Экспериментальная работа
проект

Шапошникова Наталья Григорьевна

Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы детей

 с помощью арт- терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы детей

 с помощью арт- терапии

Цель данной экспериментальной работы.

  1. Получить новые знания о методах арт-терапии и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей;
  2. Разработать и апробировать техники арт- терапии на занятиях
  3. Выявить организационно-методические, организационно-педагогические и организационно-психологические условия достижения положительного результата;

Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.

  1. На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния арт-терапии на эмоциональную сферу детей, специфику организации арт- терапии.
  2. Выявить уровень эмоционального состояния детей до применения арт-терапии и после.
  3. Сравнить результаты.
  4. Реализовать средства и методы арт- терапевтической работы по коррекции эмоциональной сферы в полном объёме на занятиях.
  5. Оценить эффективность проделанной работы.

В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы арт- терапии, положительно влияющие на коррекцию эмоциональной сферы детей.

Предмет экспериментальной работы – эмоциональная сфера детей центра.

Методы экспериментальной деятельности.

  1. Анализ теоретических источников.
  2. Психолого-педагогический эксперимент.
  3. Анализ полученных результатов.

Диагностический инструментарий.

  • Рисуночный тест “ Несуществующее животное”.
  • Педагогические разработки занятий.
  • Конспекты занятий.

Срок проведения эксперимента: 2019-2020 год.

База эксперимента: дети 7-14 лет

2.1 Уровень эмоциональной сферы воспитанников.

Обследование эмоциональной сферы проходило с использованием следующей методики: рисуночный тест “ Несуществующее животное”.

Цель рисуночного теста “ Несуществующее животное”: выявление психологического состояния некоторых свойств личности (сомнения, страх, тревожность, эгоцентризм, замкнутость, неуверенность в себе и т.д.) Детям была дана инструкция нарисовать несуществующее животное и дать ему название.

Результаты данного теста можно отметить обобщённо: у всех детей явно выраженные эгоцентризм и тревожность, стрессовые ситуации, нерешительность, страх. Агрессию испытывают 4 человека. Низкая самооценка у 5 детей, эгоцентризм - 6 человек. Кроме того, выяснилось, что 1 ребёнок склонен к подавленности, недовольству собой. Неудовлетворённость в общении испытывают 3 ребёнка, низкая устойчивость к стрессу – 6 человек. Склонность к компенсаторному фантазированию испытывают з ребёнка, депрессии у 3 детей. У двух детей высокая значимость сексуальной сферы. Негативистские психоподобные реакции на конфликтную ситуацию испытывает один ребёнок. Гиперактивностью страдают 2 ребёнка, импульсивностью тоже двое. У всех детей возникли затруднения при выполнении задания, они долго не могли выполнить инструкцию. Это говорит о том, что у этих очень высокая тревожность.

На основе анализа результатов рисуночного теста можно сделать следующие выводы: у всех детей в какой-то мере страдает эмоциональная сфера и её нужно корригировать. Иначе это приведёт к тяжёлым последствиям в виде неприятных ситуаций в будущей взрослой жизни (драки, приводы в милицию, дети с такими проблемами могут попасть в различные неформальные движения, стать сектантами). Нужны такие методы коррекции, которые помогли бы детям справиться со своими страхами, тревогами, агрессией, помогли бы им повысить самооценку, неудовлетворённую потребность в общении.

2.2 Методы арт-терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы детей.

Индивидуальное рисование.

Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом.

Необходимое время для занятий – 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки

Процедура занятия: дети не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Для разнообразия можно пользоваться не только карандашами, но и мелом, красками, глиной. В любом случае для участников главное – доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию и отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование

Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов.

Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки.

Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ребёнок берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец, учащиеся обсуждают свои впечатления.

Пластилиновый мир.

Это упражнение стимулирует творчество, позволяет исследовать ценностные ориентации детейй и вызывает у них как чувство сотрудничества , так и чувство соперничества.

Время необходимое для выполнения этого упражнения – 1 час. Материалы: глина, пластилин, соленое тесто

Процедура: каждый ребенок получает большой кусок пластилина, соленого теста или глины. Группа разбивается на подгруппы. Чтобы обстановка способствовала расслаблению, работа может идти под музыку.

Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что можно слепить из пластилина. Работать нужно с закрытыми глазами, чтобы чувства и мысли выражались пальцами. Когда фигура будет готова, поместить её на подставку рядом с теми, что были вылеплены другими участниками группы. Вместе с ними, и уже открыв глаза, организуется целостный мир из отдельных частей. Если по ходу работы возникают какие-либо чувства к партнёру, высказывают их или выражают в лепке. Когда пластилиновый мир будет готов, он сравнивается с миром, созданным в других группах, обсуждаются результаты.

Работа с пластилином.

Область применения: отработка неприятного чувства обиды, гнева, страха, агрессии.

Группе даётся инструкция: слепить, в течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своего гнева, обиды, страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить: предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости от того, что лепится выбрать музыку. После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю,… Педагог может помогать детям своими вопросами:

- Как часто ты возникаешь?

- Где ты любишь обитать?

- Чего боишься?

- Что тебе помогает?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

Работа с бумагой .

Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.

Если это индивидуальная работа, то детям предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ чего-то, в зависимости от того какая тема предъявлена. Работа длиться пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей группа разбивается на 2-3 команды. Как правило, мы стараемся ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать могли показать свою индивидуальность после того им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы, клей. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу.

Если это работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Можно предложить рассказ от имени образа.

Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо изменит? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

педагог во время работы фиксирует все то, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.

Проективный рисунок.

Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний детей. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребёнка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем: собственное прошлое и настоящее, будущее или абстрактные понятия, отношения в группе.

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

 свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование. Существуют два способа работы с проективным рисунком: демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного содержания, разбор каждого рисунка отдельно. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный, ориентировочный этап.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении всё более полного, глубокого самовыражения, её конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Рисование “Волшебными красками”.

Краски готовятся по рецепту: 2 ложки муки, 1,5 ложек соли, треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить тесто как для блинов. После добавить 2 ложки клея ПВА. Далее в тесто добавлять гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют, на картоне не размазывая, а выливая на картон.

Техника “Овощных печатей”.

Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются композиции. Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на безсознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.

Техника “Монотипия”.

Термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения.

Далее дети придумывают рассказ о рисунке.

2.3  Этапы эксперимента.

Этапы

Сроки

Цели

Методики

1. Констатирующий.

Октябрь 2019г

- выявить нарушения в эмоциональной сфере детей.

Рисуночный тест “Несуществующее животное”

2. Формирующий.

Октябрь 2019 - май 2020 г.

- апробировать методики арт- терапии;

- создание системы работы по арт- терапии (дополнительная рабочая программа)

- выявить полученные результаты;

1. Парное рисование.

2. Групповое рисование.

3. Пластилиновый мир.

4. Работа с пластилином.

5. Работа с бумагой

6. Проективный рисунок.

7. Рисование “волшебными красками”.

8. Монотипия.

3. Контрольный

Май  2020 г.

- оценка методов  арт- терапии, его положительного влияния на эмоциональную сферу воспитанников.

Рисуночный тест “Несуществующее животное”.

Заключение

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинства заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и агрессии.

“Художественное самовыражение” так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт- терапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Список литературы

1. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.

2. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.

3. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.

6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, - 2005.

7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.

9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»

1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической  компетенции у дошкольников в условиях логопункта".2. Календарно-тематический план логопедических занятий ...

План участия в экспериментальной работе

план участия в экспериментальной работе...

экспериментальная работа

ГИДРОЛИЗ НУКЛЕОПРОТЕИДОВ ДРОЖЖЕЙКислотный гидролиз используется для изучения химического состава нуклеопротеидов.СХЕМА ГИДРОЛИЗА НУКЛЕОПРОТЕИДОВ...

Из опыта организации экспериментальной работы по формированию учебной мотивации познавательной компетентности учащихся

Тезисы отражают результаты эксперимента по внедрению технологии развития критического мышления посредством чтения и письма в учебный процесс средней школы №7 г. Сарапула Удмуртской Республики....