Программа Ориентирока в пространстве 1-4 классы
рабочая программа

Балашова Татьяна Петровна

Эта программа   предназначена для детей с нарушением зрения. Вариант 4.2. Программа  для детей первой ступени обучения..    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve_1-4_klassy_balashova_t.p.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

   

Рабочая программа коррекционной работы

к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной

в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

по коррекционному курсу «Ориентировка в пространстве»
для 1-4 классов

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа № 1499

 

_________________Синельникова Ж.А.

Составитель программы:

Балашова Т.П.

 учитель -логопед

первой квалификационной категории.

        Москва 2019 Г.

Аннотация к программе коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» в 1-4 классах.

Данная программа коррекционного курса Ориентировка в пространстве» составлена на основе:

1.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

2.   Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.  

3.Материалов курсов повышения квалификации «Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организация», проводимые ФГАОУ ДПО АПК и ППРО;

4 Материалов курса повышения квалификации »Обучение пространственной ориентировке и мобильности детей с глубокими нарушениями зрения», проводимых ИКПРАО

Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения.

Задачи

  1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
  2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
  5. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.
  6. Преодоление страха перед пространством.

Построение программы идет по концентрическому принципу предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся.  

Планируемы  результаты

Обучающиеся смогут научится:

- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- ориентироваться в большом замкнутом и открытом пространствах;

- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;

- использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.

- обращаться за помощью к окружающим;

- ориентироваться в общественном транспорте

В процессе реализации программы необходимо учитывать  зрительные, .психологические, физические и

возрастные особенности учащихся с ОВЗ.

Пояснительная записка

Данная программа коррекционного курса Ориентировка в пространстве» составлена на основе:

1.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

2.   Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.  

3.Материалов курсов повышения квалификации «Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организация», проводимые ФГАОУ ДПО АПК и ППРО;

4 Материалов курса повышения квалификации »Обучение пространственной ориентировке и мобильности детей с глубокими нарушениями зрения», проводимых ИКПРАО

Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.2 ФГОС НОО  ОВЗ

Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения.

Задачи

  1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
  2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
  5. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта
  6.   Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы:

-   развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Занятия проводятся один раз в неделю

В  ходе    коррекционно - развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных,  метапредметных и предметных результатов

Обучающиеся смогут научится.

Личностные результаты

- формировать самооценку с осознанием своих возможностей на занятиях, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; уважать себя и верить в свой успех;

- формировать и развивать мотивацию к самостоятельности, любознательности и интересу;

- формировать умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

- воспитать умение общаться и формировать навыки коммуникации;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- формировать установку на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач при ориентировании;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и самостоятельно выбирать основания, критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности.

Предметные результаты:

- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- ориентироваться в большом замкнутом и открытом пространствах;

- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;

- использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.

- обращаться за помощью к окружающим;

- ориентироваться в общественном транспорте

Содержание

Основные разделы программы.

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  пространственные предлоги.

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

5

Ориентировка в микро-пространстве. Ориентировка на пространстве листа. Создание  таблиц, чтение рельефно-графических изображений. Ориентировка  на рабочем месте, шкафу,  в портфеле.

6

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах.  Правила перехода улицы на перекрестках, регулируемых и нерегулируемых светофором. Ориентировка в магазинах, на почте, в аптеке. Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием сформированных пространственных понятий и представлений Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

7

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т. п.

8

Ориентировка в общественном транспорте. Посадка и высадка. ориентировка в салоне. правила поведения на транспорте,  ориентировка во время движения. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от  неё.

Построение программы идет по концентрическому принципу,

предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.

 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся.  Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у  слабовидящих школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог комбинирует темы из различных разделов программы.

Система оценивания планируемых результатов

Результат

Параметры оценивания

Период  оценивания

Инструментарий

Развитие осязания

- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;

В период всего обучения

Раздаточный материал разных формы, величины, фактуры.

Развитие слухового восприятия

- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

В период всего обучения

Музыкальные инструменты.

Развитие зрительного восприятия

- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов

В период всего обучения

Раздаточный материал разных формы, величины, фактуры.

Восприятие пространства

- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала.

В период всего обучения

Предметы окружающего пространства.

Ориентировка в свободном пространстве

- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;

- ориентироваться в магазинах, на почте;

- использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.

После прохождения темы

Прибор «Ориентир» практические задания.

.Ориентировка в общественном транспорте

- обращаться за помощью к окружающим;

- ориентироваться в общественном транспорте

.

После прохождения темы

Тестовые задания. практические задания

Тематическое планирование

Объем курса-34 ч.

Первый класс

Название темы

Количество часов

Оборудование и ИКТ

Основные виды деятельности

Учителя

Обучающегося

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.  

2

Игровой материал

Проведение дидактических игр

Участие в дидактических играх.

Строение тела человека. Стороны тела

Ориентировка на собственном теле

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на за, перед, под и т. Д.).

4

Игровой материал, прибор «Ориентир» , карточки с графическими заданиями.

Проведение дидактических игр, подготовка карточек.

Участие в дидактических играх, выполнение графических и зрительных диктантов.

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке

8

Дидактический материал различных формы, величины, фактуры, цвета. музыкальные инструменты.

Обучение обследованию предметов и объектов окружающего мира с помощью различных анализаторов

Обследование предметов и объектов с помощью различных анализаторов

Развитие осязания

Развитие осязания

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

8

Реальные предметы и объекты, наполняющие пространство, их изображения и модели.

Беседа, показ, подготовка  графических заданий

Участие в беседе, обследование предметов и объектов, раскрашивание , рисование.

Одежда

Обувь

Мебель

Посуда,

Дом, этаж,

Деревья, кустарники,

Детская и спортивная площадки

Забор, калитка, ворота

5

Ориентировка в микро-пространстве.

10

Дидактический материал различных формы, величины, фактуры, цвета, карточки с заданиями

Подготовка карточек, проведение графических заданий7

Выполнение графических и зрительных диктантов

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка в тумбочке., шкафу

5

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

2

Помещения школы,  их модели

Обучение способам ориентировки с опорой на сохранные анализаторы

Ориентирование в помещениях ориентировки с опорой на сохранные анализаторы.

Ориентировка в классе

Ориентировка в спальне

Второй класс

Название темы

Количество часов

Оборудование и ИКТ

Основные виды деятельности

Учителя

Обучающегося

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.  

1

Игровой материал

Проведение дидактических игр

Участие в дидактических играх.

Строение тела человека. Стороны тела

Ориентировка на собственном теле

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на за, перед, под и т. Д.).

4

Игровой материал, прибор «Ориентир» , карточки с графическими заданиями.

Проведение дидактических игр, подготовка карточек.

Участие в дидактических играх, выполнение графических и зрительных диктантов.

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке

7

Дидактический материал различных формы, величины, фактуры, цвета. музыкальные инструменты.

Обучение обследованию предметов и объектов окружающего мира с помощью различных анализаторов

Обследование предметов и объектов с помощью различных анализаторов

Развитие осязания

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

6

Реальные предметы и объекты, наполняющие пространство, их изображения и модели.

Беседа, показ, подготовка  графических заданий

Участие в беседе, обследование предметов и объектов, раскрашивание , рисование.

Сезонная одежда и обувь

Сезонная одежда и обувь

Мебель

Посуда,

Электроприборы

Электроприборы

5

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Дидактический материал различных формы, величины, фактуры, цвета, карточки с заданиями

Подготовка карточек, проведение графических заданий7

Выполнение графических и зрительных диктантов

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка на листе в линейку

5

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

6

Помещения школы,  пришкольный участок их модели

Обучение способам ориентировки с опорой на сохранные анализаторы

Ориентирование в помещениях и на пришкольном участке  с опорой на сохранные анализаторы.

Ориентировка в учебных кабинетах

Ориентировка в раздевалке

Ориентировка в здании школы.

Ориентировка на пришкольном участке.

6

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

4

Прибор «Ориентир»

Беседа,  показ.

Работа на приборе »Ориентир»

Карта. Виды карт

Карта. Виды карт

Создание простых рельефно-графических карт.

Создание простых рельефно-графических карт.

Третий класс

Название темы

Количество часов

Оборудование и ИКТ

Основные виды деятельности

Учителя

Обучающегося

1

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке

5

Дидактический материал различных формы, величины, фактуры, цвета. музыкальные инструменты.

Обучение обследованию предметов и объектов окружающего мира с помощью различных анализаторов

Обследование предметов и объектов с помощью различных анализаторов

Развитие осязания

Развитие слухового восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

2

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

8

Реальные предметы и объекты, наполняющие пространство, их изображения и модели ПК.

Беседа, показ презентаций подготовка  графических заданий.

Участие в беседе, обследование предметов и объектов, раскрашивание, рисование.

Город

Город

Улицы, дороги

Улицы, дороги

Улицы, дороги, дворы

Городской транспорт

Городской транспорт

Городской транспорт

3

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Бланки и карточки с заданиями.

Подготовка карточек, проведение графических заданий.

Выполнение графических и зрительных диктантов, работа с таблицами.

Ориентировка на пространстве листа

Ориентировка на пространстве листа ости

Ориентировка на пространстве листа

Составление и чтение таблиц

Составление и чтение таблиц

Составление и чтение таблиц

4

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

7

Прибор «Ориентир» ПК

Обучение способам ориентировки с опорой на сохранные анализаторы

Работа на приборе «Ориентир». выполнение практических задании.

Правила передвижения по улице. Правостороннее движение

Правила передвижения по улице. Правостороннее движение

Правила перехода дорог.

Правила перехода дорог.

Использование защитных техник.

Перекрестки, виды перекрестков.

Перекрестки, виды перекрестков

5

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

5

Прибор «Ориентир», ПК

Беседа,  показ презентаций, демонстрация действий.

Работа на приборе »Ориентир» выполнение практических задании

Карта. Виды карт

Звуковые карты7

Рельефно-графические карты. Карта-путь..

Рельефно-графические карты. Карта-путь.

 Карта-обозрение

6

Ориентировка в общественном транспорте.

3

Прибор «Ориентир», ПК

Беседа,  показ презентаций, демонстрация действий

Работа на приборе »Ориентир» выполнение практических задании

Городской общественный транспорт. Остановки.

Правила посадки и высадки.

Правила поведения

Четвертый класс

Название темы

Количество часов

Оборудование и ИКТ

Основные виды деятельности

Учителя

Обучающегося

1

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

10

Реальные предметы и объекты, наполняющие пространство, их изображения и модели ,ПК.

Беседа, показ презентаций подготовка  графических заданий.

Участие в беседе, обследование предметов и объектов, раскрашивание рисование.

Поле, лес, река, озеро, море.

Город, село, деревня, поселок

Улица, переулок

Шоссе, проспект

Бульвар, сквер, парк

Набережная, площадь

Магазины, рынки

Музеи, театры

Лечебные учреждения

Административные здания

2

Ориентировка в микро-пространстве.

4

Бланки и карточки с заданиями.

Подготовка карточек, проведение графических заданий.

Выполнение графических и зрительных диктантов, работа с таблицами.

Ориентировка на пространстве листа

Ориентировка на пространстве листа ости

Составление и чтение таблиц

Составление и чтение таблиц

3

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

10

Прибор «Ориентир» ПК

Обучение способам ориентировки с опорой на сохранные анализаторы

Работа на приборе «Ориентир». выполнениее практических задании.

Правила передвижения по улице. Правостороннее движение

Правила перехода дорог

Перекрестки, виды перекрестков.

Правила перехода перекрестков.

Ориентировка в магазине

Ориентировка на почте

Ориентировка в аптеке

Составление рассказа о знакомом

замкнутом и свободном пространствах

Составление рассказа о знакомом

замкнутом и свободном пространствах

Составление плана

замкнутого и свободного

пространства по условному описанию

4

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

5

Прибор «Ориентир», ПК

Беседа,  показ презентаций, демонстрация действий.

Работа на приборе »Ориентир» выполнение практических задании

Карта. Виды карт

Звуковые карты7

Рельефно-графические карты. Карта-путь..

Рельефно-графические карты. Карта-путь.

 Карта-обозрение

5

Ориентировка в общественном транспорте.

5

Прибор «Ориентир», ПК

Беседа,  показ презентаций, демонстрация действий

Работа на приборе »Ориентир» выполнение практических задании

Городской общественный транспорт. Остановки.

Правила посадки и высадки пассажиров

Ориентировка в салоне.

Правила поведения.

Ориентировка во время движения.

Условия реализации рабочей программы и оборудование

Необходимым условием успешного достижения результатов освоения курса «Пространственная ориентировка» является:

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- специальная организация образовательной среды, доступность и безопасность предметно-пространственной среды;

- учет медицинских рекомендаций для обучающихся с ОВЗ;

- использование специальных технических средств обучения;

- использование индивидуальных дидактических материалов и наглядных пособий, выполненных с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение.

  • различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
  • наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
  • муляжи, конструкторы, шаблоны, трафареты,  развивающие игры и игрушки, методическая литература:
  • цветные фломастеры, карандаши;
  • таблицы;, рельефно-графические пособия), прибор «Ориентир»;
  • персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями:

компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В нашем  дворе» (Автор Кукушкина

Литература

  Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] : метод. рекомендации / В. З. Денискина. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2008

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида [Текст] : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2007

Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.

Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;

Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства - М .2000.С 153-162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ориентировки в пространстве в 5 классе

"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...

Тест по теме "Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых в пространстве" (геометрия 10 класс)

Данный тест можно предложить учащимся как входной перед изучением темы "Многогранники"...

Школьная программа "Школа - здоровьеориентированное пространство"

Представлена программа здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В программе представлены основные направления здоровьесберегающей деятелности ОУ и средства, формы их реализации. Р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "Пространство и время" 6 класс

Рабочая программа по географии «Пространство и время» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС О...

Программа "Создание здоровьесберегающего пространства"

Данная программа включает систему мероприятий по выявлению и развитию способностей обучающихся, созданию условий для воспитания мотивационно-ценностного отношения к сохранению здоровья....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Озеленение пришкольного участка и внутришкольного пространства» 5-11 класс

Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния пришкольного участка.         Отличительной особенностью данной программы яв...