Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Дорожные знаки", 4 класс
план-конспект урока

Терехова Юлия Анатольевна

Материал урока может быть использован при изучении темы "Правила дорожного движения" для занятий  с учащимися начальных классов , обучающимися по АООП УО вариант 9.1  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

П Р Е Д У П Р Е Ж Д А Ю Щ И Е ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Слайд 8

Дети

Слайд 9

Железнодорожный переезд без шлагбаума

Слайд 10

Опасный поворот

Слайд 11

Падение камней

Слайд 12

Низколетящие самолёты

Слайд 13

Скользкая дорога

Слайд 14

Дикие животные

Слайд 15

Дорожные работы

Слайд 16

Прочие опасности



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Тема : «Правила дорожного движения. Дорожные знаки ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ.»

Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге, опираясь на дорожные знаки ;

Задачи:

Образовательные:

- учить правилам безопасности поведения на дорогах;

- формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по их назначению;

- учить приёмам работы с информационным текстом, вырабатывать навыки грамотной устной речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей уважение к Правилам дорожного движения;

- воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение;

Развивающие:

- воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах;

- развивать критичность мышления через чтение информационного текста;

- формировать коммуникативные навыки работы в группе и в паре;

- развивать память, мышление, внимание, наблюдательность, мышление;

  • формировать  знания о дорожных знаках, их назначении и классификации, научить детей правильно ориентироваться в дорожной ситуации, подчиняясь дорожным знакам.
  • развивать устную речь память, внимание, наблюдательность, отработать навыки безопасного поведения в условиях реальных дорожных ситуаций.
  • учить ответственности, дисциплинированности, собранности, вежливости, прививать уважение к правилам дорожного движения.

Материалы и оборудование: обучающий мультфильм «Уроки тетушки Совы», карточки с дорожными знаками, развивающая игра «Собери дорожный знак», презентация.



План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изложение нового материала.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Повторение (задания в игровой форме).
  6. Итоги урока

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие

-Повернитесь все друг другу

И пожмите руку другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Скажем весело: «Ура!

Нам урок начинать пора!»

Сообщение темы урока.

- Ребята, чтобы узнать тему урока, послушайте внимательно загадку

Мы поможем, мы расскажем

Мы дорогу вам укажем,

Чтоб машины не спешили,

Шёл спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы дежурим круглый год.

- Верно. Сегодня мы говорим о дорожных знаках.(Слайд 1)

2.Изложение нового материала.

-Как вы думаете, где знаки находятся? Всегда ли они там были?  

Историческая справка. Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы - "путины". Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами». (Слайд 2)

В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше размера кулака.

Первая мощеная дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. (Слайд 3)

Раньше на улицах не было тротуаров. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. И люди стали ходить по тротуару. Скажите, пожалуйста, ребята, для чего нам нужно изучать дорожные знаки?

Знаки нужно изучать для того, чтобы можно было легко понимать их значение и, тем самым, легко ориентироваться в сложной дорожной обстановке, чтобы не попасть в беду на дороге. О дорогах заботились наши предки еще, когда ездили на лошадях или ходили пешком. Пока скорость экипажа лошадей была незначительной, об особых дорожных знаках не задумывались.

В настоящее время дороги удобные, широкие, асфальтированные.  (Слайд 4) На слайде изображен дорожный знак. Для кого он? Что означает?

Выходя на улицу, мы становимся участниками дорожного движения:  мы можем быть пешеходами,   пассажирами,    водителями. Чтобы не мешать друг другу, чтобы был порядок, нужны дорожные знаки. Мы говорили уже о некоторых из них: информационных, предписывающих. На слайде какой знак?  (слайд номер 4)

Знаки бывают для пешеходов и для водителей.

Каждый из дорожных знаков относится к определенной группе. Сколько всего таких групп?

В жизни нас часто предупреждают о чем либо, чтобы не было неприятностей,  возьми зонт, делай уроки, одень шапку,   ……Водителей и пешеходов заранее предупреждают…Сегодня у нас предупреждающие знаки (Слайд 5 -16).

Просмотр слайдов  о предупреждающих дорожных знаках (форма, цвет,  предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги)

3. Задания для закрепления нового материала:

  • - Возьмите карточку с названием предупреждающего дорожного знака, приклейте название к обратной стороне изображения знака.( «Дети», «Дорожные работы», «Пешеходный переход», «Опасный поворот», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Скользкая дорога», «Падение камней», «Низколетящие самолеты», «Дикие животные»).

Дети по одному выходят, выполняют задание, показывают остальным для проверки.

  • - Отгадайте загадки о предупреждающих дорожных знаках.

Дети по одному  читают загадки с карточки.

-Говорит знак этот строго

«Очень скользкая дорога»

Ты с дорогой не шути,

Руль напрасно не крути!

- Посреди дороги дети

Мы всегда за них в ответе

Чтоб не плакал их родитель

Будь внимательней водитель!

-Предупреждает этот знак

Что у дороги есть зигзаг

И впереди машину ждет

Крутой опасный ….

-Сообщает знак о том

Что вблизи аэродром

Коль услышишь шум ужасный

Знай, что это не опасно

- Вот дорога, ты на ней

Попадешь под град камней

Здесь обвал всегда возможен,

Будь предельно осторожен!

-Бродят здесь среди дороги

Лоси, волки, носороги

Ты водитель не спеши

Пусть сперва пройдут ежи

- На дорожном знаке том

Человек идет пешком

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки.

- Белый треугольник, красная кайма

Чудный паровозик, с дымом у окна

Этим паровозиком правит дед чудак

Кто из вас подскажет, что это за знак?

4.Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Едем на велосипеде.

На носочки поднимитесь,

На сиденье опуститесь.

Ноги ставим на педали,

Руки на руль опускаем,

Плечи дружно расправляем,

На педали нажимаем.

Правила мы соблюдаем!

Крутим правою ногой,

Крутим левою ногой.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы приехали – всем слезать!

5. Задания в игровой форме

-Предлагаю вам поиграть в игру «Назвал знак – шагай».

Правила игры: мне нужно 2 человека. Каждый участник по очереди должен назвать дорожный знак и сделать шаг вперед, таким образом, вы должны дойти до конца нашей волшебной дорожки.

- Остальные учащиеся (в группах 3-4 человека) собирают пазлы «Предупреждающие дорожные знаки» из 8 деталей.

- А сейчас игра «Рассказ водителя»: поднимите руку, кто мечтает быть водителем? Сейчас водитель получит набор предупреждающих дорожных знаков, задание : расскажи , какие опасности тебя поджидают  сегодня на маршруте.

Задание «Мы внимательные» : Вспомните правила дорожного  движения, слушайте внимательно предложения. Если они верные, вы аплодируете, если неверные -  спокойно сидите.

-  Переходим улицу только на зеленый свет…

-  на проезжей части можно играть с мячом…

-  пешеходы идут по тротуару….

-  у светофора три сигнала: красный, синий, зеленый…

-  человек, который сидит за рулем называется   пешеход

- переход бывает подземный..

- автобус надо ждать у магазина

- по зебре ходят…

  У : Сейчас вы увидите отрывок из мультфильма «Азбука дорожной безопасности» .Запомните предупреждающие знаки, которые увидите на экране.(3 мин)  https://www.youtube.com/watch?v=FKJnIyMug_Y

-Назовите предупреждающие знаки из мультфильма..

  1. Подведение итогов.

 У: Дети, посмотрите на слайд и скажите, о каких дорожных знаках мы сегодня говорили, как их узнать?(слайд 17)

- Назовите один, любой предупреждающий дорожный знак.

 Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информировать водителя об условиях движения. Дисциплина на дорогах - залог безопасности.

Я надеюсь, что полученные знания помогут вам легко ориентироваться на дороге. Вы были молодцы, успешно справились со всеми заданиями и на этом наше сегодняшнее занятие завершено, безопасных и добрых вам дорог!

Вручение детям памяток по безопасности дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...