Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
рабочая программа по психологии

Булатова Лариса Рафаиловна


АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_garmoniya_bulatova_larisa_rafailovna.docx590.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

                                         

«Развитие когнитивных процессов и формирование базовых учебных действий (БУД)

в соответствии с требованиями ФГОСО ОУО (ИН) посредством реализации адаптированной образовательной программы коррекционно – развивающих занятий

 «Гармония»

                                                             Составитель: педагог – психолог I кв.кат.                         Булатова Л.Р.

                                                                             

Пояснительная записка.

В связи с переходом на ФГОС меняется направление работы педагога - психолога.  Это создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Дети с ограниченными возможностями в здоровье часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Ребёнок воспринимает окружающий его социальный мир, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Целью представленной программы является развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Программа работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. Для того чтоб оказанная помощь была правильно подобрана, необходимо своевременно проводить диагностику. С этой целью был разработан диагностический инструментарий.

Для подбора диагностического инструментария были использованы:  

  1. Лусканова Н.Г - Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1999.
  2. Диагностически комплекс Л.Ф. Фатиховой для психолого - педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
  3. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека

Основные направления диагностики:

1. Диагностика учебной мотивации - Оценка школьной мотивации состоит из двух заданий - проективного рисунка школы и анкеты.

2. Готовность ребенка к обучению к школе -  состоит из 3-х заданий.

  • Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти,  
  • второе – срисовывание письменных букв,
  • третье – срисовывание группы точек.

3. Диагностика эмоционально-личностной сферы - Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (Л.Ф. Фатихова и А.А. Харисова)

4. Диагностика взаимодействия в классе (повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения) - Методика «Я и школа» (Л.Ф. Фатихова).

Сформированность личностных учебных действий отслеживается в таких параметрах как готовность ребенка к обучению в школе и социальные навыки. Коммуникативные учебные действия отслеживаются в эмоционально-личностной сфере. Регулятивные учебные действия отслеживаются в учебной мотивации. Познавательные учебные действия отслеживаются в сформированности развития памяти и мышления.

Диагностика результатов проводится 3 раза (входящая, промежуточная, итоговая) через КИМы и оценивается по балам (уровням), а обрабатывается согласно методики проведения. По результатам входящей диагностики могут быть внесены изменения в критерии оценивания. Проведенная диагностика заполняется в сводной таблице. (см. Приложение 2).

Принципы работы с учащимися:

  • Принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие – сохранения здоровья учащихся;
  • игровые – расширение кругозора, активизация познавательной деятельности;
  • иноформационно – коммуникативные – привлечения учащихся к изучаемому материалу;
  • индивидуальный и дифференцированный подход – качественное обучение каждого учащегося в соответствие с индивидуальными возможностями и способностями;
  • личностно – ориентированный подход – запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития;
  • компетентностный подход – овладение социальными, коммуникативными, правовыми компетенциями.

  Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом особенностей детей с нарушениями интеллекта и их психофизических возможностей и особенностями в развитии. В структуру занятия включены:

  1. Организационный момент - настрой на работу.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Упражнения на развитие ВПФ.
  4. Упражнения на развитие эмоционально – волевых качеств
  5. Релаксация.

В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять (см. Приложение 1)

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Для успешного проведения занятий психолог должен предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям ребенка первых лет обучения в школе.

Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев (26 - 30 занятий). В этом цикле темы для изучения детей подробно расписаны. Это для детей с тяжелой усвояемостью материала, которые находятся на низком уровне обученности. Но возможно также проведение занятий - 4 месяца (13 занятий).

Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей.

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

1 четверть:

- «Здравствуй, школа!»

- «Времена года. Осень»

 - «Семья»

2 четверть:

- «Я ученик»

- «Времена года. Зима»

3 четверть:

- «Мой город»

- «Транспорт»

- «Времена года. Весна»

- «Овощи. Фрукты»

4 четверть:

- «Одежда. Обувь»

- «Животные»

-«Времена года. Лето»

Тематический план занятий

Дата

Тема, цель

Количество часов

1.

Занятие № 1 «Здравствуй, школа»

 -  развитие логического мышления, зрительной памяти и внимания.

1

2.

Занятие № 2 «Школьные принадлежности»

- настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания;

1

3.

Занятие № 3 «По страницам необычной книги»

- снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.

1

4.

Занятие № 4 «Золотая осень»

 - знакомство детей с методами саморегуляции; учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела.

1

5.

Занятие № 5 «Семья»

- учить детей действовать согласованно; развитие межполушарных взаимодействий; стимуляция внимания, развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия.

1

6.

Занятие № 6 «Папа, мама, я»

- развитие внимания, координации движений; снятие напряжения; развитие сенсомоторной координации и воображения; развитие мыслительных процессов; развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.

1

7.

Занятие № 7 «Моя семья»

- повышать у детей уверенность в себе, развивать координацию движений, слуховое восприятие; развивать активное внимание; развивать навыки анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.

1

8.

Занятие № 8 «Игры в школе»

- развитие межполушарного взаимодействия; увеличение объёма памяти, развитие внимания, мыслительных процессов; развитие произвольности; развивать чувство единства, сплочённости.

1

9.

Занятие № 9 «Собирание портфеля»

- снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти и внимания; повышение уверенности в себе; развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

1

10.

Занятие № 10 «Школьные правила»

- развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие слухового внимания и памяти.

1

11.

Занятие № 11 «Зимушка - зима»

- развитие аналитического мышления; развитие воображения, слухового внимания; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; создание положительного эмоционального фона.

1

12.

Занятие № 12 «Зимние забавы»

- увеличение объёма внимания и развитие памяти; развитие воображения; создание атмосферы единства, способствовать сплочению детского коллектива

1

13.

Занятие № 13 «Новый год»

- развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях; развитие мелкой моторики, способности детей к согласованному взаимодействию; развитие эмпатии.

1

14.

Занятие № 14 «Профессии»

- снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу; научить детей с помощью движений выражать эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния; расширение объёма внимания, развитие памяти, активизация детского словаря.

1

15.

Занятие № 15 «Больница. Аптека.»

 - развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие произвольного внимания и памяти; настроить детей на доверительные отношения со сверстниками, учить замечать и ценить положительное в окружающих людях.

1

16.

Занятие № 16 «Магазин»

- расширение объёма внимания, развитие мышления и речи; формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания; развитие памяти, представлений о форме; формирование сплочённости.

1

17.

Занятие № 17 «Транспорт»

 - развитие аналитического мышления, развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением, развитие творческого воображения, мобилизация внимания детей, сосредоточение.

1

18.

Занятие № 18 «Воздушный транспорт»

- развитие логического мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; развитие представлений о цвете, активизация речи, учить внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт.

1

19.

Занятие № 19 «Водный транспорт»

 - развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать; развитие моторно-слуховой и пространственной памяти; активизация прошлого опыта.

1

20.

Занятие № 20 «Весна.»

- развитие логического мышления; развитие слухового внимания, воображения, мелкой моторики.

1

21.

Занятие № 21 «Весна – красна!»

- развитие мышления и речи, развитие слуховой памяти и произвольного внимания; помочь детям сосредоточиться на конкретном вопросе, мобилизация внимания детей, развитие реакции.

1

22.

Занятие № 22 «Овощи»

- формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий; развитие зрительной памяти; развитие у детей чувства собственного достоинства; развитие внимания, воспитание выдержки.

1

23.

Занятие № 23 «Фрукты»

 - развитие образной памяти, воображения, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения цели; расширение объёма внимания, развитие способности к сосредоточению; усиление чувства общности.

1

24.

Занятие № 24 «Одежда»

- развитие мыслительных ассоциативных связей, развитие мышления и речи; укреплять чувство собственного достоинства и единство группы, стимулировать готовность прислушиваться друг к другу, дать возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

1

25.

Занятие № 25 «Обувь»

-  развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти; развитие мелкой моторики; сближение детей, воспитание доброжелательных отношений в группе; активизация воображения, воспитание инициативы.

1

26.

Занятие № 26 «Домашние животные»

- стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться, развитие навыков произвольного поведения, развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти; сближение детей друг с другом, обогащение игрового и социального опыта.

1

27.

Занятие № 27 «Дикие животные»

-расширение объёма внимания, развитие способности к сосредоточению; усиление чувства общности.

1

28.

Занятие № 28 «Времена года. Лето»

- развитие мыслительных ассоциативных связей, развитие мышления и речи; укреплять чувство собственного достоинства и единство группы.

1

29.

Занятие № 29 «Летние забавы»

- развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях; развитие мелкой моторики, способности детей к согласованному взаимодействию;

1

30.

Занятие № 30 «Подведение итогов»

1

Приложение 1

Тема: «По страницам необычной книги!»

Цель: развитие познавательных процессов.

Задачи:

  • развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти;
  • развитие мышления и речи; развитие двигательных навыков;
  • совершенствование коммуникативных навыков.
  •  воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ход занятия:

- Я вчера вечером нашла необычную, большую книгу с  разными заданиями для детей! Принести к вам не получилось, она тяжелая! Но я взяла задания и сейчас мы с вами попробуем вместе их выполнить! Что – то вы мне подскажите, а что – то я вам!

- Все готовы! Что нам для этого понадобтися? Все необходимое на столах есть, можно начинать! Подготовить  осанку  - сядем правильно, а чтоб подготовить руки и глаза мы сделаем следующее упражнение.

1 задание «Фигуры и тень»

http://pandia.ru/text/78/270/images/image027_2.jpg

- Что здесь не верно? Я не могу разобраться! Помогите мне!

У всех есть   листы на которых есть это задание, давайте самостоятельно выполните!

2 Задание «Подбери к картинке пару»

Связать предметы по свойствам, по принадлежности и т.д.

Например, медведь – подушка, оба набитые пухом или мягкие.

http://www.mambulus.ru/products_pictures/children/raskraski/razv/razv_134.jpg

3. Рассказ про дерево дуб. Дуб - это крупное, листопадное или вечнозеленое дерево, растет в Северном полушарии.  Насчитывается около 600 видов этих деревьев.
          Дубы - это великаны-долгожители. Они живут около 400 лет. Встречаются и более древние экземпляры.

4.  -А в нашем регионе встречается какое дерево? Мы сейчас прочитаем рассказ «Елка».

http://elitsy.s3.amazonaws.com/media/src/96/32/9632a954627542e294a476a0caa43eb9.jpg

5. Задание  «Четвертый лишний»

http://www.fotosnova.ru/gallery/art/pic/pavelmoscow_DSC00731.JPG http://cs311916.vk.me/v311916722/8da1/vSEyOg_iqwI.jpg http://arstyle.org/uploads/posts/2010-01/1262932626_1250540742_screen0222.jpg http://galerey-room.ru/images/204001_1383932401.png

6. Задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет»

http://nevaljashki.3dn.ru/01_sashko/197/203.jpg

7. Задание «Подбери к картинке пару»

Описание: нужны 12-14 пар картинок, связанных между собой по смыслу. Например, хлеб – колосок, стул – дерево, глаз – телевизор, нос – роза, очки – дедушка и т. д. Пары разделены и картинки разложены на двух столах. Дети по очереди подходят, берут с одного стола картинку, а на другом столе подбирают к ней пару, обосновывая свой выбор

8. Задание «Воображалка»

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

  • Бабушку;
  • Фокусника;
  • Человека, у которого болит зуб;

После показа каждого нового персонажа психолог спрашивает: “Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто ещё хочет попробовать?”

У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть? Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?

9. Задание «Нарисуй фигуры»

Описание: детям предлагается нарисовать.            

      http://fullref.ru/files/77/805f274af33cccacf6e0c5a6a60ef003.html_files/2.png                        http://fullref.ru/files/77/805f274af33cccacf6e0c5a6a60ef003.html_files/2.png

  10. Задание «Шар»

Описание: дети повторяют за движениями психолога под стихотворение.

 Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаю я, что этот шар
Никак не улетит

Приложение 2

Сводная таблица по итогам диагностики ______ класса за _____________ уч.год по программе «Гармония»

Ф.И.

Методики

Примечание, результат.

Керна - Йерасика

Закрашивание фигур (Прил. 12)

(Прил.4)

Анкета

Рисунок школа

«Распознание эмоций»

«Я и школа»

Ф.И.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...

Авторизованная образовательная программа коррекционно - развивающих занятий ГКОУ школы № 8 г. Лабинска для учащихся 1 – 4, 5 классов

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий по дефектоло­гии для учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений VIII вида составлена на основе автор...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...