педагогического процесса в школе глухих важной и перспективной является разработка проблем объективного подхода к оценке результатов формирования произношения в старши...

Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 8 класса

                         Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании:Программы специальных (коррекционных) об...

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"...

Адаптированная образовательная программа по коррекции устной речи в 1 Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.Для изучения взяты следующие предметы:Развитие графо-моторных навыков.Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисов...

Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы

Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...