Муниципальная модель развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей
проект на тему

Рябова  Ирина  Ивановна

Цель проекта - создание  муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Мы живём в период значительных преобразований в образовании. Современные тенденции социального развития ставят перед школой, точнее перед просвещением, новые задачи, поскольку не только компьютеризация, совершенное знание нескольких языков, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Важнейшим приоритетом становится интеллект. Образовательные учреждения испытывают острейший дефицит в учебных планах,  программах и учебных пособиях, в которых бы учитывались потребности и индивидуальные особенности детей, способных к более высокой скорости и продуктивности усвоения изучаемого материала.

Модернизация современного школьного образования в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта связана, прежде всего, с качественным обновлением содержания образования и обеспечением его развивающего характера. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития образовательного и творческого личностного потенциала обучающегося.

В условиях решения стратегических задач модернизации и инновационного развития экономики российского общества, в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования важнейшими качествами выпускника школы становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, которые формируются в процессе выявления, педагогической поддержки и развития интеллектуальных способностей учащихся.

Ориентированность государства на поддержку талантливых детей и молодёжи нашла своё отражение в следующих документах:

  • Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • Конституции РФ;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 786 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Указ Президента Российской Федерации «О  мерах  по  реализации государственной  политике  в  области  образования  и  науки»  от 07.05.2012г.      № 559;
  • Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года» от 8.12.2011. №2227-р
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761);
  • Закон  Владимирской области «О поддержке одарённых детей во Владимирской области» принят Постановлением законодательного собрания Владимирской области от 25.05.2011г. № 142;
  • Долгосрочная целевая программа развития образования Владимирской области на 2013-2015г.г. утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 31.10.2011г. № 1177.

Анализ проблемы

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разработки муниципальной модели развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей, конгруэнтной федеральной и региональным концепциям, так как существующие на уровне муниципалитетов событийные практики (олимпиады, летние и зимние школы, факультативы при ВУЗах и др.) не являются инфраструктурно институализированными.

В основу проекта положен проектный замысел «создания муниципальной модели и механизма координации деятельности по развитию и сопровождению интеллектуально-одаренных детей школ в муниципалитете».

Несмотря на большие усилия, приложенные в последнее время по созданию современной материально-технической базы в ОУ, во многих учебных заведениях она остается недостаточной для организации работы с  интеллектуально-одаренными детьми.

Имеет место и кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Данные о создании условий для развития одаренных детей во Владимирской области  и желание учащихся продолжить образование после школы вступают в противоречие. Так в 2012-2013 учебном году повышенный уровень образования во Владимирской области осуществляли 5 гимназий, 3 лицея, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов, что составляет 4,4 % от общего числа школ. Всего же только 16% учащихся охвачены повышенным уровнем образования. Выпускники же средних школ желают и продолжают образование в ВУЗах: 2012г.- 78,2%, 2013- 88%. Наметилась тенденция снижения доли выпускников, сдававших предмет на профильном уровне: 2012г. - 76%, 2013г. -  71%, что свидетельствует о непродуманном подходе к организации работы профильных классов.

Проведенный анализ ситуации позволил выявить проблемы, определяющие актуальность данного проекта, а именно:

- отсутствие системности в работе с интеллектуально-одаренными детьми на уровне, муниципалитета;

- не проработанность механизмов взаимодействия и взаимосвязи на уровнях муниципальный район – образовательное учреждение, что не обеспечивает непрерывное сопровождение интеллектуально-одаренного ребёнка в социуме;

- образовательные учреждения   испытывают нехватку высококвалифицированных педагогических кадров, осуществляющих сопровождение и развитие одаренных детей;

- недостаточная материально-техническая база по всем без исключения предметам учебного плана;

- слабая мотивационная поддержка работы с детьми данной категории в образовательных учреждениях;

- доминирование массовых мероприятий, носящих разовый, либо бессистемный характер.

Таким образом, создание муниципальной модели   развития и сопровождения интеллектуально одаренных детей может стать механизмом решения указанных проблем.

Преимуществом проектируемой модели является осознанный отказ от создания учреждений интернатного типа для одаренных детей - финансово затратных образовательных структур, нарушающих сложившиеся социальные связи ребенка, максимально эффективное использование имеющейся в образовательных учреждениях материально-технической базы и кадрового потенциала, отказ от создания базового центра, как юридического лица.  

Аудиторией проекта являются одаренные и высокомотивированные дети, их родители (законные представители), педагоги, работающие с такими детьми.

Проектируемая модель развития и сопровождения интеллектуально одаренных детей представляет значимость для муниципалитета.

Ребенку создаёт возможности для реализации образовательной траектории, снижает риски социализации в обществе, позволяет развивать метапредметные компетенции, расширяет возможности  профильного обучения и профориентации.

Родителям даёт осмысленное развитие и  сопровождение интеллектуальных возможностей ребенка, повышение социального статуса семьи, воспитывающей одаренного ребёнка с минимальными финансовыми затратами.

Педагогу предоставляет расширенный спектр ресурсов для развития и сопровождения обучающегося, в том числе возможность раннего распознавания таланта; участие в проектах профессиональных ассоциаций; распространение передового педагогического опыта работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

Для района: создание модели по развитию и сопровождению одаренных детей; повышение человеческого капитала территорий, возможность селекции и подготовки нужных специалистов при имеющихся ресурсах.

Цель проекта

Создание муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей.

Задачи проекта

  1. Выявить образовательные учреждения, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами для реализации данного проекта.
  2. Совершенствовать механизм взаимодействия и координации работы учреждений образования с интеллектуально-одаренными детьми.
  3. Разработать и скорректировать нормативно-правовую базу (договора, соглашения, положения).
  4. Совершенствовать профессиональную компетенцию педагогов через механизм наставничества.
  5. Обеспечить педагогическое сопровождение интеллектуально-одаренных детей через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность и индивидуальную образовательную траекторию

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Мы вынуждены констатировать тот факт, что такие понятия, как «одарённость» и «одарённые дети» нуждаются в точном определении. Обычно одарённостью называют - генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный компонент - «дар» - в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Однако единой общепринятой концепции одарённости нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьёзных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Феномен детской  одарённости продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е. Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, A.M. Матюшкин, P.M. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А. Танненбаум, Дж. Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А. Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.). Эти научные изыскания при всей своей явно выраженной теоретической природе призваны активно влиять на образовательную практику.

В своей работе мы опираемся на  концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли. Согласно теории Дж. Рензулли, одарённость есть сочетание трёх основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Как отмечает в своих работах А.И. Савенков, важной особенностью одарённости является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Динамический подход в значительной мере лишает разработку данной проблемы налёта элитарности. Одарённость - не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.

Интеллектуальная одаренность – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.  

Этапы реализации проекта

Этапы

Продолжительность этапа

Содержание деятельности

I. Предпроектный (подготовительный)

май-август

  1. Мониторинг материально-технической базы образовательных учреждений, кадрового потенциала для реализации модели развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей.
  2. Создание Совета директоров, с целью координации деятельности образовательных учреждений по реализации проекта.
  3. Определение механизма финансирования по реализации проекта.

II. Организационный

сентябрь

  1. Создание банка данных  интеллектуально-одаренных и высокомотивированных детей и педагогов учреждений, работающих с такими детьми.
  2. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.
  3. Изучение передового  опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий.
  4. Создание нормативно-правовой базы по проекту.
  5. Запуск  проекта.

III. Практический

октябрь-июнь

  1. Внедрение муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей.
  2. Формирование банка методических разработок  педагогов, работающих с интеллектуально-одаренных и высокомотивированных (электронный банк методических материалов).
  3. Проведение фестиваля педагогических идей «Молодой педагог – педагог мастер» по работе с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми.
  4. Проведение научно-практической конференции.
  5. Проведение мониторинга промежуточных результатов внедрение модели, при необходимости корректировка схемы взаимодействия модели.
  6. Организация муниципальных интеллектуальных Интернет-конкурсов.

IV. Итогово-аналитический

июль

  1. Обобщение и анализ итогов реализации проекта.
  2. Мониторинг участия и результатов интеллектуально-одаренных детей.
  3. Обобщение опыта работы по проекту на Совете директоров.
  4. Распространение опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.

Проектное решение

Муниципальная  модель развития и сопровождения интеллектуально - одарённых детей строится на взаимодействии всех институтов муниципалитета, работающих с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми.

Первый уровень модели включает в себя все учреждения общего образования,   т.к. функция выявления интеллектуально-одаренных детей остаётся за образовательными учреждениями, педагогам  которого при ежедневном общении с ребёнком индивидуальные особенности развития  видны наиболее ярко.

Второй уровень модели включает:

- образовательные учреждения, материально-техническая база которых наиболее соответствует задачам развития интеллекта, в нем имеются оснащённые лабораторным оборудованием кабинеты физики, химии, биологии и других предметов;

- кадровый потенциал, с одной стороны, имеющий положительный опыт разработки образовательных программ, учебных, элективных, предметных курсов, методических и дидактических  материалов, сопровождающих работу с интеллектуально-одаренными детьми и с другой стороны молодые педагоги имеющие высокую мотивацию, но недостаточный практический опыт в работе;

- методический служба муниципалитета, укомплектованная современным компьютерным оборудование, кадровый потенциал, которой позволяет осуществлять разработку, размещение в сети Интернет и администрирование портала (сайта) с материалами по различным направлениям работы с интеллектуально-одаренными детьми.

Следующий уровень модели включает психолого-педагогическую службу, которая осуществляет взаимодействие со всеми участниками процесса выявления и сопровождения  интеллектуально-одаренных и высокомотивированных детей.

– совет директоров образовательных учреждений муниципалитетов, осуществляющий общее руководство и взаимодействие всех структур по развитию и сопровождения  интеллектуально-одаренных и высокомотивированных детей.

Траектория движения ребёнка в вариантах муниципальной инфраструктуры осуществляется на основании выстроенной индивидуальной траектории:

- по горизонтали: в образовательном учреждении, в котором обучается ребёнок, посещение факультативов, элективных курсов, предметных кружков, участие в конкурсных мероприятиях школьного уровня;

- по вертикали: занятия в межшкольных группах по выбранным предметам для углубления и расширения предметных знаний, совершенствования навыков научно-исследовательской деятельности, участие в конкурсных мероприятиях, конференциях, проектах муниципального, регионального и федерального уровня.

Психологическое сопровождение интеллектуально-одаренных ребёнка осуществляется на всех уровнях его продвижения.

Сформированная муниципальная модель строится на  следующих принципах:

  • доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие интеллектуальных способностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
  • личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала интеллектуально-одаренных детей;
  • многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
  • открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с интеллектуально-одаренными детьми на разных уровнях;
  • адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

Социальные партнёры.

Социальными партнёрами проекта являются муниципальные органы самоуправления, высшие учебные заведения, родительская общественность, а также учреждения общего образования.

Муниципальная администрация обеспечивает финансирование поддержки интеллектуально-одаренных детей.  

Высшие учебные заведения по направлению муниципалитета, на основе договорных отношений предоставляют целевые места для обучения выпускников, а также (по согласованию) участвуют в сопровождении интеллектуально-одаренных детей.

Педагогическая и родительская общественность обеспечивает сопровождение и развитие интеллектуально-одаренных детей, поддержку образовательной траектории.

Учреждения управления культуры (музеи), предоставляют имеющиеся фонды и материально-технические ресурсы для проведения практических занятий.

Отношения с социальными партнёрами регулируются на договорной основе.

СХЕМА  1

Взаимодействие

социальных партнеров в условиях реализации модели.

Алгоритм реализации:

  1. Совет директоров

В первую очередь при управлении образования администрации района формируется Совет директоров, в который входят руководители образовательных учреждений муниципалитета. Совет  разрабатывает нормативно-правовую базу, определяющую функционирование модели развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей и осуществляет координацию всех участников реализации модели. Совет обращается к региональному институту развития образования с рекомендацией разработать курсы повышения квалификации с учетом потребности в совершенствовании форм и методов работы с интеллектуально-одаренными детьми.

  1. Управление образования

- утверждает нормативно-правовую базу модели,

- разрабатывает и утверждает  механизм финансирования. 

- знакомит все субъекты образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) со структурой муниципальной модели и комплексом мероприятий развитию и сопровождению интеллектуально-одаренных детей.

- выносит на совет при главе муниципалитета предложения по поддержке интеллектуально одаренных детей: выделении стипендий, целевых мест в учреждениях высшего профессионального образования.

- заключают договора с социальными партнерами муниципалитета.

III. Методическая служба 

Проводит:

- мониторинг материально-технической базы образовательных учреждений;

- мониторинг  кадрового потенциала на предмет готовности к реализации модели;

-  фестивали педагогических идей «Молодой педагог – педагог мастер» по работе с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми.

- научно-практические конференции;

-  мониторинг промежуточных результатов внедрение модели;

- формирует банк данных интеллектуально-одаренных детей и их достижений в предметных областях; «Банк данных» формируется в бумажном и электронном виде с размещением на сайте, который, в свою очередь, курирует методическая служба;

- изучает передовой  опыт по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий;

- оказывает помощь педагогам и родителям в моделировании индивидуальных маршрутов, рабочих программ;

- разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для педагогов, выстраивающих деятельность с интеллектуально-одаренными  детьми;

- формирует банк методических разработок  педагогов, работающих с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми (электронный банк методических материалов);

- размещает на портале (сайте) информацию о достижениях интеллектуально-одаренных  детей с целью обеспечения общественного признания их заслуг, а также о работающих с ними педагогах, о проводимых конкурсах, конференциях и пр.;

- координирует деятельность научных объединений учащихся (научных обществ учащихся, малых академий наук и др.), сетевых сообществ (ассоциаций) педагогов, работающих с талантливыми детьми.

IV. Психолого-педагогическая служба ОУ:

- проводит сопровождение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся и родителей), используя широкий спектр разнообразных методов: метода наблюдения детей в различных ситуациях; психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;

- выявляет направленность способностей ребёнка, сформированность компетенций, уровень социализации, даёт рекомендации по их развитию;

- способствует развитию личностных особенностей интеллектуально-одаренных детей;  

- помогает преодолению личностных проблем интеллектуально-одаренных детей, формирует рекомендации для родителей и педагогов;

- создаёт условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с интеллектуально-одаренными детьми.

V. Образовательные учреждения:

- обеспечивают выявление интеллектуально-одаренных и высокомотивированных детей;

- направляют информацию о выявленных одаренных детях методической службе для формирования базы данных;

-  предоставляют материально-техническую базу для отработки практических навыков талантливых детей: проведение опытно-лабораторных исследований, проектирование и моделирование;

- предоставляют базу для проведения конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций и других мероприятий межведомственного плана в наиболее полноценных (оптимальных) условиях;

- создают условия для участия обучающихся в мероприятиях межведомственного плана;

- способствуют дальнейшему развитию интеллектуально-одаренных детей (в т.ч. обеспечивая возможность посещения обучающимися различных субъектов инфраструктуры);

- оказывают поддержку для наращивания творческого и интеллектуального потенциала педагога, обеспечивающего развитие интеллектуально-одарённого ребенка;

- вносят предложения по повышению эффективности взаимодействия субъектов инфраструктуры;

- способствует развитию договорных отношений школа-вуз по сопровождению одаренных и высокомотивированных выпускников.

VI. Творческие пары учителей предметников – это пары  из наиболее опытных,  желающих, имеющих практику работы  с одаренными детьми и молодых, активных, ищущих педагогов (наставник-молодой педагог):

  • разрабатывают программу повышенного уровня по предмету;
  • готовят дидактический материал;
  • отбирают и создают цифровые информационные ресурсы;
  • курируют проектную деятельность, подготовку учащихся к  научно-практическим конференциям, смотрам, конкурсам и пр.;
  • непосредственно проводят занятия межшкольных предметных групп;
  • педагог-мастер оказывает молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении им избранной профессии, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Разработка учебного материала творческой парой педагогов должна соответствовать следующим требованиям: научность, расширенный объём, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала должен осуществляться на основе различных теоретических подходов, многообразия точек зрения.

В процессе работы рекомендуется использование следующих технологий обучения:

1) технологии  межличностного взаимодействия (Е.В. Коротаева),

2) ТРИЗ,

3) метода проектов,

4) технологии развития критического мышления через чтение и письмо и др.,

5) коллективного  способа  обучения (автор Дьяченко),

6) проблемно – деятельностного  обучения,

7) элементы исследовательской деятельности,

8) ИКТ.

В обучении одаренных детей целесообразно освоение новых технологий: «Метода формирования эмоционально-ценностных отношений», «Кейс – технологии», «Методика Базарного» (начальная школа).

Основными приёмами педагогической поддержки одаренных в обучении будут являться:

1. Обучение самостоятельности, способам самоконтроля.

2. Формирование организаторских умений, с постепенным усложнением задач.

3. Сочетание индивидуальной и групповой работы в классе, создание групп по интересам.

4. Создание творческой среды.

5. Развитие критического мышления.

6. Развитие навыков межличностного общения, эмпатии.

Высшие учебные заведения:

- выделяют бюджетные места по целевым направлениям муниципалитету;

- предоставляют материально-техническую базу для проведения практических занятий  с интеллектуально-одаренными детьми;

-  реализация отдельных курсов преподавателями ВУЗов.


Схема №2

Муниципальная модель развития и

сопровождения интеллектуально-одаренных детей


Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов

Развитие и сопровождение интеллектуально - одаренный детей на уровне муниципалитета осуществляется в рамках текущего финансирования на соответствующий год.

В ходе реализации проекта используются имеющиеся в образовательных учреждениях финансовые, кадровые и материально-технические ресурсы.

Оптимизируя расходы на проведение совместных мероприятий по реализации модели в муниципалитете будет достигнута экономия финансовых средств. Высвободившиеся средства будут направлены на финансирование: учреждений, имеющих необходимую материально техническую базу и кадровый потенциал для работы с интеллектуально-одаренными детьми.

Образовательным учреждениям имеющие необходимую материально техническую базу и кадровый потенциал дополнительные средства направляются за счёт расширения муниципального задания.

Стимулирование достижений интеллектуально-одаренных детей производится за счёт муниципального бюджета (грант главы муниципалитета).

Ожидаемые результаты проекта.

Конечным  результатом реализации проекта является создание действующей муниципальной модели развития и сопровождения  интеллектуально-одаренных детей посредством создания:

1.        Банка данных материально-технической базы образовательных учреждений, кадрового потенциала (единый муниципальный реестр учебных кабинетов отвечающих современным требованиям для организации работы с интеллектуально-одаренными детьми и единого банка данных педагогических кадров для работы с интеллектуально-одаренными детьми)

2.        Системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся развитием и сопровождением  интеллектуально-одаренных детей.

3.        Нормативно-правовой базы (положение о Совете Директоров, положение о научно-практической конференции, положение о фестивале «Молодой педагог – педагог мастер», положение об интеллектуальных «Интернет-конкурсах», договор с родителями).

4.        Повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере организации работы по развитию и сопровождению  интеллектуально-одаренных детей

5.        Повышения уровня индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио и  качественных показателей успеваемости учащихся по предметам, рост доли победителей и призеров  региональных, всероссийских олимпиад и конкурсов от общего числа участников.

Критерии эффективности

  • Доля детей, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам;
  • Доля  детей ставших победителями и призерами  Всероссийской олимпиады школьников и других творческих конкурсов.
  • Доля числа педагогов обладающих необходимыми компетенциями по работе с одаренными детьми.
  • Доля выпускников поступивших в учреждения профессионального образования.
  • Доля образовательных учреждений, участвующих в реализации  модели.

Риски и пути их минимизации

Риски

Пути  их  минимизации

1. Отсутствие достаточного количества компетентных педагогов.

Подготовка имеющихся кадров, привлечение  молодых специалистов.

2.  Несоразмерность затраченных трудовых и моральных ресурсов педагога с оплатой  

 Привлечение средств из стимулирующей части ФОТа

3. Неверное (непрофессиональное)  диагностирование одаренности ребенка.

Применение валидных диагностических методик.

Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка.

Многократность обследования.

4. Снижение интеллектуальной активности обучающихся  

 Организация и проведение  интеллектуальных праздников и конкурсов, научно-практических конференций

5. Недостаточность материально-технического оснащения

Использование материально-технической базы других учреждений на взаимовыгодных условиях.

6. Проект не пройдёт апробацию в муниципалитете

Разработчики проекта могут внедрить модель   через сетевое взаимодействие ОУ

Заключение

В данном проекте была предпринята попытка разработать муниципальную модель развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей. В модели четко определены роль и специализированное значение каждого участника. Реализация данного проекта позволит создать эффективно функционирующий механизм развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей  на муниципальном уровне с минимальными финансовыми затратами. Только четкое и комплексное решение всех задач с учетом возможных рисков позволит переломить ситуацию и решить проблему эффективного развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей, не зависимо от места проживания, статуса школы, в которой он обучается, материального благосостояния родителей и стартовых возможностей ребенка. Модель предполагает расширение охвата интеллектуально-одаренных детей разных категорий.  

Совместная работа образовательных учреждений, организаций и лиц, заинтересованных в  сопровождении интеллектуально-одаренных детей, помогает им преодолеть ограниченность  развития, рамками одного ОУ, максимально использовав кадровый, информационный, материально-технический потенциал муниципалитета, обеспечивает повышение результатов участия детей в различного уровня олимпиадах, конкурсах, проектах.

 

 

Список  используемых документов и источников информации

  1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, Кн.1.- 2003.-142 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости. – М.: МО, 1998.
  4.    Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – М.: Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
  5. Данилова Л. Здесь учат жить на «отлично». // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2011. – №1. – С. 25–30. – С.29.
  6. Данилова Л. Японец остается японцем. // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2011. – №5. – С. 45–52. – С.51.
  7. Доклад "О повышении роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи" на Государственном совете Российской Федерации в апреле 2011 года.
  8.  Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М.:ООО «АиФ Принт», 2003.
  9.   Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
  10.  Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т. – М.,1995.
  11.  Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  12.  Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
  13.  Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.
  14. Шумаков Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте //Новые исследования в психологии и педагогике. - 1991. - № 1. - С. 251.
  15.  Интернет–ресурсы:

www.anichkov.ru ,

www.youngscience.ru,

www.it-n.ru ,

www.odardeti.ru

Приложение №1

Положение о Совете директоров учреждений района

1. Общие положения.

1.1. Совет директоров общеобразовательных учреждений является коллегиальным органом управления образовательным процессом в районе, главной целью которого является стратегическое планирование совместной работы школ, входящих в единое образовательное пространство.

1.2. В своей деятельности Совет руководствуется законом РФ «Об образовании», нормативно-правовыми документами регионального и муниципального уровня, определяющими функционирование школ, а так же настоящим положением.


2. Задачи и содержание работы Совета  

2.1. Совет на своих заседаниях заслушивает и обсуждает сообщения ответственных лиц о результатах организации работы по: 

– ходу выполнения программы развития образования района, национального проекта «Образование»; 
– социальной защите детей и работников системы образования; 

– укреплению здоровья детей, проведение летней оздоровительной компании; 

– созданию условий охраны труда и техники безопасности в образовательных учреждениях; 
– формированию резерва, расстановке и повышению квалификации руководящих кадров; 

– методической помощи молодым специалистам; 

– подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, функционированию в осенне-зимний период; 

– планированию, распределению средств фонда развития образования для поощрения инновационной деятельности педагогов, образовательных учреждений; 

– другим направлениям управленческой деятельности. 

2.2. Разрабатывает предложения по дальнейшему развитию образовательных учреждений с учетом достижений науки и техники, передового опыта, развития экономики и культуры.
2.3.Определяет уровни и механизмы взаимодействия школ района.

2.4.Разрабатывает  нормативно-правовую базу функционирования единого образовательного пространства.

2.5.Осуществляет контроль за состоянием сетевого взаимодействия на всех его уровнях и оценка учебно-воспитательного процесса.

2.6. Организует конференции, семинары, педагогические чтения, конкурсы, выставки и другие мероприятия с целью содействия развитию творчества учащихся, учебно-образовательной и научно-методической работы преподавателей.

2.7.Проведит экспертизы проектов нормативных актов, касающихся вопросов жизнедеятельности образовательных учреждений.

2.8.Рассматривает предложения о награждении и поощрении руководителей образовательных учреждений; 

2.9. Координирует деятельность образовательных учреждений по предоставлению дополнительных образовательных услуг, исходя из данных социологического изучения потребностей населения. 

2.10. Совет совместно с заинтересованными структурами органов местного самоуправления формирует и размещает задания по исследованию образовательных запросов населения, разработке концепции и программы развития системы образования, учитывающих перспективы социально-экономического развития района. 

2.11. Совет, как общественный орган управления, принимает решения рекомендательного характера, орган управления образованием может издать приказ по основной деятельности на основании принятия решения Совета. 


3
.Порядок создания и организации работы Совета директоров  

3.1. В состав Совета директоров входят  директора школ района и представитель учредителя.

3.2. Состав Совета утверждается распоряжением начальника управления образования района сроком на 2-3 года .

3.3. Председателем Совета является директор одной из  школы. Он отвечает за подготовку заседаний, координацию действий, осуществляет оперативное управление сетевым взаимодействием.

3.4. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц и оформляются соответствующими протоколами, которые подписывает председатель.

3.5.В работе совета директоров могут принимать участие работники управления образования с правом совещательного голоса. В необходимых случаях на заседание Совета приглашаются ответственные лица и специалисты организаций и учреждений района, ОВД, суда, здравоохранения и др. 
3.6. Заседание Совета правомочно, если в нем принимают участие не менее двух третей членов Совета.

3.7.Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета.

3.8.Решения Совета, принятые в пределах его полномочий, носят рекомендательный характер.


4. Права.
Совет директоров имеет следующие права:

4.1. Выходить с ходатайством о назначении руководителей управленческих структур района , директоров школ.

4.2. Контролировать учебно-воспитательный процесс в части сетевого взаимодействия.

4.3. Вносить коррективы в программу развития и образовательную программу.

4.4. Изменять структуру управления и взаимодействия в рамках района.
4.5. Утверждать единый учебный план по сетевому взаимодействию.

5. Ответственность:

Совет директоров отвечает:

5.1. За объективный анализ образовательного процесса, его результатов и оценку эффективности, своевременности информационно-методического обеспечения.

5.2. За своевременное исполнение программы развития и образовательной программы.

5.3. За соответствие организуемого взаимодействия в рамках района нормам СаНПиНа и ПБ, а так же за соблюдение правил перевозки детей школьным автобусом.


6. Документация и отчетность.

6.1. Все обсуждаемые вопросы протоколируются.

6.2. Аналитический материал оформляется в виде справок, таблиц,

диаграмм и т.д.

6.3. По итогам работы материалы размещаются на сайте школы.

Приложение №2

Положение

о межшкольных группах

по углубленному изучению отдельных предметов

1. Общие положения

1.1. Для реализации потребностей обучающихся общеобразовательных учреждений муниципального образования в углубленном теоретическом и практическом изучении учебных предметов, обеспечения доступности дополнительных образовательных программ создаются межшкольные группы обучающихся.

1.2.    Межшкольные группы помогают обучающимся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной деятельности под руководством лучших педагогических работников.

1.3. Межшкольные группы являются структурным подразделением учебно-методического центра управления образования.

1.4.        Деятельность межшкольных групп организует руководитель. К работе в них привлекаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию

1.5.        Руководитель межшкольных групп:

  • утверждает дополнительную образовательную программу;
  • проводит набор учащихся для занятий в группах;
  • составляет расписание  занятий;
  • контролирует качество обучения;
  • организует создание оптимальных санитарно-гигиенических условий для образовательного процесса;
  •  несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время учебных занятий.

1.6Количество учебных групп  определяется управлением образования исходя из потребности каждого года. Наполняемость учебной группы — не более 15 человек.

1.7. Обучение в межшкольных группах для обучающихся бесплатное. Зачисление обучающихся в межшкольные группы производится по заявлению родителей на основании результатов собеседования. При этом могут учитываться достижения обучающихся на олимпиадах, турнирах, научно-практических конференциях  и других мероприятиях по изучаемому предмету, а также рекомендации учителей.

2.Цели и задачи межшкольных групп

2.1.К задачам межшкольных групп относятся:

- обеспечение образовательных запросов учащихся,

- создание оптимальных, благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала личности обучающихся,

- выявление и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся.

- обучение членов групп  навыкам самостоятельной работы;                                                                                                  

- развитие познавательных интересов.

2.2.Основными целями межшкольных групп являются:

- расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии со способностями и склонностями, повышение активности их познавательной деятельности;

- повышение результативности участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

- совершенствование системы выявления и поддержки детей с признаками одаренности;

-воспитание творческой личности, способной мыслить и действовать в современных условиях.

3. Функции межшкольных групп

Межшкольные группы выполняют следующие функции:

  • развитие заинтересованности обучающихся к творческой работе;
  • углубление знаний обучающихся, приобретение ими навыков в практическом приложении теории учебного предмета;
  • обучение разработке проектов исследований, ведению экспериментальной работы;
  • организация практикумов;
  • организация, проведение и участие учащихся в научных конференциях межшкольных обществ обучающихся;
  • составление обзоров научно-популярной литературы по избранной теме занятий;
  • популяризация ведения исследовательской, экспериментальной работы членов групп с вузами.

4. Организация работы межшкольных групп

4.1.Для работы межшкольных групп издается приказ по управлению образования. Деятельность групп финансируется центром дополнительного образования, стимулирующие выплаты педагогам производятся за счет ФОТ учреждений.

4.2.На педагогическую работу в межшкольные группы приглашаются лица из числа ведущих педагогических работников на основании трудового договора.

4.3.Организация образовательного процесса строится на основе программ углубленного изучения предмета и учебного плана, разрабатываемых педагогическими работниками и утверждаемых методическим кабинетом управления образования.

4.4.Теоретические и лабораторные занятия проводятся на базе образовательных учреждений один раз в неделю в течение двух часов во внеурочное время в соответствии с учебным планом и расписанием занятий; экскурсии и другие виды работ  организуются руководителем  в соответствии с календарным планом.

4.5.Для проведения занятий групп могут быть организованы различные учебные группы: по интересам (разновозрастные) или одновозрастные.

4.6.Занятия проводятся  в течение учебного года (с 15 сентября  по 20 мая).

4.7.Учебные занятия организуются для обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных учреждений.

4.8. Ежегодно в марте месяце проводится научно-практическая конференция.

5. Права членов межпредметных групп

Члены межпредметных групп имеют право на:

  • обучение по индивидуальному плану;
  • участие в предметных олимпиадах второго и других этапов;
  • пользование фондами библиотек образовательных учреждений;
  • повторение любого из учебных курсов  по желанию обучающегося;
  • согласование режима учебных занятий между образовательным учреждением, в котором  он обучается, и занятиями в группах для оптимизации образовательного процесса;
  • получение индивидуальных и групповых консультаций по выполнению различных этапов экспериментальных и практических работ.

6. Ответственность

Члены межшкольных групп обязаны:

  • активно участвовать в работе групп;
  • посещать учебные занятия, выполнять экспериментальные и практические работы ;
  • выполнять требования работников образовательного учреждения, на базе которого проводятся занятия, в части исполнения правил внутреннего распорядка данного учреждения.

7. Документация

К документации межшкольных групп относятся:

  • учебные планы, программы   дополнительных учебных курсов;
  • расписание учебных занятий;
  • план работы межшкольных групп;
  • журнал регистрации результатов работы;
  • личные карточки обучающихся (с заявлениями родителей и обучающихся о приёме на обучение в межшкольных группах).

Приложение №3

ПОЛОЖЕНИЕ

о сетевом взаимодействии

образовательных учреждений района

 I. Общие положения

1. 1. Настоящее положение разработано на основе Концепции модернизации Российского образования, Федеральном Законе «Об образовании», Уставов образовательных учреждений района.

1. 2. Организация  сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных учреждений, обеспечивающих возможность ученикам осваивать дополнительные программы повышенного уровня обучения.

1. 3. Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений являются:

- наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;

- договорные формы правоотношений между участниками сети;

- наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора;

- возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;

- возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам;

1. 4. Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляют те, кто выступает в качестве инициаторов сетевого взаимодействия: обучающиеся, их родители или законные представители, администрация образовательных учреждений,  представители органов управления образованием.

1. 5. Построение сетевого взаимодействия может осуществляться  в следующих организационных формах:

Первая форма связана с интеграцией нескольких школ на базе одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, выполняющая роль базовой школы. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых  общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она имеет возможность реализовать. Остальную часть профильной подготовки реализует базовая школа.

Вторая форма основана на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, среднего и начального профессионального образования - «паритетная кооперация». В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах.

Третья форма - комплексная модель, сочетающая в себе подходы построения сети по принципу «паритетной кооперации» и по принципу «ресурсного центра». В случае применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий реализация данной модели целесообразна в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дистанционного образования.

II. Цели и задачи

1. Обеспечение качественного образования, социализация  и адаптация школьников  к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения.

2. Обеспечение доступности образования сельских школьников, удовлетворяющего потребности социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых информационно- коммуникационных и педагогических технологий.

3. Обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

III. Нормативно-правовые акты, регулирующие сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

3.1. При заключении договоров между участниками  сети образовательные учреждения становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

3.2. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях выступают:

- комплект локальных актов, в которых регулируются правоотношения участников образовательного процесса в связи с реализацией дополнительных программ повышенного уровня обучения

- договор образовательного учреждения с учредителем;

- комплект договоров со сторонними образовательными учреждениями и организациями, обеспечивающих совместную реализацию дополнительных программ повышенного уровня обучения.

3.3. В комплекте локальных актов  могут быть закреплены положения, связанные с особенностями обучения с использованием сетевых форм организации учебного процесса:

- о праве обучающихся на освоение повышенного уровня учебных предметов и курсов в других образовательных учреждениях и организациях;

- порядок оформления договора с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительные программы повышенного уровня в сторонних образовательных учреждениях;

- порядок совместной с другими образовательными учреждениями реализации дополнительных программ повышенного уровня обучения;

- порядок освоения обучающимися дополнительных программ повышенного уровня обучения учебных курсов в сторонних образовательных учреждениях и организациях;

- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана, годовых учебных графиков, учебных расписаний;

- порядок осуществления зачетов учебных курсов, освоенных дополнительных программ повышенного уровня обучения учащимися в сторонних образовательных учреждениях или организациях;

- условия и порядок заключения договоров со сторонними учреждениями и организациями.

3.4. Комплект локальных актов обеспечивает регулирование всех деталей образовательного процесса в рамках  обучения по дополнительным программам повышенного уровня обучения.

IV. Структура и состав сети

В состав сети входят образовательные учреждения общего, дополнительного, среднего и начального профессионального образования  района.

V. Содержание и организация деятельности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках обучения по дополнительным программам повышенного уровня обучения

5.1.Образовательные учреждения, входящие в сетевое взаимодействие,  организуют свою деятельность, реализуя  программы повышенного уровня обучения .

5.2. Деятельность образовательных учреждений в составе сетевого взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Сетевое  обучение организуется на основе свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов школьниками. Для следующего учебного года они формируются ежегодно (в мае) и закрепляются договорами между образовательным учреждением и родителями учащихся с учетом кадровых и материальных возможностей школ. Индивидуальные образовательные маршруты уточняются и утверждаются в начале учебного года.

5.3. Выбор конкретного варианта сетевой организации обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми  располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

VI. Управление

6.1. Управление сети осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности. Высшим органом управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках организации  обучения является Управление образования. Отношения между сетью и учредителем определяются договором, заключаемым между ними.

6.2. Оперативное руководство сетью осуществляется представителями сетевых учреждений образования, а также представителем органа управления образованием.

6.3. Перспективные и стратегические вопросы деятельности сети  обучения обсуждаются и принимаются на конференции в составе делегатов от каждого учреждения образования сети.

VII. Финансирование

Средства на обучение школьников по индивидуальным образовательным маршрутам складываются из фонда оплаты труда учреждения, где работает сетевой учитель  в зависимости от объема отработанных часов, учебных программ и числа детей.

Приложение №4

Положение о педагогическом наставничестве.

(Творческие пары: наставник - молодой педагог)

Настоящее Положение определяет цели и задачи, условия деятельности творческих пар,  работающих в межшкольных группах с интеллектуально - одаренными и высокомотивированными обучающими

1. Общие положения

1.1. Педагогическое  наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в  или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.2. Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Цель  наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении;

2.2. Оказание помощи начинающим преподавателям в профессиональной и личностной адаптации.

2.2. Задачи  наставничества:

- создать условия для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;

- оказать помощь в изучении  и творческом внедрении в учебно - воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта по работе с интеллектуально-одаренными детьми

- предупредить типичные ошибки и затруднения в организации образовательного процесса, поиск возможных путей их решения

- способствовать успешной адаптации молодых учителей к работе с высоко мотивированными детьми.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Педагогическое наставничество организуется на основании приказа начальника управления образования.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методическая служба района

3.3. Руководитель методической службы определяет состав творческой пары – наставник-молодой педагог.

3.4. .Кандидатуры наставников  согласовываются с зам. директора по УВР школ, в которых работают педагоги.

3.5 Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен..

3.6. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым учителем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам участия в научно-практической конференции, фестивале педагогических идей.

3.7. За успешную работу наставник отмечается управлением образования по действующей системе поощрения.

3.12. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – Совет наставников.

4. Обязанности наставника

4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

4.2. Изучать:

  • деловые и нравственные качества молодого специалиста;
  • отношение молодого специалиста к проведению занятий,  учащимся и их родителям;
  • его увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.3. Вводить в должность.

4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий в межшкольных группах с высоко мотивированными обучающимися.

4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план проведения занятий в межшкольных группах; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий в межшкольных группах, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

4.7 Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

4.8. . Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника

5.1. Подключать с согласия методиста (зам. директора по УВР, руководителя методического объединения) других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста

6.1. Изучать ФЗ "Об образовании в РФ", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы межшкольных групп и функциональные обязанности по занимаемой должности.

6.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методической службы.

7. Права молодого специалиста

7.1. Вносить на рассмотрение методической службы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

7.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

8. Документы, регламентирующие наставничество

8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ начальника управления образования об организации наставничества;
  • планы работы педагогического, научно-методического совета, Совета наставников, методических объединений;
  • протоколы  Совета наставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;

методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

Приложение №5

Положение

о районном фестивале «Наставник - молодой педагог»

Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия районного фестиваля опытных педагогов-мастеров и молодых педагогов, работающих в творческих парах в межшкольных группах с интеллектуально одаренными  и высоко мотивированными обучающимися.

1. Общие положения

Фестиваль проводится управлением образования района, Советом директоров образовательных учреждений  района,  методической  службой района.

Фестиваль призван способствовать:

  • поддержке творческих преподавателей-мастеров и молодых педагогов , работающих в творческих парах в межшкольных группах с интеллектуально одаренными  и высоко мотивированными обучающимися, способствовать их инициативе, повышению профессионализма;
  • выявлению инновационного педагогического опыта в системе работы с интеллектуально одаренными  и высоко мотивированными обучающимися..
  • внедрению педагогических идей в содержание и технологии преподавания;
  • повышению профессионального мастерства и престижа труда педагогов.

2. Цели и задачи фестиваля

Выявление и популяризация педагогического опыта работников

Задачи:

  • выявление талантливых, творчески работающих педагогов образовательных учреждений
  • развитие творческого потенциала преподавателей и общественных инициатив;
  • совершенствование педагогического мастерства педагогов;
  • вовлечение в творческую деятельность молодых педагогов,
  • популяризация инновационного педагогического опыта.
  • широкое внедрение современных педагогических технологий, способствующих формированию конкурентоспособных выпускников;
  • формирование банка научно - педагогической информации,
  • создание условий для сотрудничества инициативных педагогов.
  • мотивация педагогов на инновационную, творческую деятельность.
  • привлечение внимания педагогической общественности к результативному  педагогическому опыту.

3. Организаторы Фестиваля.

3.1.Для подготовки и проведения Фестиваля создается организационный комитет, сформированный из работников методической службы, (далее Оргкомитет);

3.2.Оргкомитет утверждает программу проведения Фестиваля, порядок и процедуру подведения итогов Фестиваля;

3.3.Определяет порядок подготовки, организации и проведения Фестиваля;

3.4.Определяет порядок предоставления материалов от участников;

3.5.Объявляет о начале проведения Фестиваля;

3.6.Осуществляет взаимодействие со СМИ;

3.7.Формирует состав жюри конкурса, проводимого в рамках Фестиваля;

3.8.Организует торжественную церемонию награждения;

3.9.Организует обработку результатов конкурса и хранение материалов участников Фестиваля;

3.10.Осуществляет техническое и информационное сопровождение Фестиваля;

3.11.Совместно с жюри осуществляет разработку критериев оценивания представленных на конкурс материалов.

3.12.Распространяет официальную информацию о Фестивале

4.Порядок и сроки проведения.

4.1.Фестиваль проходит в марте ежегодно.

4.2.Приветствие  участников Фестиваля , открытые уроки, конкурсы        проходят в базовых  учреждениях .

4.3.Проведение Фестиваля предусматривает следующие этапы:

I этап (организационный) – 1.03-7.03.(7 дней со дня объявления даты Фестиваля): подача заявок на участие в Фестивале, консультации желающих принять участие в Фестивале.

II этап (основной): 9.03-25.03.: подача материалов. Представляемые материалы могут включать: планы уроков и внеурочных занятий педагогов с комментариями к ним авторов, разработки к урокам, занятиям и другие дидактические материалы, проекты, текстовые и графические материалы о школе.

Материалы на Фестиваль принимаются строго в соответствии со сроками, установленными настоящим Положением .

III этап (заключительный): с 27 .03-29.03

 Подведение итогов Фестиваля.

 Публикация материалов на сайте администрации района.

Приложение №6

ДОГОВОР НА ОБРАЗОВАНИЕ

В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

город _________________________________ «1» сентября 20_____г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №___», именуемое в дальнейшем «ОУ», в лице директора ______________________ ., действующего на основании Устава ОУ, Договора о совместной деятельности МОУ «СОШ №______ » с МОУ «СОШ №______», Положения об обучении в условиях сетевого взаимодействия и обучающийся _______________________________, именуемый в дальнейшем «Обучающийся», а также его родители (законные представители) ___________________________________, именуемые в дальнейшем «Родители», заключили договор о следующем:

1. Образовательное учреждение:

1.1.ОУ предоставляет обучающемуся возможность обучения по

индивидуальному учебному плану, утверждает этот план в порядке, установленном Уставом ОУ. Индивидуальный учебный план обучающегося является приложением к настоящему Договору.

1.2.Обязуется проводить занятия с обучающимся по индивидуальным учебным планам ______________  направления  на основании заявления.

1.3. Язык, на котором ведется образование - русский.

1.4. Освоение обучающимся  предметов повышенного уровня осуществляется в Базовых  школах (МОУ «СОШ №_____»)

1.5. Учебная нагрузка обучающегося составит _______ часов.

1.6. Обучающемуся предоставляется право изменить  направленность обучения в первые две недели занятий;

1.7. ОУ предоставляет обучающемуся и Родителям полную информацию для выбора направленности обучения.

2. Обучающийся:

2.1.Обязан соблюдать Устав ОУ  Базовой школы и настоящий Договор.

2.2. Имеет право на выбор  направленности обучения,

2.3.Имеет право на получение в полном объеме информации, необходимой для выбора направленности обучения.

2.4.Имеет право на освоение программы обучения по индивидуальному учебному плану.

3. Родители:

3.1.Обязаны соблюдать Устав образовательного учреждения МОУ «СОШ№___» и МОУ «СОШ №____», условия настоящего Договора.

3.2. Обязаны контролировать обучающегося на предмет соблюдения им Уставов данных ОУ и условий настоящего Договора.

3.3. Имеют право на получение в полном объеме информации, необходимой для оказания содействия обучающемуся в выборе  направленности обучения.

3.4. Имеют право на получение в полном объеме информации для контроля соблюдения условий настоящего Договора со стороны ОУ

3.5.Имеют право на получение в полном объеме информации для контроля условий и результатов подготовки Обучающегося в Базовой школе, связанном договорными отношениями с ОУ.

4.Срок действия Договора: с 01.09. 20___ по ___________  включительно.

5.Изменение Договора.

Любое условие договора может быть изменено по соглашению сторон, которое оформляется сторонами Договора и является неотъемлемым приложением к Договору.

6.Условия расторжения Договора

6.1. Договор может быть расторгнут по инициативе Родителей.

6.2.Договор может быть расторгнут   по инициативе Базовой школы  в следующих случаях:

а) регулярных пропусков занятий без уважительных причин;

б) за совершение противоправных действий обучающимся во время образовательного процесса в Базовой школе.

В каждом случае ОУ письменно извещает родителей о причине расторжения договора.

7. Реквизиты Базовой школы - МОУ «СОШ № ______

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №_______»

Адрес:

ИНН ____________________ КПП______________________

Директор ОУ__________________________

М.П.

Родители (законные представители)  ______________ (_______________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»

Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных  детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...

Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.                         Интерес к ней был высок во  в...

Из опыта работы Дежиной Н.Н."Развитие творческой и интеллектуальной одаренности учащихся"

В этой статье описан опыт работы учителя по развитию творческой и интеллектуальной одаренности на уроках биологии и во внеурочное время...

Развитие интеллектуально- одаренных детей.

Один из способов развития детей является «Научить детей учиться.»...

Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога

В презентации рассматривается понятие "одаренность", ее виды, признаки,  Особое внимание уделенно интллектуальной одаренности, интеллектуальному и исследовательскому поведению. В презен...

Педагогические условия развития интеллектуальной одаренности у детей среднего школьного возраста

Педагогические условия развития интеллектуальной одаренности у детей среднего школьного возраста...