А.И. Савенков «Методы и приёмы развития исследовательского поведения у дошкольников»
презентация к уроку

Коркина Наталья Николаевна

 А.И. Савенков со своими коллегами разработал методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста исследовательской деятельности. в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы развития исследовательского поведения дошкольников Выполнила: Коркина Н.Н .

Слайд 2

«Опыт и наблюдение — таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека .» Чэннинг У.

Слайд 3

Александр Ильич Савенков Программа исследовательского обучения в детском саду включает три элемента: развитие у детей исследовательских умений и навыков; детскую исследовательскую практику; мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Слайд 4

Воспитанники должны научиться: видеть проблемы; ставить и задавать вопросы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 5

Учимся видеть проблемы: «Посмотрите на мир чужими глазами». «Сколько значений у предмета». «Сколько признаков у предмета». «Тема одна — сюжетов много»(рисование). «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Слайд 6

Учимся видеть проблемы: Представь, что ты вдруг станешь каким-нибудь предметом или животным, например дверью в твоей комнате, настольной лампой, авторучкой, ножницами, цветком в поле, птицей или мышкой… Опиши один день своей воображаемой жизни .

Слайд 7

Учимся задавать вопросы: «Кто больше задаст вопросов о предмете». Постановка вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. Придумывание сказочных ситуаций. Упражнения по описанию предметов. Упражнение «Исправление ошибок»; Игра «Угадай, о чём спросили?»

Слайд 8

Учимся выдвигать гипотезы: Гипотетические предположения о причинах событий. Гипотезы, прогнозирующие возможные последствия событий. Упражнения на обстоятельства.

Слайд 9

Учимся выдвигать гипотезы: При каких условиях эти предметы будут очень полезными, и при каких условиях эти предметы будут совершенно бесполезны и даже вредны

Слайд 10

Учимся давать определения и понятия (приёмы) : Описание(не строгое отличение предмета) Характеристика (Е. Чарушин ) Сравнение (И. Бунин) Разъяснение посредством примера Загадки как определение понятий Игра «Трудные слова» Различение (яблоко и помидор)

Слайд 11

Учимся давать определения и понятия (приёмы) :

Слайд 12

Учимся классифицировать: Задание: найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое.

Слайд 13

Учимся классифицировать: Подберите слова с противоположным значением к словам: игрушки животные рыбы инструменты автомобили планеты летние весёлые

Слайд 14

Учимся наблюдать: Наблюдение –вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти: «Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Зашумлённые картинки», «Нарисуй по памяти» и т. д.

Слайд 15

Проводим эксперимент: Мысленный эксперимент (представляем). Эксперименты с реальными объектами.

Слайд 16

Учимся рассуждать и анализировать: Задания: Проверьте правильность утверждений … Скажите, на что похожи…(облака). Назовите предметы, одновременно твёрдые и прозрачные. Что изображено на рисунке?

Слайд 17

Учимся делать выводы и умозаключения: Приём «Подведение под идею». «Разные люди на мир смотрят по - разному». «Правы были все, но каждый по-своему».

Слайд 18

Литератур а А.И. Савенкова

Слайд 19

Список используемой литературы: Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников Савенков А. И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания Савенков А. И. Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду Савенков А. И. Лекция 8. Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

         Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

       Изучение практики использования методов самостоятельного  учебно - исследовательского поиска детей в образовательных целях убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи нередко страдает некоторой односторонностью. В большинстве образовательных учреждений педагоги убеждены: стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой. Наивность этой точки зрения очевидна, особенно для педагогов дошкольного звена.

       Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

      В ходе развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим  умения

  • видеть проблемы;
  • ставить и задавать вопросы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить собственные мини - доклады;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно.

Задачи эти изложены в серии специальных тетрадей, изданных под грифом «Маленький исследователь» ярославским издательством «Академия развития».

Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

«Посмотрите на мир чужими глазами».

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — «Продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

 «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».  

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

«Сколько значений у предмета»

 Детям предлагается  какой ¬ либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

«Назовите как можно больше признаков предмета»

Педагог называет какой ¬либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др.  Выиграет тот,  кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

«Тема одна — сюжетов много».

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» («Город», «Лес» и др.): раскрывая ее,  можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

 Учимся задавать вопросы

 Упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими:

- Кто больше задаст вопросов о предмете.

Вы кладете на стол какой - нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше. Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т.д. Но кукла — узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов.

- Постановка  вопросов от лица какого - нибудь существа или предмета.

Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать? Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации.

- Придумывание сказочных ситуаций.

К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

— Кто…?
— Что…?
— Где…?
— Зачем…?
— Когда…?

Упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать кого - то или что - то — значит ответить на вопросы:

— Что это такое?

— Чем оно отличается от других или от другого?

— Чем похоже на других или другое?

Упражнение «Исправление ошибок»

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих - то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с детьми. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

«Строганок — то, чем строгают.

Копатка — то, чем копают.

Колоток — то, чем колотят.

Цепля — то, чем цепляют.

Вертуция — то, что вертится.

Лизык — то, что лижет.

Мазелин — то, чем мажут.

Кусарики — то, что кусает» [Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990, с. 30].

Игра «Угадай, о чем спросили»

Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.

Учимся выдвигать гипотезы

Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.

I. Гипотетические предположения о причинах событий.

1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий:

  • На улице стало холодно;
  • Птицы улетели на юг;
  • Миша и Сережа поссорились;
  • Автомобиль стоит на обочине;
  • Человек сердится;
  • Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

2. Назови две - три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий.

3.  Назови  пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей? Почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ обязательно начни со слов:

  • Может быть;
  • Предположим;
  • Допустим;
  • Возможно;
  • Что если...

2. Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.

II. Упражнения на обстоятельства:

1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • ветка дерева;
  • телефон;
  • кукла;
  • фрукты;
  • игрушечный автомобиль;
  • книга;
  • самовар;
  • барабан.

2. Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

III. Гипотезы, прогнозирующие возможные последствия событий.

В сказке Золотая рыбка исполнила три желания одного человека — старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какие - нибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей).    

Например, дети нашли на улице черепаху и решают, что с ней делать. Выдвигаются разные предложения (идеи). Затем вырабатываются требования к предложениям, по которым они будут оцениваться. Хорошо ли это для черепахи? Легко ли это сделать? Можно ли это сделать быстро? Безопасно ли это для человека? Дорого ли будет стоить воплощение предложения в жизнь? Есть ли ктото, кто возьмется это сделать?

Чтобы табличка не выглядела громоздкой, можно обозначать критерии только первыми словами: Легко? Быстро? Безопасно? Дорого? Кто? и т.п.

Затем каждое предложение оценивается по заданным критериям. Можно — с помощью плюсов и минусов, а можно — с помощью балльной системы. Например, то или иное предложение получает балл от одного до трех (пяти) по каждому заданному критерию, а потом баллы подсчитываются.

Учимся давать определения понятиям

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы — общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование этих приемов — хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

Описание.  

Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Вот один из многочисленных примеров описания, содержащийся в книге «Жизнь животных» другого известного биолога А.Э. Брэма. Автор описывает волнистых попугайчиков:

«Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые; хвост длинный ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета» [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 2. М., 1992, с.159–160].

 Детям предлагаем описать какой ¬то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

Характеристика

Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей.

Разъяснение посредством примера

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.

 «Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты; голова может втягиваться под панцирь лишь отчасти, а ноги совсем не могут втягиваться. Острые роговые челюсти часто бывают зазубрены, так, что представляют подобие зубов. Верхняя  челюсть покрывает нижнюю и загибается вниз вроде клюва».

Как видим, автор, описывая морских черепах, постоянно обращается к их сухопутным и земноводным сородичам.

Очень близок приему описания посредством примера другой прием — сравнение.

 Сравнение

Активно используются сравнения в художественных текстах. Вот пример сравнения — отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной,

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной… 

Различение

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень  похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

Приведем несколько примеров загадок - определений:

 Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды —

С первым снегом

Тут как тут!

(Г.Абрамов)

Отгадка: Снегирь.

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым — иногда,

Да ведь то не беда!

(Я.Аким)

Отгадка: Хлеб.

Игра «Трудные слова» (способ определения понятий)

Поделим детей на две ¬ три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

Учимся классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.

 Правила классификации:

  • Члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
  • Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.

Задание: Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое.

Задание: Подберите слова с противоположным значением к словам:

игрушки
инструменты
большие

животные
автомобили
летние

рыбы
планеты
веселые

Учимся наблюдать

Наблюдение — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления — телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми какую - нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др.  Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Следующий этап упражнения — нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — «парные картинки, содержащие различия». 

Как провести эксперимент

Эксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово «эксперимент», переводится на русский как «проба, опыт». 

Мысленный эксперимент

      Эксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Их могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.

  • «Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)»
  • «Что будет, если люди научатся читать мысли других?»
  • «Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?»

Эксперименты с реальными объектами

Учимся рассуждать и анализировать.

Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего – либо.

Задание : 1 «Проверьте правильность утверждений»:

Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь — дерево.

Все волки серые.
Пес Рекс серый.
Следовательно, он волк.

Все дети из нашей группы приходят в детский сад утром.
Миша — ребенок из нашей группы.
Следовательно, Миша приходит в детский сад утром.

Все котята умеют мяукать.
Леша научился мяукать,
Следовательно, он котенок.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

2. Скажите, на что похожи:

узоры на ковре,

облака,

очертания деревьев за окном,

старые автомобили,

новые кроссовки.

3 Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

4 Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.

. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

5.  «Что изображено на рисунке?» На листе бумаги (можно также мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предложим детям рассмотреть их и ответить на вопрос «что здесь изображено?» 

Учимся делать выводы и  умозаключения

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Умозаключения   требуют не только ума, но и богатого воображения.

Как люди смотрят на мир

          Основная наша задача — помочь детям в ходе собственных несложных коллективных рассуждений сделать умозаключение (вывод).

        Каждому взрослому человеку известно, что люди смотрят на мир по- разному, но эта мысль не столь очевидна для ребенка. Конечно, мы без особого труда,  и не прибегая к помощи исследовательских методов можем рассказать об этом детям. Но ребенок воспримет и поймет это гораздо лучше, если нам удастся избежать открытого дидактизма. Предложим группе такую задачу: на листе бумаги (можно также мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предложим детям рассмотреть их и ответить на вопрос «что здесь изображено?».

Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывая на доске. Здесь работает принцип: чем больше вариантов решений — тем лучше.

При правильной организации занятия ответов будет множество. Отмечая самые неожиданные, самые оригинальные и интересные ответы, не следует скупиться на похвалы.

     Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого простого коллективного эксперимента. Для этого мы можем воспользоваться несложным педагогическим приемом, назовем его «подведением под идею». Попробуем подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то мы можем сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы в ходе этой работы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Савенков А. И. Лекция 6 Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду

2. Савенков А. И. Лекция 8 Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Креативность. Методы и приёмы развития.

                                       [[{"type":"media","view_mode":"media_large",...

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ

Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...

Методы и приёмы обучения безопасному поведению в быту и в чрезвычайных ситуациях

По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен пред...

Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога

В презентации рассматривается понятие "одаренность", ее виды, признаки,  Особое внимание уделенно интллектуальной одаренности, интеллектуальному и исследовательскому поведению. В презен...