«Дифференциация звуков Ш – Ж».
методическая разработка

               Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sh_-_zh.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Дифференциация звуков Ш – Ж».

Цели:

 - развитие навыка слухопроизносительной дифференциации звуков;

- развитие зрительного и слухового внимания, памяти;

- обогащение словарного запаса;

- развитие графомоторных навыков;

- развитие навыка слогового анализа и синтеза.

- закрепление навыка обобщения.

Оборудование: - две игрушки – лошадки; предметные картинки на тему «Ферма»;

- буквы Ш, Ж; счётные палочки; колокольчики;

- разрезные слоги;

- карточки №1, №2.

Этапы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Орг. момент.

Основная

Часть

Физ. Минутка

Итоговая часть

Учитель приветствует учеников.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А вот, кто именно, постарайтесь отгадать: - Для меня конюшня – дом,

Угости меня овсом.

Грива вьётся за спиной,

Не угонишься за мной.

- Правильно. К нам в гости прискакали лошадь – Шурка и жеребёнок – Журка. А как вы думаете, где живут лошадки?

- Сарай, в котором живут лошади, называется конюшня. У каждой лошади в конюшне есть своё место – стойло. На каждом стойле написана кличка, но наши лошадки иногда путают свои места, поэтому, они прискакали к нам за помощью. Поможем нашим гостям не путать свои места?

- С какого звука начинается кличка жеребёнка?

А какой это звук?

- Букв Ж имеет столько ножек,

Будто буква ползать может.

Буква Ж наверняка, напоминает нам жука.

Выложите из палочек на парте букву Ж.

- А с какого звука начинается кличка лошадки?

Какой это звук?

А буква Ш у нас другая, буква Ш у нас глухая.

Ребята, выложите на парте букву Ш.

Посмотрите у вас печатные буквы, а у меня на доске какие?

- Ребята, наш жеребёнок совсем молоденький, поэтому он иногда не слышит своей клички, когда его зовёт хозяин. Давайте поможем жеребёнку узнавать свою кличку. Так как кличка начинается со звонкого звука Ж, мы будем звонить в колокольчик, если услышим звук Ж.

Слова: шиншилла, желторотик, жаба, шакал, журавль, шимпанзе, жаворонок, шмель, шершень, жираф, жук.

- Молодцы ребята, а кто такие шакал, шиншилла, шимпанзе?

- А кто такие: жаворонок, желторотик, журавль?

- А кто такие: шершень, жук, шмель?

Ребята, лошадки хотели нам показать, кто ещё живёт на ферме. Но лошадки так бежали, что все слоги растеряли. Давайте поможем им собрать слова.

Слоги: ЛО, ША, ДИ. КО, ТЯ, ТА.  МЫ, ША, ТА. СО, БА, КА. КУ, РИ, ЦЫ. ЯГ, НЯ,ТА.

На десятом этаже, жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись,

И квартирами менялись.

- Я буду вам читать предложения, а вы будете менять звуки местами Ш на Ж, или Ж на Ш.

- Я всю ночь колготки шил,

А глупый ёжик в норке….

- Хороший день я вам скажу, а вечером траву..

- Свинья накопила на пузе жирок, и поясок ей нужен ….

- Мне вас будет безумно жаль, мне мама на плечи …

- У мальчика в больнице сильный жар, а Вове подарят огромный …

- Печь затопил несмышленый Саша, из печки тотчас повалила ….

- Вышла на улицу девочка Луша, и тут же вступила в огромную ….

- Тренер спортсмену покажет жест, и он тут же возьмёт длинный….

Игра «Волшебный мешочек».

Пока мы с вами играли, наши гости заскучали, давайте им покажем нашу разминку.

Смотри приложение.

- Ребята хотят нам рассказать, кого они встретили по дороге. Надо вычеркнуть в ряду

 одинаковые буквы и из оставшихся букв сложить слово.

- У кого на какой звук начинается слово?

Учитель выдаёт буквы ш, ж.

- А теперь, я вам буду показывать картинки, вы мне будете их называть и брать картинку, соответствующую вашей букве.

Учитель хвалит детей.

- Жеребёнок – шалунишка,

Не любил, проказник книжки,

Мордой длинной, так вертел –

Что чернильницу задел.

Посмотрите-ка, ребята,

что бездельник натворил:

Половину слов залил.

Как беду теперь исправить?

Как нам слово прочитать?

Там где налиты чернила, надо букву угадать.

Учитель задаёт вопросы по тексту.

- Где жили мышки?

- Что они делали каждую ночь?

- Какая у мышей шёрстка?

- Кто подружился с мышатами?

Ребята, нашим гостям пора домой, они благодарят нас за полученные знания. Теперь они никогда не перепутают свои клички.

Ученики приветствуют учителя.

- Лошадь.

- В сарае, на ферме.

- Да, поможем.

- Со звука Ж.

Ученики дают характеристику звуку Ж.

Дети выкладывают на парте букву Ж.

- Со звука Ш.

Характеристика звука Ш.

Ученики выкладывают букву Ш.

- Письменные.

Ученики услышав звук Ж, звонят в колокольчик.

- Животные.

- Птицы.

- Насекомые.

Ученики собирают слова из трёх слогов, называют полученные слова.

Ученики называют по смыслу подходящее слово.

- Жил.

- Скошу.

- Широк.

- Шаль.

- Шар.

- Сажа.

- Лужу.

- Шест.

Ученики отгадывают букву, называют слово на эту букву.

Ученики выполняют движения за учителем.

Ученики выполняют задание.

Слова: шакал, жучок.

Ученики, услышав свой звук забирают картинку.

Ученики читают предложения по очереди, вставляют пропущенные буквы Ш или Ж.

- В чулане.

- Шуршали.

- Серая.

- С кошкой.

Дети прощаются с гостями.

Учитель выставляет двух лошадей. Вывешивается картинка – ферма.

Выдаются наборы палочек.

Учитель вывешивает на доску письменные буквы Ш – Ж.

Учитель каждому выдаёт колокольчик.

Учитель выдаёт разрезные слоги.

Учитель выставляет картинки животных.

Учитель помогает детям отгадать слово при помощи жестов.

Карточка №1.

Учитель показывает предметные картинки со звуками ш или ж.

Карточка №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...