Адаптированная образовательная программа по коррекции устной речи в 1 Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.
рабочая программа

Коваленко Екатерина Валерьевна

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.

Для изучения взяты следующие предметы:

  1. Развитие графо-моторных навыков.
  2. Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисование.
  3. Развитие математических представлений.
  4. Развитие психомоторных навыков.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

 

-  коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-  умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-  воспитания умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;

-  расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;

-  развитие аккуратности, настойчивости и усидчивости, самостоятельности в работе;

-  развитие у воспитанников видеть красивое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Адаптированная образовательная программа

 по коррекции устной   речи в 1 Д классе

 в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.

                                                                                              Учитель-логопед:

высшей квалификационной категории

                                                                                          Коваленко Е.В.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.

В качестве базовой основы при составлении модифицированной программы взяты «программа обучения глубоко умственно отсталых детей» (составитель НИИ дефектологии АПН СССР), 1984 г. И «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта (составители: Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, 2010 г. 3-е издание).

Для изучения взяты следующие предметы:

  1. Развитие графо-моторных навыков.
  2. Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисование.
  3. Развитие математических представлений.
  4. Развитие психомоторных навыков.

Программа направлена на решение следующих задач:

-  коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-  умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-  воспитания умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;

-  расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;

-  развитие аккуратности, настойчивости и усидчивости, самостоятельности в работе;

-  развитие у воспитанников видеть красивое.

Структура занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий момент.
  1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Коррекция высших психических функций.
  1.  Изучение нового материала.

          IV. Динамическая пауза.

V.Закрепление. Продуктивная обработка образца.

           VI. Итог.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны уметь:

- выделять каждый палец на руках и называть его;

- выполнять упражнения с карандашом;

-  захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;

-  выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение).

 -  выкладывать предметы из палочек, косточек, бусинок по образцу;

 -  подбирать и сравнивать парные картинки;

 -  выполнять определённые действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;

 -  правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;

 -  правильно писать элементы букв;

 -  сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;

 -  выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.

Курс коррекционных занятий рассчитан на 68 часов, 2 раза в неделю.

При отборе содержания учитывались возрастные и индивидуальные особенности.

Характерными методами и приёмами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседа, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по застёгиванию и расстёгиванию различных видов застёжек и шнурков.

Динамика усвоения программного материала отслеживается с помощью цветовых обозначений.

0 - выполнение недоступно;

0 – выполнение с помощью педагога;

0 – самостоятельное выполнение задания

Контрольно-измерительные материалы

2019-2020 уч. год

Ф.И. учащегося

Развитие графо-моторных навыков

I ч.

Развитие сенсорных процессов

II ч.

Развитие математических представлений

III ч.

Развитие психомоторных навыков

IV ч.

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Логопедические занятия

по развитию устной связной речи в 1 Д классе

с учащимся, имеющей диагноз “системное недоразвитие речи»”.

Пояснительная записка.

Учащаяся испытывает трудности при усвоении учебной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

У учащегося наблюдается:

1.  Нарушение артикуляционной моторики (медленные, неточные неполные движения

губ и языка; ограничение движений языка вверх и в стороны; отсутствие более

сложных движений).

2.  Недостаточное развитие общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы;

движения нескоординированные, неловкие, неточные и медленные).

3.  Слабое развитие фонематического слуха.

4.  Нарушение звуко - слоговой структуры слова (ритмический контур, ударность,

число слогов).

5.   Низкий уровень пассивного и активного словаря.

6.   Трудности овладения лексическим значением слова.

7.   Нарушение темпа речи.

8. Снижение речевой активности (неумение выражать свои мысли, впечатления, чувства,

желания).

9. Неустойчивое внимание.

10. Недостаточное развитие способности к переключению.

11. Недостаточная способность к запоминанию словесного материала.

12. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

13. Недостаточное развитие самоконтроля.

Основные направления работы:

  1. Индивидуальный план коррекционной работы с учащимся на учебный год.

Развитие устной связной речи

  1. Обучение артикуляционной гимнастики.
  2. Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук.
  3. Развитие чётких представлений о звуковом составе слова.

     5.  Развивать умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы.

     6.  Составление распространённых предложений на основе демонстрируемых

    по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

   7. Работа с компьютером ( использование на занятиях игр,  способствующих развитию

      внимания, логического мышления и памяти ).

Коррекционная работа по развитию околоречевых процессов:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

- устойчивость внимания;                                 - способность к переключению;

- наблюдательность;                                          - навыки и приёмы самоконтроля;

- способность к запоминанию;                         - познавательная активность

2. Формирование полноценных учебных умений.

- планирование деятельности;                                 - применение знаний в новых ситуациях;

- контроль за ходом деятельности;                          -  анализ оценки продуктивности

- работа в определённом темпе                                -  собственной деятельности

3. Развитие

- общей и речевой моторики;                                            - фонематического слуха;

- артикуляционного уклада;                                              - силы и высоты голоса;

- пространственного восприятия;                                     - дыхания

- слухового восприятия;                                                    - мимики;

- мелкой моторики;                                                             - интонации

- уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение

словарного запаса

- развитие навыков построения связного высказывания;

- развитие монологического высказывания

Используемая литература:

при составлении календарно-тематического планирования

по развитию устной связной речи:

1. Р.И. Лалаева " Логопедическая работа в коррекционных классах ". М; 1999 г.

2. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания» (альбомы № 1,2,3,4) М; 2010 г.

3. Т.Б.Филичева " Основы логопедии ". М; 1989 г.

Развитие графо-моторных навыков 

Тема

Средства обучения

Количество часов

Дата

Диагностика

Входящая диагностика.

1.

Учить ребёнка выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определённых действий.

Показ учителем

(по подражанию)

2.

Учить ребёнка захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, песок, крупы), высыпая в различные ёмкости.

Показ учителем

( по подражанию)

3.

Учить ребёнка захватывать предметы щепотью, раскладывать большие и мелкие предметы.

Показ учителем

( по подражанию)

4.

Закрепить умения ребёнка выполнять движения кистями рук по подражанию («рыбка плывёт», »машем флажком»)

Показ учителем

( по подражанию)

6.

Учить ребёнка брать в обе руки сыпучие материалы (горох, фасоль) и высыпать

их в посуду.

крупа: фасоль, горох

7.

Учить ребёнка проводить карандашом по образцу прямые линии до определённой точки в направлении сверху вниз

(совместно с учителем)

Карандаш, альбомный лист

8.

Учить проводить прямые линии по пунктирным линиям в направлении сверху вниз.

Карандаш, альбомный лист

9.

Учить застёгивать кнопки и пуговицы различной величины.

Пуговицы различной величины

10.

Учить ребёнка обводить по контуру простые предметы.

Трафареты, тетрадь, альбомный лист

11.

Учить ребёнка обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги.

Трафареты, тетрадь, альбомный лист

Диагностическая работа за

           четверть

Развитие математических представлений

Тема

Средства обучения

Количество часов

Дата

Диагностика

Входящая диагностика.

1.

Формировать у ребёнка навыков подготовки к конструированию

(организация рабочего места на ковре или на столе, выкладывание конструктора).

Конструктор

2.

Вызывать у ребёнка интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого.

Счётные палочки, конструктор, бруски из дерева, кубики

3.

Конструирование из разных геометрических фигур.

Магнитная мозаика, счётные палочки, полоски из бумаги

4.

Обводка геометрических фигур.

Трафареты геометрических фигур, шаблоны

5.

Учить ребёнка выполнять простые постройки («дорожка», «гараж», «домик»).

Счётные палочки, конструктор, бруски из дерева, кубики

6.

Величина.  «Большой», «маленький».

Монтессори -материалы

7.

Учить ребёнка пользоваться мягким конструктором.

Мягкий конструктор «Геометрические фигуры», «Лето», «Машинка».

 

Тема

Средства обучения

Кол-во час

Дата

Диагностика

8.

Работа с пирамидкой. Действия по составлению в прямой и обратной последовательности.

Пирамидка

9.

Соотнесение числа и цифры 1 и 2. Показ в жестовом варианте.

Счётные палочки, графическое изображение чисел 1 и 2.

10.

Конструирование из палочек цифры 1.

Цифра 1, счётные палочки

11.

Конструирование из палочек цифры 2.

Цифра 2, счётные палочки

12.

Повторение изученного материала.

13.

Диагностическая работа за          четверть

Развитие сенсорных процессов

Ознакомление с окружающим посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование)

Тема

Средства обучения

Количество часов

Дата

Диагностика

Входящая диагностика.

1.

Воспитывать у ребёнка интерес к лепке, аккуратность в работе с пластилином.

2.

Учить выполнять различные действия с пластилином - мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

3.

Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями.

4.

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

5.

Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединяя края колбаски, расплющивать пластилин.

6.

Закреплять умения лепить предметы круглой формы (мячики, помидор, шарики, бусинки).

Аппликация

« Разноцветные шарики».

7.

Учить лепить по образцу предметы из двух кусков пластилина (большой и маленький мячи, яблоки).

Рисование «Яблоко»

8.

Учить лепить по образцу предметы из двух кусков пластилина (снеговик, цыплёнок, неваляшка).

Аппликация «Цыплёнок».

9.

Учить лепить фигуру человека.

Рисование «Человек»

10.

Учить лепить одежду для человека.

Аппликация «Одежда»

11.

Аппликация «Цветок для мамы».

12.

Аппликация »Машина».

13.

Аппликация «Весна».

14.

Аппликация «Зелёная травка».

15.

Аппликация «Птицы прилетели».

16.

Диагностическая работа за              четверть

Развитие психомоторных навыков

Тема

Количество часов

Дата

Диагностика

Входящая диагностика.

1.

Лото ассоциаций «Одежда».

2.

Лото ассоциаций «Обувь».

3.

Лото ассоциаций «Подбери пару».

4.

Геометрические фигуры

«Найди подобное».

5.

Игра «Овощи».

6.

Игра «Фрукты».

7.

Игра «Дикие животные».

8.

Игра «Домашние животные».

9.

Игра «Подбери заплатку».

10.

Игра «Животные и их животные».

Игра «времена года»

11.

Игра «Наведи порядок».

12.

Игра «Одень мальчика (девочку)».

13.

Игра «Собери картинку» (2,3,4 части).

14.

Игра «Вкладыши».

15.

Компьютерная игра «Собери бусы».

16.

Компьютерная игра «Мой питомец» (уход за собакой).

17.

Компьютерная игра «Зума» (подбор нужного цвета).

 Диагностическая работа

 за          четверть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

ПРОГРАММА адаптированная образовательная по коррекции нарушений речи с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

ПРОГРАММАадаптированная образовательная по коррекциинарушений речи с детьми  с ОВЗв  условиях ФГОС ДОЦель Программы:психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивид...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...