Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)
статья по теме

Ерёмина Наталья Юрьевна

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.

                         Интерес к ней был высок во  все времена, и в настоящее время современное общество нуждается  в неординарной, творческой личности.

                       Цель работы - создание эффективных  условий через различные формы деятельности для полноценного развития,

                        поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного  подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педчтения100.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности

Н.Ю. Еремина, учитель математики и физики

МБОУ «ДООШ»

        «Без шлифовки и драгоценный камень не блестит».                                                                               Японская пословица

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Интерес к ней был высок во  все времена, и в настоящее время современное общество нуждается  в неординарной, творческой личности.

          Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем, поэтому одна из приоритетных задач современного общества - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

 «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». [1]

 Что мы понимаем под термином «одаренность»?

 «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».[2]

Актуальность выдвинутой проблемы состоит в своевременном выявлении обучающихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создании  развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

 Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью моей работы с одарёнными детьми.  

Цель работы: создание эффективных  условий через различные формы деятельности для полноценного развития, поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного  подхода. 

 Задачи педагогической деятельности: 

-изучение особенностей психического развития, воспитания и обучения одаренных детей;

-определение проявления и способов формирования одаренности в образовательной среде;

-формирование навыков самоконтроля и самооценки через рефлексию учебного занятия и во внеурочной  деятельности;

-проверка эффективности работы по формированию условий, способствующие развитию одаренности.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель – это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности. 

Формула, которой я руководствуюсь в работе: заинтересовать – выявить - научить – развить!

Работа с высокомотивированными детьми ведется по направлениям:

- проведение кружковых занятий с учетом дифференциации материала для разных групп обучающихся;

- проведение дополнительных занятий и индивидуальных консультаций;

- включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, выполняемую под руководством учителя;

- подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, чемпионатам  различного уровня;

          - ведение элективных и учебных курсов, разработанных и скорректированных педагогом.                

На занятиях я использую элементы следующих технологий обучения:    

           - технологию развивающего обучения;

           -технологию личностно-ориентированного обучения;      

           - технологию продуктивного обучения;  

            -технологию творческих мастерских;      

            -проектное обучение;            

            -инновационные компьютерные технологии.

            На занятиях с обучающимися ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Целенаправленная и систематическая работа с детьми, которые проявляют интерес к творческой деятельности, позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ), активизировать работоспособность и темпы познавательной и творческой деятельности обучающихся.                                            

          В своей работе особое внимание я уделяю ученикам 5-7 классов, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. В этом возрасте дети особенно активны, для них всё интересно, они хотят созидать и видеть результаты своей деятельности.  На этой ступени я приглашаю детей к участию в викторинах, предметных неделях, дистанционных  олимпиадах,  к конкурсам научно-исследовательских работ, к участию в Международном  конкурсе-игре «Кенгуру».                                                                                                                Знакомство обучающихся с эвристическими методами, формирование у них умения  систематизировать эти методы, использовать  их в решении различных задач – основополагающий момент  в проведении кружковых занятий.  Дети принимают активное участие в занятиях кружка «Занимательная математика», планирование которого составлено мной с учетом разных возрастных групп.    

             Наиболее интересными для обучающихся оказались занятия по темам:                                                    числа-великаны и числа-малютки; старинные задачи; арифметические ребусы; геометрические упражнения со спичками; задачи на разрезания; графы; логические задачи;  инварианты; математические фокусы;  недесятичные системы счисления.

            В нашей школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. На общешкольном родительском собрании  дети выступали с проектом «Тайны листа Мебиуса», где наглядно показали, какие превращения может  претерпевать лента Мебиуса в результате всевозможных разрезаний.    

              Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах, которые являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике и физике. Для целенаправленной подготовки детей к участию в конкурсах и олимпиадах большую роль отвожу индивидуальной работе. Я считаю, что олимпиады готовят детей к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одарённости. Я  составляю индивидуальные программы,  подбираю задачи на развитие гибкости и глубины ума, задачи на аналогию, на классификацию, на сравнение. Большое внимание уделяю дополнительным источникам:  «Математика» (приложение к  газете «Первое сентября»), журналам «Математика в школе»,  «Физика в школе», учебным пособиям заочных физико-математических школ, материалам предыдущих олимпиад, ресурсам интернета.

               Ежегодно мои ученики участвуют в дистанционных и международных  конкурсах, чемпионатах, олимпиадах.  

             Результаты  таковы:                                                                                                          

             Джамиева Мадина (7 класс) получила Диплом регионального победителя III степени по физике и  сертификат участника по математике (3 место в районе),  участвуя во  Всероссийском Молодежном предметном чемпионате, проводимом Центром развития Одаренности (г. Пермь)- 2011 год;    

             Фадеев Владислав (6 класс) - Диплом победителя II степени по математике (Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний»- 2012 год);    

               Парносов Иван (5 класс)- Диплом победителя III степени по математике, премия 3000 рублей    (III Всероссийские предметные олимпиады, проводимые центром поддержки талантливой  молодежи,  г. Бийск, Алтайский край- 2013 год).      

              Обучающиеся принимали активное участие в муниципальном  конкурсе «Физика  для любознательных» (2013 год), его результаты:        

             Джамиева Мадина (9класс) - Диплом победителя II степени;      

             Кулакова Ольга(8 класс)       - Диплом победителя III степени;      

             Лисаева Наталья (7 класс)    - участник.      

             Парносов Иван (5 класс)  получил Диплом победителя II степени, участвуя в конкурсе «Красота и величие математики» (2013 год).  

             В 2014 году дети также участвовали  в дистанционных олимпиадах и конкурсах, результаты - ожидаются.

             С каждым годом растет число участников международного математического конкурса «Кенгуру»: среди учеников 5-7 классов их число увеличилось с 8 до 15 человек.  

                                       Рис.1

       

             Для  обучающихся старших классов эффективными являются такие формы работы, как факультативы, научно-практические конференции, работа по индивидуальным планам, проектно-исследовательская деятельность.  Научно-исследовательская работа побуждает детей интенсивно трудиться, так как они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Старшеклассники готовят рефераты, доклады о выдающихся учёных, презентации, с которыми выступают перед младшими товарищами. Наиболее интересными оказались проекты по темам: «Треугольник Паскаля», «Геометрия формул», «Кривые на плоскости», «Золотое сечение», «Великий Пифагор» и др.

Большое значение  в деле развития творческих способностей  старшеклассников и в их дальнейшем самоопределении имеет посещение  занятий элективных курсов.

Для девятиклассников я разработала элективный курс «Технология работы с контрольно-измерительными материалами», который веду на протяжении нескольких лет.

Цели курса:

          -подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации, в соответствии с требованиями,  предъявляемыми новыми образовательными стандартами;                       

- оказание  индивидуальной  и систематической помощи  девятиклассникам при повторении  курса математики и физики.

Выпускники  показывают хорошие результаты: за последние 3 года успеваемость составляла 100%, уровень обученности вырос с 52% до 70%, качество- с 57% до 92%, средний балл- с 3,6 до 4,2.

                                          Рис.2


            Хочется сказать о современной образовательной технологии, которая позволяет успешно развиваться одарённому ребенку  -  это кейс-технология. Ее элементы я стала применять в текущем учебном году при подготовке к ГИА по физике и математике. В основе кейс-технологии  лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ и заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Цели кейс-технологии:

           - углубленное изучение предмета;

            -подготовка к олимпиадам, ГИА;      

            -индивидуализация учебного процесса.                                                                                              Данная технология помогает повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

В заключении хочется сказать, что одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Главная задача педагога - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. Педагог должен расширять собственный кругозор, видеть перспективы развития науки, формировать умения общаться со способными детьми, организовывать их индивидуальную и совместную деятельность в соответствии с интересами, развивать творческий потенциал.

Предлагаемый опыт работы, конечно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов  развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

                                                         Литература                                                                                                                                        1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"-документ от 4 .02.2010

2. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003                                        3.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 5-11 кл. М.: Айрис-пресс, 2009                                                 4. Интернет-ресурсы: http://pogovorok.ru /

       




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»

Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных  детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».

Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...

Развитие интеллектуально- одаренных детей.

Один из способов развития детей является «Научить детей учиться.»...

Статья «Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности».

Применяя в своей профессиональной деятельности разнообразные формы и методы способствую развитию творческих способностей у обучающихся в предметной области "Искусство"....