Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога
презентация к уроку по психологии

Белявская Юлия Анатольевна

В презентации рассматривается понятие "одаренность", ее виды, признаки,  Особое внимание уделенно интллектуальной одаренности, интеллектуальному и исследовательскому поведению. В презентации предложены некоторые методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога Педагог-психолог Белявская Юлия Анатольевна ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»

Слайд 2

Одаренные обучающиеся Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность в обыденной психологии - синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности . В научной психологии чаще понимается как система умственных способностей, умственный потенциал. В современной трактовке - мера выраженности и качественное своеобразие различных (общих, интеллектуальных, специальных и т.п.) способностей, выступает как системное образование в структуре личности и индивидуальности. Обеспечивает успешность реализации одних видов деятельности, возможность выполнения и освоения других, вне зависимости от уровня развития соответствующих способностей.

Слайд 3

Виды одаренности в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.); в художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная одаренность; в духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Слайд 4

Одаренные дети Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одарённость принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребёнком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одарённости и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше др. можно обнаружить художественную одарённость детей (в области музыки, затем - в рисовании). В области науки раньше всего проявляется одарённость к математике.

Слайд 5

признаки одарённости (А.И . Доровской ) Раннее детство Дошкольный период Школьный период 1-3 года 4-6 лет 7-17 лет Неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чём-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия Отличная память, интуитивные скачки, яркое воображение, нечёткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего мира; острое реагирование на несправедливость Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами (умениями) учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение чёткого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем

Слайд 6

Интеллектуальная одаренность- такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. ( М.А. Холодная).

Слайд 7

Типы интеллектуального поведения лица с высоким развитием общего интеллекта в виде показателей IQ> 135 - 140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта (сообразительные) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально -ориентированных тестов (блестящие ученики); лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности (креативы); лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объём предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области (компетентные); лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли своё воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах (талантливые); лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей (мудрые).

Слайд 8

три составляющие интеллектуальной одаренности ( Дж. Рензулли ) 1)интеллектуальные способности выше среднего уровня 2) креативность 3) высокая мотивационная включённость в задачу в т.ч . общие способности (вербальные, пространственные, цифровые, абстрактно-логические и т.д.) и специальные способности (возможности усвоения знаний, умений и навыков в конкретных предметных областях - химии, математике, балете и т.д.); гибкость и оригинальность мышления, восприимчивость ко всему новому, готовность к риску и т.п.; значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.

Слайд 9

Исследовательское поведение - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека; играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. Факторы , «запускающие» исследовательскую мотивацию: 1 ) новизна объекта или явления; 2 ) его сложность; 3 ) информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации). (А.Н. Поддьяков )

Слайд 11

Исследовательские способности и когнитивное развитие Любопытство любознательность познавательная потребность, поисковая активность (получение удовольствия, положительных эмоций от умственного напряжения + воля); Сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется простым и понятным; связано с умением менять точку зрения на проблему; Надситуативная активность – стремление к постоянному углублению в проблему; решение задачи – это не завершение работы, а начало будущей работы и постановка следующих целей и задач; Высокий уровень логического мышления -способность индивида самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной ). Повышенный интерес к « дивиргентным » задачам, имеющим не один правильный ответ, а множество; Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёкими по содержанию;

Слайд 12

Исследовательские способности и когнитивное развитие Лёгкость генерирования идей, «продуктивность мышления» («плодовитость»); Лёгкость ассоциирования – способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений; метафоричность мышления; Способность к прогнозированию: воображение + интуиция + глубокий анализ; Высокая концентрация внимания – погружённость в задачу, возможность концентрации внимания при наличии помех; Отличная память – охранение, классификация, систематизация и структурирование информации, опыта, идей; Способность к оценке – возможность оценивания продуктов собственной деятельности; обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребёнка в себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, некомформность ; Особенности склонностей и интересов – устойчивый и осознанный круг интересов, упорство в достижении цели, приверженность к делу; широкий круг интересов, разноплановость или, наоборот, «зацикленность».

Слайд 13

Исследовательские способности и личностное развитие Сохранение ювенильных характеристик – «детскость», сочетание наивной чистоты восприятия с искушенным умом; Перфекционизм – стремление всё сделать наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных деталях; Самостоятельность – независимость суждений и действий, способность действовать без посторонней помощи и подсказки + ответственность за свои поступки и решения + внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно; Социальная автономность – сложности в общении с окружающими, неприязнь к традиционному обучению, неприятие конформизма, относительная свобода от общепринятых ограничений; Эгоцентризм – не способность встать на позицию другого человека, вера одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих; (с возрастом может перерасти в мизантропию, желчность, разочарование в людях); Лидерство – часто проявляется только в младшем возрасте; Соревновательность – самооценка основана на стремлении к конкуренции; Эмоциональный интеллект - повышенная ранимость и эмоциональная чувствительность одаренных детей (которую некоторые исследователи склонны рассматривать как врожденную) , неадекватная реакция на мнение окружающих и на внешне малозначимые события; Юмор (в том числе и как психологическая защита) Творческое восприятие случайностей – озарение, инсайт .

Слайд 14

Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся Головоломки и логические задачи

Слайд 15

Ментальная математика Система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике . Развитие мышления и мелкой моторики. Умение быстро считать в уме. Улучшение памяти. Повышение интереса к учебе. Высокая концентрация внимания.

Слайд 16

Формы работы с одаренными детьми: «Мировое кафе»: участники передвигаются от одного стола к другому, обсуждая с «хозяевами стола» проблему. «Мозговой штурм»: метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных . Важно отрицание критики на начальном этапе, идея должна «созреть». Проектная деятельность. Работа в парах. Индивидуальная работа.

Слайд 17

Игры и упражнения. Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления: Ассоциации по контрасту (противоположности) Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению. Высокий/низкий. Далёкий/близкий. Ассоциации по сходству (подобию) Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож. Арбуз/мяч. Голова/шар. Игра «Какого слова не хватает» Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Родственники , карандаш (письмо). Книга, вагон (чтение, забывчивость). Праздник, почта (открытка ).

Слайд 18

Упражнение «Параллели и Крестики» Правила игры: Ведущий передает некий предмет игроку говоря, например, крестик или параллель. Далее данный предмет передается игроком следующему игроку, при этом они должны угадать (понять) вариант, «крестик» или «параллель». Если все верно - ведущий это подтверждает. Если крестик, значит ноги у игрока, передающего предмет, скрещены (одна на другой), а если параллель, то у игрока ноги стоят ровно. Цель игры: догадаться о существующем правиле. Итог игры: озарение, инсайт .

Слайд 19

Упражнение «Рисунок под диктовку» Форма работы: упражнение для работы в парах. Задача: Каждый участник рисует на листе бумаги дом. Затем один из участников закрывает глаза и под диктовку своего партнера на чистом листе старается нарисовать его домик. Цели упражнения: научиться работать в команде, научиться концентрировать внимание на своем партнере, игнорируя шум вокруг.

Слайд 20

Игра «Зефирная Проблема» или « The Marshmallow Challenge ». Задание : за 18 минут команды должны построить наивысшую структуру, которая будет свободно стоять и наверху будет целый зефир. Материалы: • 20 штук спагетти • один метр тонкой веревки • один метр липкой ленты • жевательный зефир Правила: • Построить наивысшую свободно стоящую структуру, т.е. она не должна ни на что опираться, кроме как стоять на столе. Длина будет измеряться от стола до кончика постройки. • Сверху должен быть целый зефир — нельзя его откусывать или делить на части, даже если хочется :). • Используйте столько, сколько вам нужно из выданного набора — спагетти, веревку, ленту можно ломать и резать по своему усмотрению. • На всё у команды есть 18 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жи...

Муниципальная модель развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей

Цель проекта - создание  муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей....

Из опыта работы Дежиной Н.Н."Развитие творческой и интеллектуальной одаренности учащихся"

В этой статье описан опыт работы учителя по развитию творческой и интеллектуальной одаренности на уроках биологии и во внеурочное время...

Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

А.И. Савенков «Методы и приёмы развития исследовательского поведения у дошкольников»

А.И. Савенков со своими коллегами разработал методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста исследовательской деятельности. в ДОУ....

Педагогические условия развития интеллектуальной одаренности у детей среднего школьного возраста

Педагогические условия развития интеллектуальной одаренности у детей среднего школьного возраста...