Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.
методическая разработка (6 класс)

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Класс: 6 Б.

Тема занятия: Дифференциация звуков [в]_[ф].

                           Правило орфоэпии /Оглушение звонких согласных.

                           Текст «Во дворе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_6.2.2.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта индивидуального занятия

в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.

Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Класс: 6 Б.

Тема занятия: Дифференциация звуков [в]_[ф].

                   Правило орфоэпии /Оглушение звонких согласных.

                   Текст «Во дворе».

Тип занятия: Закрепление приобретённых умений и навыков.

Учитель-дефектолог: Е.В.Жукова

Состояние слуха обучающегося:

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени

Словарь:

клюв, шкаф, обувь, морковь, посев, жираф, бровь, лев, улов, шарф;

звук, звонкий, глухой, правило, оглушение звонкого согласного;

вверху, внизу, справа, слева;

текст «Во дворе»: Дядя выглядывает из окна. Мальчики играют в футбол. Бабушка кормит голубей. Девочка катается на коньках. Стоит высокое дерево.

                                                                     задачи

аспекты работы

обучающие

коррекционно-развивающие

воспитательные

I.Формирование произносительной стороны устной речи

  1. Закрепление  умения дифференцировать буквы  в-ф и соответствующие им звуки (акустические образы звуков [в]-[ф] и их характеристика)
  2. Закрепление понятий по теме «Направления» (ориентировка в пространстве).
  3. Формирование умения строить речевое высказывание в процессе диалога с учителем.
  1. Развитие артикуляционной моторики (дифференциация звуков [в]_[ф] ) в процессе проговаривания речевого материала (слов, словосочетаний, предложений).
  2. Закрепление правила орфоэпии – оглушение звонких согласных в конце слова.
  3. Развитие словесно-логического мышления.

Развитие саморегуляции адекватной обстоятельствам двигательной активности.

II.Формирование речевого слуха

Восприятие и различение на слух знакомого и незнакомого по звучанию речевого материала: слов, фраз.

Развитие слухового и зрительного внимания на речевом материале занятия.

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

  1. Осознание значимости умения различать звуки [В-Ф] в речи.
  2. Коммуникативно-речевая инициативность.

Познавательные

  1. Умение находить сходство и различие при произнесении звуков [В-Ф].
  2. Умение находить изучаемые звуки в речевом материале занятия.
  3. Умение выделять звуки на материале слов.
  4. Умение использовать правило орфоэпии (оглушение звонких согласных в конце слова) в речи.
  5. Умение произносить фразы на одном выдохе, соблюдая правила орфоэпии.
  6. Умение применять правила написания парных согласных.
  7. Умение различать на слух инструкции учителя, фразы текста.
  8. Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (определять направления: слева справа, вверху слева, в центре и т.д.)

Регулятивные

  1. Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.
  2. Умение осознавать результат своей деятельности.
  3. Умение осуществлять самоконтроль.
  4. Умение адекватно оценивать себя.
  5. Умение оценить свою речь; выслушать оценку речи учителем.

Коммуникативные

Умение вести диалог с учителем, задавать вопросы.

  1. Слушание слогов, определение звуков, которыми они отличаются.
  2. Выявление сходства и различия звуков [В-Ф] с использованием звуковых профилей.
  3. Дополнение табличек надстрочными знаками с объяснением выполненного задания (правило орфоэпии).
  4. Ориентирование в пространстве и на плоскости, определяя место, в котором находится объект (справа, вверху слева и т.д.)
  5. Составление разрезного текста на основе слухового восприятия.
  6. Определение предложения из текста на слух «в разбивку».
  7. Работа с индивидуальной карточкой – вставить пропущенные буквы В, Ф.
  8. Осуществление самоконтроля.
  1. Профили звуков.
  2. Предметные картинки.
  3. Таблички к предметным картинкам без надстрочных знаков.
  4. Презентация иллюстрированного текста «Во дворе»
  5. Таблички с разрезным текстом
  6. Индивидуальные карточки с заданием.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты работы /Формируемые универсальные учебные действия

Организа –ционный этап.

Создание положительного настроя на занятии.                      

 Предлагает назвать выборочно изображения, расположенные на доске в определенном порядке по инструкции: «Назови картинку - вверху справа,..внизу слева и т.д.» (При затруднении предлагает табличку с названием.)

Называет картинки по инструкции.  

Регулятивные

Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.

Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (определять направления: слева справа, вверху слева, в центре и т.д.)

Этап работы над дифферен – циацией звуков              [В/Ф].

Предлагает определить, чем слова похожи: шкаф, шарф, жираф.

Предлагает рассмотреть профиль звука [Ф] и определить, есть ли голос при его произнесении.

Предлагает назвать характеристику звука.

Предлагает рассмотреть профиль звука [В] и сравнить с предыдущим.

Предлагает вспомнить и назвать как называются эти звуки.

Предлагает назвать оставшиеся картинки, расположенные на доске. Исправляет ошибки орфоэпии.

Предлагает ответить почему буква В произносится как [Ф]. Напоминает правило произношения звонких звуков в конце предложения.

Предлагает по аналогии на таблички нанести надстрочные знаки.

Выделяет в словах последний звук Ф.

Голоса нет.    

Звук глухой.

Губы и язык расположены одинаково, но есть голос.  Парные согласные.

[В]-звонкий, [Ф]-глухой.

Называет картинки.

Повторяет правило произношения звонких звуков в конце предложения.

Дополняют табличку надстрочными знаками, иллюстрирующими правило орфоэпии.

Познавательные

Умение находить сходство и различие при произнесении звуков [В-Ф].

Умение находить изучаемые звуки в речевом материале занятия.

Умение выделять звуки на материале слов.

Умение использовать правило орфоэпии (оглушение звонких согласных в конце слова) в речи.

Этап развития слухового восприятия. Текст:

«Во дворе». Фразы.

Предлагает внимательно посмотреть на экран монитора, где открыта сюжетная картинка к тексту: «Во дворе»

Предлагает назвать место (направление) на картине, которое иллюстрирует предложение.

Следит за правильным произношением слов со звуком [В].

Предлагает подобрать предложение разрезного текста вразбивку. Проговаривает на слух каждую фразу 2 раза.  При необходимости даёт фразу на слухозрительной основе.  

Читает предложение текста, находит иллюстрацию, называет место расположения на картине (вверху справа и т.д.).

Различает на слух предлагаемый речевой материал. 

Воспроизводит услышанное, подбирает предложение разрезного текста.

Регулятивные

Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.

Познавательные 

Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (определять направления: слева справа, вверху слева, в центре и т.д.)

Умение произносить фразы на одном выдохе, соблюдая правила орфоэпии.

Умение различать на слух инструкции учителя, фразы текста.

Итоговый этап.

Организует беседу о результатах занятия.

Предлагает вернуться к началу занятия:

  • назвать правило орфоэпии;
  • выполнить задание на индивидуальных карточках;
  • проверяет правильность вставленной в слова буквы.

Рефлексия.

Дает оценку деятельности.

Отвечает на поставленные вопросы.

Работает с индивидуальной карточкой – вставить пропущенные буквы В, Ф.

Осознаёт результат деятельности через рефлексию: что делали чему научились.

Познавательные 

Умение применять правила написания парных согласных.

Коммуникативные

Умение вести диалог с учителем, задавать вопросы.

Регулятивные

Умение осознавать результат своей деятельности.

Умение осуществлять самоконтроль

 Умение дать правильную оценку своей деятельности на занятии.

Умение оценить свою речь; выслушать оценку речи учителем.